Развитие ситуации в Беларуси в марте 2012 года: основные события и комментарии
Introduction:
В связи с вынужденными переездами я не делал доклад за первую половину марта.
Наиболее важным событием марта является решение Совета ЕС о расширении санкций. 23 марта список невъездных пополнили 12 человек: причастные к репрессиям судьи, прокуроры, силовики.
Были введены санкции в отношении 29 компаний, которые являются бенефициарами режима Лукашенко, представляют бизнес семьи Лукашенко.
В настоящее время санкции ЕС введены в отношении 240 персон и 32 компаний.
В оценке возможных последствий расширения санкций ЕС, возможных ответных действий режима Лукашенко среди экспертов нет доминирующего мнения.
Более распространено мнение, что ЕС, впервые введя санкции в отношении достаточно значительного количества белорусских компаний1, подошел к определенной черте в давлении на режим Лукашенко, которую не перейдет. Прежде всего потому, что опасается толкнуть Лукашенко в объятия России. После этого шага последует период долгих дипломатических маневров, кулуарных переговоров об условиях возобновления диалога.
Ряд экспертов полагают, что действия и ЕС и режима Лукашенко с этого момента можно описать в категориях конфликтологии. Каждая сторона будет делать все более сильные, конфронтационные шаги, чтобы сохранить лицо. В таком случае действия Лукашенко будут все более похожи на действия человека, который набросил себе на шею петлю в надежде, что его остановят, согласятся с ним. Этой петлей в данном случае является степень зависимости от России.
Высказывается также мнение, что ЕС сделал слишком резкий шаг. Расширение санкций отдаляет момент освобождения политических заключенных. Главным ответом Лукашенко будут широкие репрессии.
В общих чертах, я согласен с первой точкой зрения. Однако с существенной поправкой. ЕС впервые ввел санкции в отношении ряда компаний, поставляющих нефтепродукты на рынок стран ЕС. Это означает, что все же существует вероятность расширения болезненных для режима Лукашенко экономических санкций.
Summary:
Главный ответ власти на санкции будет в сфере внешней, а не внутренней политики. Режим Лукашенко постарается убедить Запад, что в ответ на расширение санкций активизирует сотрудничество с Россией.
Вместе с тем власть постарается использовать ухудшение отношений с Западом для того, чтобы убедить Москву в необходимости увеличения экономической поддержки.
В действительности власть не пойдет на уступки России. В союзе с Казахстаном будет блокировать инициативы российского руководства усилить централизацию в рамках создаваемого Евразийского союза.
В 2012 году российское руководство вряд ли будет настаивать на других уступках со стороны режима Лукашенко. Не будет требовать продать российским компаниям белорусские предприятия, объединить денежные системы.
Наиболее актуальным вопросом внешней политики администрации Путина в 2012 году будут отношения с Украиной. Россия окажет давление на Украину с целью покупки газотранспортной системы. Будет толкать Украину в Таможенный союз.
Администрация Путина использует сотрудничество с Беларусью как рекламу для Украины. Вместе с тем, Москва не удовлетворит просьбы Лукашенко увеличить объем дотаций.
В сфере внутренней политики режим Лукашенко будет оказывать давление на позицию ЕС теми методами, которые использует сейчас. Оказывает давление на политических заключенных, в том числе с использованием уголовников. Власть осложнила2 выезд в страны ЕС представителей оппозиции, лидеров NGO, внесенных в ее «черный список». Продолжаются репрессии в отношении оппозиционных организаций, которые власть считает причастными к попытке штурма Дома правительства 19 декабря 2010 года.
Если ЕС будет последовательным, решительным, будет расширять экономические санкции, это не приведет к смене власти в Беларуси: разобщенная, представленная конфликтующими группами оппозиция не имеет лидера, программы. В своем нынешнем качестве оппозиция неспособна сформировать эффективно функционирующие органы власти.
Однако, действуя таким образом, можно заставить власть вынужденно двигаться по коридору изменений в Беларуси. Первым таким шагом должно быть освобождение политических заключенных.
