Это интервью Збигнева Буяка реакция на его статью Збигнев Буяк. Польша на грани предательства, которая вызвала бурную реакцию в Польше. Статья вызвала настолько большой резонанс, что по мотивам ее обсуждения высказался президент Польши (об этом по ссылке выше).
Интервью Збигнева Буяка
Беседу вел Конрад Пясецкий
Польша предает Украину?
Она близка к этому.
Прямо впритык к предательству?
Да, да, да.
И в чем это предательство заключается?
В том, что с одной стороны, конечно же, сами украинцы могут видеть, насколько проукраинская наша политика на европейских форумах. Только в же самое время, на украинской границе идет настоящая война.
И как Польша должна в этой войне участвовать?
Если сосед ведет войну с нашим общим смертельным врагом, то, наверное, надо этому соседу помочь. В данном случае – не только морально, потому что они там стреляют друг в друга.
То есть посылать оружие, военные технологии, своих солдат? И как далеко эта помощь должна зайти?
Я сторонник того, чтобы она зашла очень далеко. Ведь зачем-то же мы сформировали украинско-польско-литовскую бригаду. Разве не именно для таких случаев? Тогда почему, спрашиваю, эта бригада сейчас не на востоке?
Вы хотели бы, и можете это себе представить, чтобы польские солдаты сражались в окопах Мариуполя или в аэропорту Донецка?
Это было бы замечательно! Потому что в таком случае мы показали бы, что создаем в этой части Европы крепкий стратегический союз, который будет гарантом безопасности не только нашей, но и всей Европы.
Но это де-факто была бы война с Россией.
Это уже проблема России – как это интерпретировать. Если она считает возможным публично декларировать, что там нет ее войск, то мы, в таком случае, можем декларировать, что всего лишь помогаем в борьбе с какими-то там террористами на востоке.
В ситуации, когда борьба идет с сепаратистами, пусть это до известной степени и условное название; когда с натяжкой, но всё-таки можно представить дело как антитеррористическую акцию, военная помощь, вот так, напрямую, еще можно себе представить. Но в такой ситуации, как сегодня, когда туда введена регулярная российская армия, если бы там были польские солдаты, это означало бы войну между Польшей и Россией,
Мы ведь знаем более или менее, как россияне испокон веков ведут войны. Каждый раз, когда они чувствуют сильное сопротивление, они становятся осторожными, и могут даже отступить. Я за то, чтобы мы не оставляли украинцев одних. У военной помощи есть разные уровни. И если я говорю, что мы вплотную подошли к предательству, то это потому, что сегодня мы не оказываем необходимой поддержки даже на самом элементарном, начальном уровне.
Вы считаете, что эта поддержка там действительно нужна? Там пригодилось бы польское оружие?
Вооружение, вооружение… Знаете, к сожалению, эта военная и политическая терминология… Понимаете, ноктовизоры или тепловизоры, которые позволяют украинцам увидеть, что к ним приближается какой-то там патруль и сейчас их обстреляют, это уже военное вооружение. Но если бы мы их украинцам поставляли, у них ежедневно было бы меньше жертв, меньше убитых, раненых. И они об этом знают. Но мы им этого не даем. А должны бы.
Не даем, потому что они об этом не просят, как говорят польские политики. Они говорят: попросите, обратитесь, скажите, что вам необходимо, и тогда можем поторговаться.
Простите, во-первых, они сказали, даже передали целый список. Мы говорим и действуем через НАТО. Ну так НАТО получило весь этот список, и тут нет никаких сомнений. Только знаете, я в своей статье коснулся такого вопроса: если говорить о государственной власти, Украина имеет огромные внутренние проблемы. Наш профессионализм должен проявиться в том, чтобы отдавая себе отчет в этих проблемах, тем не менее суметь квалифицированно помочь Украине.
Но помочь безвозмездно, даром передать оружие? Потому что польские политики говорят: мы можем продать вам это оружие, почему бы нет…
Простите, но я бы колеблясь сказал о 100 миллионах долларов: это наш вклад в нашу общую безопасность. Сегодня любая инвестиция в украинский конфликт с целью поддержать Украину –это инвестиция в нашу безопасность. Поэтому я бы не колебался… Но если говорить о больших масштабах, то конечно, давайте разработаем серьезный план наших предложений и соответствующую модель кредитования эти х закупок. Но я хочу услышать что-то конкретное. Я не хочу больше слышать этого ужасного «пусть попросят». Это очень по-феодальному. Мы, поляки, вообще должны быть очень осторожны в таких формулировках – «пусть попросят» – в общении с украинцами.
Вы ведь знаете, что найдется много людей, которые скажут вам: пусть Украина сначала извиниться за грехи прошлого. Пусть признает, что УПА и Бандера – это ее позор, а не повод для гордости. Пусть перестанет ставить памятники Степану Бандере. Тогда и мы по отношению к такой Украине станем более открытыми…
Видите ли, в этих делах мы должны прежде всего дать друг другу время. Ведь не только Украина с Волынью отяготила свою совесть грехами. У нас тоже есть грехи, и тоже серьезные. К счастью, в Польше отдают себе в этом отчет. Но ведь не все знают, что в 1938 году по решению польского правительства было уничтожено несколько сот церквей и костелов на Украине, правда?
То есть вы хотите сказать: Польша, устыдись содеянного в то время?
Тут есть о чем поговорить. Но давайте дадим друг другу время. Давайте позволим украинцам выбраться из той черной дыры, в которую они попали, а потом вернемся к этому разговору. Впрочем, этот разговор в Украине уже начат. Majdan monitoring приступил к реализации проекта, касающегося этого конфликта.
Вернемся к военной теме. Вам представляется, что Польша должна послать на Украину сотни, тысячи солдат? Или это должны быть скорее офицеры, наблюдатели, которые окажут стратегическую помощь?
Для начала давайте пошлем тех людей, которых хотят сами украинцы. А они сегодня хотят экспертов, хотят советников.
Но военных?
Да. Они сегодня хотят, например, офицеров, знающих стандарты НАТО. Они считают, что уж коль скоро они создают новую армию и ведут войну, то пусть это будет армия, ведущая войну в соответствии с натовскими стандартами. Им нужны офицеры, которые умеют вести штабную работу, строевые офицеры с опытом Афгана.
И мы им таких офицеров дадим?
Я был бы за то, чтобы таких офицеров в Украину послать. Более того, НАТО тоже за это. – чтобы тут не было никаких сомнений – НАТО не поставило никаких препятствия для такой помощи.
Вам стыдно за Польшу, которая так осторожничает с помощью Украине?
Когда я смотрю на то, что происходит в ЕС, я доволен. Но когда я попадаю в окопы Мариуполя и вижу, что этой помощи нет, а они смотрят на меня и говорят: «пан Збигнев, просим, дайте нам, ведь у вас есть, дайте», то мне стыдно.
Спасибо, пан Збигнев
Якщо сусід веде війну з нашим спільним смертельним ворогом, йому потрібно допомогтиhttp://uaway.com.ua/ua/polityka/3561-polski-polityky-proponuiut-vidpravyty-svoikh-soldativ-v-ukrainu-susidovi-treba-dopomohty-u-viini-z-nashym-spilnym-vorohom