МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Дети интересуются топонимикой и историей Крыма

06/15/2007 | Дневной дозор
В Кореизе прошел краеведческий конкурс среди юных читателей местной библиотеки. И для библиотекаря Инны Смирно, и для взрослой общественности поселка искренняя активность школьников была, если можно так сказать, долгожданным сюрпризом. На конкурс «Кореиз — история и современность», который проходил в два этапа, ребята представляли рефераты, посвященные истории края, и рисунки, в которых, как на ладони, лежала его современность.

Инна Анатольевна рассказывает, что подготовка к конкурсу была одной из самых важных стадий его проведения: «Вместе с ребятами, моими самыми активными читателями, мы клеили объявления на столбах по всему поселку, приглашали всех знакомых и друзей принять участие, обращались к меценатам за поддержкой — нам никто не отказывал». Своим профессионализмом и благожелательностью поддержали проведение конкурса и уважаемые члены жюри: старший научный сотрудник Ялтинского историко-литературного музея Ирина Науменко и преподаватель художественной школы Марина Шеханина.

Их усилиями и голосованием самих ребят были определены лучшие краеведческие рефераты, а молодые художники без исключения получили небольшие памятные призы от спонсоров. Инна Смирно, с радостью вспоминая о конкурсе, рассказывала, что картины юных художников привнесли удивительную нотку детской искренности. «Ребята готовы делиться со всеми своими впечатлениями и переживаниями о жизни в Кореизе, — говорит она. — Вот, к примеру, на одной из работ чья-то рука успела запечатлеть даже остов обгоревшего здания. В жизни мы проходим мимо таких пейзажей, подавляя в себе недовольство: дескать, кого обрадует такой вид? А на выставке смотришь на это место, нарисованное ребенком, совсем другими глазами: видно, как детей искренне трогают происходящие вокруг них события — они переживают, думают над тем, что преподносит жизнь, готовы рассказать о своих чувствах. Нужно только уметь слушать».

К примеру, рассказы о фрагментах истории Кореиза двух победительниц конкурса семиклассницы Анны Якушковой и ученицы 10-го класса Лены Богдановой, были отмечены судьями, как интересные и вдумчивые работы. Аня собрала малоизвесные факты о знаменитом жителе Кореиза Феликсе Юсупове, а Лена рассказала об истории Кореизской больницы и меценате И. Ф. Токианове, который, поселившись здесь в 1883 году, построил в поселке не только ее, но и Народный дом (сейчас клуб), и школу. Прочитав работы победителей, мы хотим их глазами показать читателям замечательный и скромный уголок Южнобережья — Кореиз.

«Первое упоминание о поселке, — рассказывает Лена, — относится к раннему средневековью — концу VIII века. Тогда, по предположениям ученых, он назывался торжищем Курасанты. Кроме этого известны и другие варианты названия: Куреис, Хореиз, Хуризы, Кюриз. Все они, в принципе, являются тюркизированным греческим «кур», означающим «заселенное место», «селище». Сравните: «Поликур» — «старое селище». В «Универсальном описании Крыма» В. Кондараки (1873) говорится, что это была самая оживленная деревенька на Южном берегу. В ней были несколько лавочек, трактир, и «путешественник без всяких затруднений мог достать здесь хлеб, чай и кусок жареного мяса». В путеводителе 1914 года говорится, что тогда в Кореизе находились почтовые отделения, телефонная станция, телеграф, аптека, булочная, больница, «замечательный Юсуповский дворец и прекрасный вид на лес и горы».

Даже не самые популярные сейчас факты истории нашли свое отражение в краеведческой работе десятиклассницы. Лена не забыла и то, что с Кореизской больницей, построенной на средства семьи Токиановых, связана революционная деятельность большевиков. Здесь отбывал ссылку и лечился от туберкулеза агент ленинской «Искры» В. Шкляревич. Кроме того, во время фашистской оккупации Крыма в больнице был настоящий подпольный госпиталь, где отлеживались раненые партизаны.

Аня Якушкова заглянула в историю Юсуповского дворца и его обитателей. «Интересно, что основателем рода Юсуповых, — пишет семиклассница, — считается некто Абу-бекир Бен Райок, потомок пророка Али и племянник самого Магомета. Предки Юсуповых ходили в походы с Тамерланом, основателем второй монголо-татарской империи. Одним из самых сильных и умных правителей того времени был хан Юсуф. Его правнук был крещен во время царствования Федора Алексеевича, именно с этим фактом и связана таинственная легенда рода Юсуповых.

Говорят, будто бы сразу после крещения Юсуфу было видение. Внятный голос отчетливо произнес: «Отныне за измену вере не будет в твоем роду в каждом его колене более одного наследника мужского пола, а если их будет больше, то все, кроме одного, не проживут более 26 лет». Роковое число преследовало Юсуповых с тех пор неотвязно, и страшное пророчество сбывалось из поколения в поколение. С 1914 года по воле обстоятельств княжеский род и фамилия перешли к Феликсу Феликсовичу — младшему сыну последней представительницы рода Юсуповых. Из четырех ее детей два сына умерли в младенчестве, а старший погиб на дуэли, не дожив до 26 лет полгода».

Много интересного узнали юные читатели Кореизской библиотеки во время краеведческого конкурса. Отрадно, что интерес к умной книге и родному краю возрождается благодаря чутким педагогам, библиотекарям-энтузиастам и отзывчивым меценатам. Хорошее это дело!

"Ялтинский Курьер"

Відповіді

  • 2007.06.18 | Alessandro

    Re: Дети интересуются топонимикой и историей Крыма

    Это, конечно, очень отрадно, что дети интересуются, но острый дефецит качественной литературы по теме даёт о себе знать.

    > он назывался торжищем Курасанты.

    Курсаиты. Но это можно списать на опечатку журналистов.

    > Все они, в принципе, являются тюркизированным греческим «кур», означающим «заселенное место», «селище». Сравните: «Поликур» — «старое селище».

    Таки не "кур", а хора или хори. Сравните Мисхор - среднее село, Капсихор - горелое село.

    Ну и, конечно же, уже традиционно принято забывать о том, кто в этой самой "оживленной деревеньке" жил. А вот кто:
    - 1926 г. – 567 чел. (457 крымских татар, 70 русских, 18 греков, 12 украинцев, 3 армянина, 2 белоруса)
    - 1933 г. – 458 чел. (399 крымских татар, 54 русских, 5 греков)


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".