Если ЕС отступит, согласится на условия Лукашенко, наиболее вероятно, ныне находящиеся за решеткой политические заключенные будут освобождены. Но тогда на следующем витке цикла в отношениях режима Лукашенко с ЕС (оттепель – напряженность) их место в тюрьмах займут другие.
ЕС сделал первый шаг по ограничению импорта нефтепродуктов из Беларуси. Что дальше?
13 марта заместитель министра иностранных дел Александр Гурьянов сообщил данные по товарной структуре белорусского экспорта в 2011 году3:
Нефть и нефтепродукты – 34,4%;
товары химической промышленности – 21,5%;
машины, оборудование и транспортные средства – 18,3%;
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 9,6%;
металлы и изделия из них – 6,1%;
текстиль, текстильные изделия и обувь – 2,6%;
древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 2%;
другие товары – 3,7%.
Товарооборот со странами ЕС по итогам 2011 года составил 25 млрд. долларов, причем положительное сальдо сложилось в пользу Беларуси в размере 7,5 млрд. долларов. Доля белорусского экспорта в ЕС увеличилась с 30% до 39%. Подобная динамика наблюдается и в январе-феврале 2012 г. Нефтепродукты составляют основную статью экспорта Беларуси в страны ЕС.4
В числе компаний, на которые были наложены санкции ЕС, значатся концерн «Трайпл» Юрия Чижа и компания «Юнивест-М» Анатолия Тернавского. Нет данных, какую долю составляют поставки нефтепродуктов в страны ЕС «Трайпла» и «Юнивест-М» в общем объеме поставок нефтепродуктов из Беларуси в страны ЕС. После введения санкций 23 марта представитель ассоциации автозаправщиков Литвы отметил, что «Трайпл» поставлял в Литву около 10% от объема импортируемого дизельного топлива.
Основная часть объема нефтепродуктов из Беларуси, поставляемых на рынок стран ЕС, приходится на предприятия концерна «Белнефтехим». Санкции 23 марта не приведут к существенному сокращению белорусского экспорта в страны ЕС. Однако, сам факт, что ЕС ввел санкции в отношении двух компаний – поставщиков нефтепродуктов, означает, что вероятность дальнейших шагов ЕС в этом направлении существует.
Пока власть оценивает эту вероятность как низкую. Власть не отказалась от своего намерения навязать ЕС диалог об условиях освобождения политических заключенных. Команда Лукашенко будет внимательно следить за реакцией ЕС на ее ответные действия.
Определенным преимуществом режима Лукашенко в отношениях с Западом является то, что для Запада система принятия и реализации политических решений в Беларуси – это «черный ящик». До сих пор весьма распространено мнение, что в Беларуси де-факто суперабсолютная монархия. Все решает, все контролирует один человек – Лукашенко.
В составе команды Лукашенко есть люди, которые хорошо знают, как работает огромная бюрократическая машина ЕС. Есть большой объем открытой информации о том, что говорят, что намерены делать в Брюсселе. И о том, чего опасаются в Брюсселе и в столицах ряда стран ЕС, которым интересна Беларусь. Сейчас команда Лукашенко будет давить на эти кнопки, точки уязвимости ЕС. Они знают, что на Западе опасаются:
-
Толкнуть Лукашенко в сторону России.
-
Вызвать волну широких репрессий.
-
Вызвать негативное отношение к оппозиции со стороны граждан, недовольных последствиями санкций ЕС.
-
Вызвать в белорусском обществе рост антизападных и пророссийских настроений.
Кроме того, бизнес ряда стран ЕС, в первую очередь Литвы и Латвии пострадает в результате санкций в отношении белорусских компаний.5
Безусловно, власть учитывает, что Беларусь не находится в фокусе внимания Запада (США и ЕС). Кризис еврозоны. В ЕС считают более актуальным вопросом поддержку молодым правительствам стран Северной Африки, где недавно произошли революции. Интерес привлекают события в Сирии, где разгорается гражданская война. Запад обеспокоен развитием ядерной программы Ирана. Команда Лукашенко может рассчитывать, что Запад удовлетворится малым, все же пойдет на диалог на ее условиях, отступит.
