>Taking a keen interes...">
МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Де є Сампотас?

06/25/2003 | Габелок
Тут згадується місто Сампотас:

http://maidan.org.ua/n/free/1056454294

Де це є?

Це дуже цікаво тому, що "докиєвська" назва Києва була Самватас. Батьком Кия-Хільбудія був Самв/батас (Σαμβάτας).

http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=402&letter=C

>>Taking a keen interest in everything relating to the kingdom of the Chazars, Ḥasdai begs the king to communicate to him a detailed account of the geography of his country, of its internal constitution, of the customs and occupations of its inhabitants, and especially of the history of his ancestry and of the state. In this letter Ḥasdai speaks of the tradition according to which the Chazars once dwelt near the Seir (Serir) Mountains; he refers to the narrative of Eldad ha-Dani, who thought he had discovered the Lost Ten Tribes; and inquires whether the Chazars know anything concerning "the end of the miracles" (the coming of the Messiah). As to Eldad ha-Dani's unauthenticated account of the Lost Ten Tribes on the River Sambation, it may be interesting to note that, according to Idrisi, the city of Sarmel (Sarkel-on-the-Don) was situated on the River Al-Sabt (Sambat), which is the River Don. The name for Kiev, as given by Constantine Porphyrogenitus, is also Sambatas (Σαμβάτας). These appellations of the River Don and of the city of Kiev point evidently to Jewish-Chazar influences (Westberg, "Ibrahim ibn Ya'ḳub's Reisebericht über die Slavenlande aus dem Jahre 965," p. 134, St. Petersburg, 1898).


Слово "Самбат" є в кількох мовах, включаючи фінську та непальську (палі?). Чи хто може перексласти це слово з фінської?

Sambatas. Kievin toinen vanha nimi (toinen Kiava, Kihava), muistiin kirjattu vuonna 945 j.a.a. Kiev oli esikristillisellä ajalla pakanallinen kulttipaikka jossa uhrattiin Sampolle. Vanha sana samba, sammas tarkoittaa pylvästä, patsasta, alttaria, sekä kärpässientä. Pylvääseen ovat kallistuneet sekä Klinge että Heikkilä. Olihan intiaaneilla toteeminsa, egybtiläisillä obeliskinsa ja germaaneilla Irminsul-pylväänsä.
Teoksessaan "Sammon arvoitus" Setälä yhdistää sanan sammakkoon tai lentävään sammakkoon, sekä slaavilaisperäiseen sanaan zmej, zmaj, zmok, joka tarkoittaa käärmettä ja lohikäärmettä. Albertus Crantziuksen mukaan ("Vandalia") liettualaiset ja vandaalit palvoivat käärmeitä, jälkimmäiset nimellä sambuu. Vendeiltä tunnetaan myös haltia nimeltä Samm (rahalöytö 700 e.a.a. Vistula), mutta tästä ei tiedetä enempää. Tästä ovat tulleet sekä Samogitia Länsi-Liettuassa että Samsön saaren nimi Sjaellandin ja Jyllannin välissä.



