Новый председатель Донецкой областной государственной администрации Андрей Шишацкий решил ввести новые правила для журналистов. Для этого его подчиненные придумали Стратегию информационной политики Донецкой области.
httpv://www.youtube.com/watch?v=04ybW9400T0&feature=player_embedded
Документ составлен в формате презентации на двух десятках листов в виде цветных картинок и графиков. За многообразием модных слов и разноцветных графических элементов скрыт главный смысл этой стратегии — установить четкие рамки для региональных журналистов в освещении тем, связанных с донецкой властью и узаконить зависимое положение журналистов.
Бьют, судят, отключают
2012 год уже можно считать годом наибольшего давления на региональную прессу.
Так выглядит ситуация со свободой слова по состоянию на февраль:
— 29 января во время шествия украинских националистов по центру Донецка, группа русских националистов напала на журналистов и разбила камеры. Уголовное дело по статье Уголовного кодекса 171 о препятствовании журналисткой деятельности до сих пор не возбудили.
— Славянский телеканал «САТ-плюс» был вынужден отказаться от ретрансляции оппозиционного TVi в городе в обмен на получение вещательной лицензии. В противном случае, славянское телевидение больше бы не вышло в эфир.
— в Горловке местная власть пугает журналистов расправой из-за их публикации о коррупции в местном совете.
— в Донецке журналистов избили в магазине за проведение видео-съемки. Реакции власти, кроме громогласных заявлений, не последовало.
— чиновник Донецкого городского совета Валентин Лактионов собирается подать в суд на журналиста, который разоблачил коррупционную схему закупки картофеля для средних школ города.
Вышеперечисленные факты являются официально зафиксированными. Сколько фактов давления на журналистов остаются скрытыми можно лишь предполагать.
Главные редакторы региональных СМИ в частных беседах размышляют так: либо мы будем на стороне власти, либо нам не дадут работать и ограничат государственные заказы, которые исчисляются десятками, а иногда и сотнями тысяч гривен на освещение различных мероприятий и событий. Не говоря уже о потерянных бюджетах, которые власть собирается потратить на поддержку своих кандидатов на парламентских выборах.
Свобода в рамках
Накануне парламентских выборов Донецкая областная государственная администрация решила фильтровать подачу информации об области в медиа и «направлять» журналистов.
К такому выводу можно прийти, ознакомившись с выводами экспертов, которые анализировали стратегию и представили свои заключения в среду, 22 февраля, в здании Донецкой облгосадминистрации.
Впервые стратегии журналисты узнали 27 января во время заседания регионального комитета экономических реформ при Донецкой областной государственной администрации. На заседание не пригласили ни собственников СМИ, ни главных редакторов, ни журналистов. Там присутствовали исключительно чиновники и лояльные к ним общественные деятели и научные сотрудники.
Стратегия содержится на двух десятках листов и сделана в виде обыкновенной презентации. В документе приводятся данные социологического опроса без выходной информации — автор опроса, количество опрошенных, период и т. д.
Выяснилось, что опрос проводила компания известного донецкого социолога Евгения Копатько, заказчиком была Донецкая облгосадминистрация. Сколько стоил данный опрос налогоплательщикам — неизвестно. Но цены на подобные работы на рынке колеблются от 5 до 7 тысяч долларов.
3 февраля «Новости Донбасса» беседовали с начальником управления информационной политики и по вопросам прессы и по совместительству пресс-секретарем донецкого губернатора Риммой Филь. Она заявила, что для нее «как для журналиста — это важный документ».
«Мне кажется, что это важно для всего общества и для сообщества журналистов. Я очень серьезно отношусь к разработке стратегии. Данная стратегия — это четкий ориентир», — сказала Филь. Чиновник сообщила, что «цель информационной политики — связать те пункты социально-экономического развития и связать программу губернатора и его миссию с тем как нужно коммуницировать с обществом».
В тот же день Филь предложила журналистам поучаствовать в разработке плана мероприятий на год в рамках этой стратегии: «Чтобы в этот проект включались все ведущие руководители СМИ. Я настаиваю — руководители, как люди определяющие информационную политику».
10 февраля в гостинице Рината Ахметова «Донбасс палас» в 10 утра состоялась встреча главных редакторов местных СМИ с губернатором Андреем Шишацким. Но о программе на встрече не говорили — обсуждали общие вопросы взаимодействия журналистов и власти, журналисты высказывали свое видение работы веб-сайта администрации и рассказывали о трудностях с которыми сталкиваются во время общения с чиновниками.
22 февраля в здании Донецкой областной государственной администрации заместитель Филь Елена Малютина собрала членов Общественного совета при губернаторе и представителей коммунальных СМИ области с целью обсудить стратегию. Ранее планировалось, что мероприятие будет вести Филь.