«Нынешняя политика ЕС вынуждает Беларусь активнее идти по пути участия в евразийских интеграционных объединениях»
В результате якобы произошедшей утечки информации в Интернете появилось сообщение о совещании в Администрации Президента (АП) 15 марта о «текущем состоянии диалога Беларусь – ЕС, степени готовности возможных ответных мер реагирования».
Большое внимание среди подобных мер было отведено вопросам сотрудничества с Россией. На совещании обсуждались вопросы: «углубление политического взаимодействия; обеспечение политико-дипломатической поддержки; итоги участия в ЕЭП6; Евразийский экономический союз; перспективы единой валюты; оборонный и военно-технический комплекс; подходы по ПРО7; северный маршрут доставки грузов для группировки в Афганистане; участие России в приватизации белорусских предприятий».
На основании сообщений из Брюсселя власть могла допускать, что 23 марта на Совете ЕС будет принято решение о санкциях в отношении ряда белорусских компаний.
Можно не сомневаться, что подобная утечка информации была организована властью, чтобы передать Западу «страшилку»: экономические санкции ЕС могут заставить режим Лукашенко пойти на уступки России, сделать шаги, которые в Москве называют настоящей интеграцией: продать предприятия российским компаниям, объединить денежные системы, расширить военное присутствие России на территории Беларуси.
Начальник управления внешней политики АП Максим Рыженков в интервью самому крупному СМИ в Беларуси – Интернет-порталу tut.by8 отметил, что подобные вопросы действительно обсуждались в АП. Рыженков заявил: «Мы, конечно, хотели бы такого же высокого уровня партнерства и с нашими западными соседями – ЕС. Однако та политика абсолютно надуманных ограничений и санкций, которой придерживается ЕС (а судя по последним заявлениям, он намерен придерживаться ее и далее), не позволяет полностью раскрыться потенциалу наших отношений. Такая политика вынуждает Беларусь активнее идти по пути участия в евразийских интеграционных объединениях, которые, кстати, имеют весьма серьезный положительный эффект как для нашей экономики, так и для повышения благосостояния граждан».9
Власть хочет донести до мнения Запада, что в случае дальнейшего расширения экономических санкций может получить дополнительную поддержку из России. В данном случае идет речь не только о дополнительных нефтегазовых дотациях. Появилась информация, что белорусские компании, в отношении которых введены санкции ЕС, создадут юридические лица на территории России и будут экспортировать продукцию от их имени.
Ряд официальных лиц заявили, что в случае расширения санкций ЕС, белорусские компании переориентируют транзит. Прекратят использовать порты Литвы (в Клайпеде) и Латвии (в Риге). Будут использовать порты России (в Санкт-Петербурге) и Украины (в Одессе).
Однако это блеф. Отношения с Россией далеко не такие безоблачные, как это хочет представить Западу власть. Команда Лукашенко понимает, что сейчас Россия будет заниматься Украиной. Однако после этого Путин вернется к белорусскому вопросу внешней политики России. Потребует платить по всем старым счетам. Кроме того, у него давние личные счеты с Лукашенко.
Власть не будет ставить экспорт в зависимость от России. Что же касается использования портов России и Украины, то это потребует значительных дополнительных затрат на транспортировку грузов, выстраивание новых схем логистики. Также сомнительно, что порты в Санкт-Петербурге и Одессе имеют достаточные дополнительные мощности, чтобы обеспечить транзит белорусских грузов, которые ныне идут через Клайпеду и Ригу.
Другие ответные действия режима Лукашенко: осложнение поездок, издевательства над политическими заключенными, давление на «революционеров»
22 марта Лукашенко дал интервью телекомпании «Russia Today». Он заявил, что список невъездных в ЕС чиновников и бизнесменов принят с подачи оппозиции.