http://www.philology.ru/linguistics3/trubachev-92a.htm

>>Подходя к концу настоящего очередного краткого очерка лингвистических проблем этногенеза, подчеркнем еще раз, что сейчас не имеет смысла спорить в принципе против возможности включения аллоэтнических компонентов в славянский этнос, в праславянский ареал. Это не означает, однако, что надо широко отворить ворота всем и всяким версиям, лишь бы в них утверждалась гетерокомпонентность славян и их языка. Напротив, и перед научной критикой в этой области встают более сложные и ответственные задачи. На IX Международном съезде славистов в Киеве чехословацкий лингвист старшего поколения К. Горалек специально посвятил свой доклад критике теории восточных влияний в праславянском языке [19]. Видимо, он выступил очень своевременно, потому что о таких влияниях пишут в последнее время все более и более охотно, и тут, действительно, нужна критика. Особенно везет здесь славному городу Киеву, под знаком 1500-летия которого проходил последний съезд славистов. Тысячу пятьсот лет назад - это время праславянское, т.е. наша тема, поэтому позволим сказать себе здесь несколько слов также об этом. Упомянем здесь новую попытку вернуться к осмыслению одного из названий Киева у Константина Багрянородного (X в.) - Sambatas в связи с древнееврейским названием субботы и еврейско-хазарскими влияниями [20]. Эта мысль неновая и понятная, хотя и окружена она преувеличениями вроде того, что в Киевской области Целый ряд рек носят название того же происхождения ('субботние, стоячие'). Все-таки для появления иноязычной гидронимии нужен соответствующий этнический слой в течение длительного времени, ср. тюркские названия вод на юге Украины ... Но откровенно плохо дело обстоит тогда, когда правильные, современные идеи и принципы пытаются распространить на собственные оплошности конкретного анализа. Так, совсем недавно один автор, справедливо возражая против мысли о "чистом" этносе славянства, принялся этимологизировать названия города Киева [21]. Очевидную связь *kyjevъ < *kyjъ он отверг и обратился к иноязычным названиям этого города - др.-исл. Kaenugardr, нем, стар. Chungard, полагая, что открыл в нем тюркское племенное название Kun, из варианта которого якобы и происходит Кы-евь. Автору этому осталось неизвестно, что германское, норманское Kaenugardr - это всего лишь отражение славянского *Куjаnъ (род. мн.) gordъ 'город людей Кия [22]. Окончательно запутывает себя молодой ученый ссылками на средневековые латинские формы Cygow, Kygiouia, где g - распространенная графема для j, и в целом никакого тюркского kugu 'лебедь' здесь нет и в помине. Тем самым рухнуло и построенное ad hoc этногенетическое здание "потомков оставшейся в среднем Поднепровье части венгерской орды", которые "смешались с пришедшим в середине XI в. родственным половецким племенем куев (ковуев)".
Войти в эти детали меня вынудила необходимость развеять заблуждение, а также твердая уверенность, что мелочей не существует.
С Киевом более или менее все ясно, остается пожелать, чтобы такая же ясность установилась с более древними эпохами формирования славянства. Я думаю, что ради этой ясности работаем все мы. Лингвисты, со своей стороны, немало сделали для воссоздания праславянского языка и его словарного состава. Не может поэтому не удивить, когда довольно известный американский славист X. Лант в коротенькой статье "On Common Slavic" вдруг заявляет, что раннепраславянский, реконструируемый в этимологических словарях, "is entirely hypothetical", протославянский - "a pure abstraction" [23]. Именно так, росчерком пера, без доводов охарактеризованы конкретнейшие труды, основанные на огромном количестве фактов. Посмотрим, какая же у автора собственная положительная программа; возможно, свою реконструкцию он аргументировал солиднее. Увы, нас ждет разочарование, тем более острое, что сейчас в Соединенных Штатах уровень сравнительного языкознания довольно высок. Автор явно путается в диалектной характеристике праславянского: то ратует (с опозданием) против бездиалектной концепции праязыка, то говорит про какую-то "абсолютную однородность до VIII в" Недовольный чужими гипотезами и абстракциями вот какую "доказательную" картину славянского этногенеза (или чего-то другого взамен) рисует он сам: "группа из 500 или 1000 индивидуумов, живущих особняком" или несколько таких групп (охотников, скотоводов), захваченных кочевой аварской империей в качестве "подневольных земледельцев, ставших пограничниками (анты - на востоке, винды - на западе)" или "военными моряками" (склавины); около 550-800 гг. благодаря их успеху и мобильности распространилась единая (homogenized) lingua franca по всей Восточной Европе. Даже о киммерийцах рискованны утверждения, будто они как особый этнос никогда не существовали и это был "подвижный конный отряд", но о киммерийцах мы не знаем почти ничего, во всяком случае - в сравнении с тем, что мы знаем и что мы способны восстановить с фактами в руках о славянах древности, о которых нам тут пишут похуже, чем о киммерийцах. Остается признать, что мы не так часто встречаемся со случаями, когда, как в данном примере, с безответственностью распоряжаются самобытностью и самостоятельностью славян, что побуждает нас и в чисто научном обсуждении этногенеза и параметров его исследования отвести видное место напоминаниям о научной этике и научной добросовестности

Відповіді

  • 2003.06.25 | Маξим

    Це хтось так жартує.

    За Яндексом:
    "Привет из древнего эрзянского Сампотаса - ныне столицы независимой Уграины." :)

    А "Ожомасонь" асоціацій не викликає?
  • 2003.06.27 | Анатолій

    Пане Габелок, як мені відомо -

    То всі старовинні слов"янські назви наші пращури створювали від імен дохристиянських Православних богів. Не дарма, Іван у своєму Євангелії пише "На початку було слово, і слово будо у бога, і слово було бог". Тобто всі навіть основні слова походили від імен богів. Між іншим, багато вчених схиляються до того, що тільки Євангелія від Івана є оригінальною, всі інші є пізнім творенням рук людських.
    Багато сакральних назв є зашифрованими саме іменами богів. Для наших пращурів це було не проблемою, але з винищенням древніх знань про богів агресивно налаштованим християнством, ми зараз не можемо відшукати багатьох імен.
    Від цього походить і назва УкРАїна, у корені якої маємо ім"я Господа РА. Від цього походить і назва річок з коренем СТР (Стрий, сТрубеж...) тобто від Стрибога. Від цього походить древня назва Еллада - від богині Лади і т.д.
    Слово Сампотас - аналог з нашими богами знайти не можу. Хіба що, якщо розділити на склади, то Сам-пот-ас, АС - це мешканець Північного континенту, мешканець ОСІ, ПОТ - у санскриті ПОТАЛА - підземне царство, у нас ПОТ - потойбічний.
    А САМ - може є аналогією Сан, сонце, але це є натяжкою.
    Може Сампотас - це місто, що виникло само по собі після того, як мешканці півночі аси пішли у потойбічний світ? Схоже, але не йму віри. Треба помитикувати ще.
    Анатолій


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".