«Цель нашего круглого стола — объединить усилия власти и общественности для того чтобы мы разработали механизмы коммуникации по улучшению имиджа Донецкой области», — объявила Малютина.
Чиновник рассказала, что «на основе исследований об ассоциативном восприятии, стало очевидно что Донецкая область, по мнению большинства граждан, носит негативный характер. Это область олигархов, бандитов и других негативных моментов. Поэтому, мы хотим изменить этот ассоциативный ряд на позитивный и стать лидером среди других регионов, используя свои уникальные возможности», — сказала Малютина.
Презентуя стратегию общественности, Малютина рассказала, что в ее основе заключен «месседж» Шишацкого, который он произнес во время своей «инаугурации» в качестве губернатора: здоровая экономика, здоровое общество и здоровые люди.
«Придерживаясь этих трех простых принципов, мы разработали эту стратегию, — говорит Малютина. — Мы хотим сделать регион комфортным для проживания и для ведения бизнеса».
Для достижения этой цели чиновники предлагают подготовить пул спикеров по критическим темам с целью распространения исключительно позитивной информации.
Малютина объяснила, что данный пул будет состоять из числа журналистов и экспертов. Задачей журналистов будет проводить разъяснительную работу среди населения, задачей чиновников — создать программу коммуникации.
«Выстроить взаимополезные отношения со СМИ и насытить информационное пространство готовой положительной информацией», — сказала Малютина.
Интернет-издания области, которые по мнению чиновников, работают в режиме «желтой» прессы, у Шишацкого относят к средней степени риска.
«Мы хотим обозначить пул тем, связанных с личной жизнью руководителей области и системно работать в социальных сетях», — рассказала о методах борьбы с интернет-журналистами Малютина.
Она предложила новый термин — «референтное блогерство», но не объяснила что он обозначает, сославшись лишь на то, что «таким образом власть будет нивелировать негатив в блогосфере».
Еще один риск, по мнению чиновников администрации Андрея Шишацкого, резонансные события, которые происходят в области — аварии на шахтах, на производстве. К этой же категории отнесли и протесты населения.
Для минимизации данного типа рисков чиновники предлагают «создать пул лидеров общественного мнения, которые способны управлять общественным мнением и нивелировать негативные последствия этих резонансных событий».
Объясняя пути достижения поставленных целей, Малютина рассказала, что у администрации есть определенные возможности: «Максимальное использование медиа для изменения негатива на позитив в восприятии области, проектное финансирование, построение системы коммуникации».
Малютина также добавила, что власть собирается активно использовать «инновации и технологии в построении коммукационных программ».
В завершение Малютина назвала причины по которым Донецкая область имеет негативный имидж: «Недостаточная квалификация СМИ, протесты в обществе и критиканство оппозиционных СМИ в отношении власти».
Доклад Малютиной вызвал негодование у части общественников и присутствующих на заседании ученых.
Активисты и научные сотрудники обвинили власть в стремлении манипулировать общественным мнением, в попытке вернуть к практическому использованию «темники» и низком профессиональном уровне подготовки данной стратегии.
Кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Донецкого национального университета Татьяна Нагорняк заявила, что социологический опрос на результаты которого опираются чиновники, построен на неправильном инструментарии.
«Стратегия информационного развития должна ориентировать действия всех агентств, средств массовой информации и власти на приумножение позитива. Все то, на чем основана данная программа — это кухня, это то, что надо обсуждать в узком кругу людей, а не выносить на показ. Если мы говорим об образе Донецкой области, мы должны подавать позитив, презентовать его», — отметила политолог.
Нагорняк считает главной проблемой власти при создании данного документа -отстутствие диалога с профессионалами. Она назвала ошибкой совмещать образы Донецкой области, города Донецк, жителей области и города в одном имиджевом документе. «Создается впечатление, что люди, которые это делали недостаточно понимают зачем это нужно. Много общих понятий, много воды, а где конкретика? — говорит Нагорняк. — Если власть не будет мешать нам делать свое дело, то у нас будет хорошее будущее».
Отвечая на часть обвинений, заместитель начальника управления информационной политики и по вопросам прессы облгосадминистрации Владимир Безродный сказал: «Если мы помним 2004 годы, „темники“… Не надо переносить это на нашу ситуацию. Фраза „готовый информационный продукт“ — это может быть пресс-релиз».
«Говоря о лидерах общественного мнения, речь идет о специалистах, которые знают тему и могут квалифицированно рассказать информацию… Вместо этого СМИ находят кого бы то ни было, только чтобы он сказал, что все плохо… Власть хочет найти лидеров общественного мнения. Не тех, которые подстраиваются под власть, а кого люди слушают», — резюмировал Безродный.
http://novosti.dn.ua/details/174688/