На вопрос о том, создан ли в ответ список невыездных из Беларуси, Лукашенко сказал: «А мы сделали. И то мы его еще на полную мощь не ввели. Но введем. Это они Западу подбрасывают фамилии, организации, предприятия и настаивают на введении экономических санкций».
С начала марта отказ в выезде за границу получили 15 представителей оппозиционных организаций, правозащитников и независимых журналистов.10
14 марта был в очередной раз помещен в тюремный карцер председатель общественной организации «Молодой Фронт» Зьмицер Дашкевич.
17 марта жена объявившего голодовку политического заключенного Сяргея Коваленка получила уведомление из департамента наказаний МВД, что он будет переведен в психиатрическую больницу «для оказания соответствующей помощи».11
В марте имели место многочисленные случаи арестов активистов оппозиционных организаций «Молодой Фронт», «Говори правду».
Есть основания полагать, что репрессии и далее будут иметь локальный характер.
Репрессии не направлены против оппозиционных организаций, от которых в понимании власти не исходит угроза уличных выступлений. Репрессии не направлены против NGO, деятельность которых не имеет непосредственной политической направленности.
Впервые после 19 декабря 2010 года власть разрешила проведение уличной акции оппозиции. 25 марта ряд оппозиционных организаций провели демонстрацию в годовщину создания Белорусской Народной Республики. Ни один участник этой акции не был задержан.12
Несмотря на достаточно частые антизападные публикации в государственных СМИ, нельзя сказать, что пропагандистская машина режима Лукашенко работает на полную мощность, проводит антизападную и пророссийскую информационную кампанию.
В январе 2004 года, когда Россия полностью прекратила поставки газа и потребовала от Лукашенко пойти на уступки, пропагандистская машина была пущена на полные обороты. После работы перед рабочими государственных предприятий выступали сотрудники исполнительной вертикали. Говорили, что российские олигархи хотят за бесценок купить белорусские предприятия, а рабочих выбросить на улицу.
В настоящее время власть инициировала выступления ряда рабочих коллективов13 против санкций ЕС. Однако это единичные случаи. Власть не собирается нагнетать в обществе антизападную истерию. В силу нескольких основных причин.
-
И в нынешней ситуации власть полагает, что главная угроза исходит не от Запада, который требует освободить политических заключенных, а от России, которая хочет купить предприятия, надежно привязать Беларусь.
-
В условиях неблагоприятной материальной ситуации для большинства белорусских семей власть не хочет будоражить общество. Опасается спровоцировать панику на потребительском рынке, отток вкладов из банков.
Вероятно, определенную роль играет и то, что власть стала более прагматично, рационально действовать в информационном пространстве. Несмотря на то, что на Интернет-порталах (в том числе и на крупнейшем по посещаемости портале tut.by) достаточно объективная информация о происходящем в Беларуси, власть не предпринимает усилий по введению цензуры в интернет-пространстве.
Экономический кризис 2011 года вызвал понижение и без того невысокого уровня доверия общества к государственным СМИ. Лукашенко, председатель Национального Банка Петр Прокопович, государственные СМИ уверяли в начале 2011 года, что никакой девальвации не будет… По мнению независимых социологов, уровень доверия граждан к государственным СМИ колеблется на отметке 30-35%. В такой ситуации включенная на полную мощность пропагандистская машина Лукашенко будет работать без достаточного эффекта.
1 Ранее санкции были введены в отношении трех компаний: «Белтехэкспорт», «Спорт-пари», «БТ Телекоммуникации».
2 Нельзя говорить, что выезд представителей оппозиции, правозащитников, лидеров NGO, независимых журналистов, внесенных в «черный список» власти стал невозможным. Их поездки в страны ЕС возможны через неконтролируемую российскую границу. Я не согласен с мнением, что власть может перекрыть для них и российскую границу. На это просто не хватит ресурсов. При желании всегда можно найти обходные маршруты поездок в страны ЕС. Единственная проблема, которую создает власть – это дополнительное время и дополнительные расходы.
4 При этом нефтепродукты из Беларуси составляют менее 1% от объема нефтепродуктов, потребляемых странами ЕС.