День шахтера со слезами на глазах

Этот праздник для моей семьи всегда казался настоящим, даже не советским, а каким-то сакральным. Ничего удивительно: в советские годы в Донецке День шахтера чтили наравне с Пасхой и Новым годом.

В общем, День для меня был действительно профессиональным: отец трудился на ДЭМЗ по производству горно-шахтного оборудования, мать – на шахте Калинина, практически в том же районе, где сегодня Ринат Ахметов отгрохал «Донбасс-Арену».

Не буду долго писать об отце, он умер с тысячными долгами перед ним госпредприятия аккурат за три дня до выхода на пенсию по возрасту. Отгорбатил с 14 лет на «светлое будущее», так сказать…

А вот с мамой, точнее с ее пенсией вышло, как в старой сказке «Битый небитого везет».

Общий стаж у нее 35 лет. С юности работала в бухгалтерии шахты им. Калинина. Проработав 25 лет, решила перейти на «козырную» должность, как тогда казалось, машиниста подъема на многоканатной установке (грузо-людской) на этой же шахте. Не видела ни праздников, ни выходных, ни ночей нормальных. Напряженная работа (связана с повышенным вниманием, вредностью, посменная – добираться в 1 или 4 часа ночи можно только на такси, что было непозволительной роскошью, или пешком заброшенным радиополем и по криминальной Игнатьевке). Перед вступлением в должность потребовалось выучиться и получить заветный диплом в Макеевском комбинате.

По нормативам, эти специалисты уходят на пенсию по Списку № 2. На пенсию мама выходила в 1993 г. В этот период шла дележка активов региона между красными директорами и бывшими цеховиками, которых тогда модно было называть новыми русскими или украинцами. В то время молодую Украину наводнили денежные фантики – купонно-рубли-карбованцы и т.д. Пенсионный фонд для начисления пенсии сделал, выходившим в то время на заслуженный отдых людям, самый низкий коэффициент. Да и уходила на пенсию, когда государство имело перед ней большие долги. С тех пор списочники, отдавшие здоровье, но вышедшие на пенсию «в неудобное время» получают пенсии по минимальному уровню.

Одним словом, мама – ветеран труда, сегодня по Списку № 2 получает меньше 1000 гривень пенсии. Ровно столько, сколько получает сосед-алкаш Колька, проработавший проводником на «железке» по трудовой книжке меньше 5 лет – перевозя «зайцев» из Москвы в Крым да бадяжа чай пассажирам.

В День шахтера хочется вспомнить и о тех директорах, которые разваливали в 1990-х годах народное хозяйство. О новых цеховиках, сменивших масть на бригадных, большинство из которых (кто уцелел) превосходно устроил и свою жизнь с депутатским мандатом и своим сыновьям, продолжающим и дальше получать барыши с копанок Донбасса и по прежнему платящим наемным работникам жалкие крохи с того пирога, который они дерибанят. Кстати, за дерибаном -то этим следят их папаши и друзья-однопартийцы.

Тем временем производственные травматизм и смертность на украинских шахтах находятся на уровне каменного века. Подземные воды из-за закрывающихся и высосанных финансово шахт грозят затопить весь конгломерат, а до проблем радиоизлучаемых терриконов у партии этого региона не доходят руки. Точнее, руки заняты – считают миллиардные прибыли за 2,5 года своей власти. Всем этим хозяйством управляет один клан. Но хозяевам жизни нет дела, ни до смертности горняков, ни до пенсий, вот таких людей, как моя мать.

На шахтах и в советское время безопасность была хуже, чем в цивилизованных странах. Из 1970-х годов вспоминаются шахтерские гробы. Было это часто. И всенародное молчание было. Ведь в программе «Время» передавали, что в ЮАР погибли два шахтера! Какой ужас! А тут, оказия, в этот же день во Дворце Октябрьской революции почти в центре Донецка хоронят три десятка советских горняков. Про наших трудяг было принято молчать. Рабы всегда безмолвны. Учеба моя проходила в ОШ рядом с шахтами. Среди однокашников редко можно было встретить тех, чьи отцы не были серьезно травмированы или похоронены после метановых взрывов.

Сегодня Донбассом управляет Партия регионов, как раньше им правила КПСС. Власть через бандитские 1990-е перешла, как эстафетная палочка. На манеже всё те же.

Мои земляки – шахтеры первыми подняли волну недовольства в 1989 г. и разбудили массы. Мы, советские люди, стояли с ними бок обок и прогнившая модель власти рухнула. Ребята тогда не имели даже элементарного мыла и авосек (заменяли им мочалки), чтобы идти в забой. Еще пару лет правления команды профессионалов и авоськи вернутся.

Пока Донетчина не проснется от летаргии «делов не будет», именно так выражаются многие горняки. Пока же Донбасс пригнал Украине порожняк и Руину.

Вся страна знает об этом. Сказать только пока ничего не может. Или не хочет?…

About Віталій Овчаренко 451 Articles
Журналіст, громадський діяч, Донеччанин, ветеран російсько-української війни.

1 Comment

  1. І у Нововолинську на Волині – шахтарському депресивному містечку теж відсвяткували День шахтаря. Із масовою пиятикою у громадському місці – Парку… культури та відпочинку. На газонах біля єдиного на все місто громадського, гм, туалету. Проте, міського голову Віктора Сапожнікова та місцевих пияків запахи не зупинили. Міліція робила вигляд, що громадяни п’ють мінеральну воду, а не горілку. Прибулі із інших міст Волині, на підмогу, міліціонери говорили, що такого алкоголізму іще не бачили ніде. Голова Волинської ОДА Борис Клімчук, у вступному слові, вихваляючи мера, назвав місто “українським зарубіжжям”. І словом не обмовившись, про споювання громади. Мабуть, щось вкрав із міського комунального майна.

Kommentarerne er lukkede.