DonPress продолжает слушать «голоса Донбасса» — голоса людей, до сих пор живущих в городе и переживающих с ним весь ужас войны. Многие из них остаются верными Украины и ждут ее возвращения, и сегодня об этом говорит 30-летняя дончанка Надежда.
Как живут семьи, чьи дома были полностью разрушены? Как им приходится выживать, и в чем они вынуждены себе отказывать? Как они переживают обстрелы, которые только усилились, и привыкли ли к проявлениям войны? Об этом жительница Донецка рассказала в интервью.
Как проходит ваш день в нынешнем Донецке? Что-то изменилось по сравнению с прежней жизнью?
Изменилось практически все. Дом разрушен, снимаем квартиру. Детей отправили на Украину. Досматриваем дядю и бабушку, которые нетранспортабельны. Находимся в Донецке только из-за них.
Работаете ли вы?
Нет, здесь не работаем. Наш бизнес находится на территории Украины.
Получаете ли вы зарплату, социальные выплаты? Как? Есть ли трудности с обналичиванием? Может быть, есть задержки выплат?
Социальные выплаты от «ДНР» получают наши старики — пенсию и выплаты по инвалидности, пока было без задержек. Обналичиваем любые суммы с любых карточек под 10% (у местных «предпринимателей»).
Хватает ли вам на жизнь? Пришлось ли отказаться от каких-то покупок, привычных трат?
На жизнь хватает лично нам, но трат прибавилось: оплачиваем три съемных квартиры — одну в Донецке и две на Украине. На детях и пенсионерах не экономим, себе приходится отказывать во многом.
Как обстоят дела с продуктами? Есть ли что-то, что вы больше не можете купить? И каковы сейчас цены в Донецке?
С продуктами напряг. Российское не покупаем, так как есть это невозможно. Есть магазины, которые торгуют только украинскими продуктами, закупаемся там. Цены по сравнению с украинскими выше в два раза. То же касается и бытовой химии. Научились экономить, наверное, лучше англичан. Из ассортимента — мясо, птица, кисломолочное, сыры, фрукты и овощи. Морепродукты, деликатесы — забыли на вкус, но то такое. Одежда, парфюмерия — только в интернет-магазинах, а потом это отправляют нам сюда попутным транспортом
Как обстоит дело с лекарствами? Где и как вы их покупаете?
Лекарства российские, у пенсионеров здесь есть дисконт, но это не спасает, так как цены зашкаливают. Поэтому пытаемся и лекарства тоже заказывать в Украине.
Как работает коммунальная сфера? Есть ли вода, свет, газ? Платите ли вы за «коммуналку»?
Газ, вода, свет — все это есть. Коммуналку оплачиваем по счетчикам арендодателю, двухкомнатная квартира обходится 250−270 грн (с кондиционером).
Как вы отдыхаете? Где гуляете? Слышны ли обстрелы в вашем районе, и как вы реагируете на ситуацию?
Мы не гуляем и не отдыхаем, где? Выстрелы слышны очень сильно, снаряды ложатся уже и в центральных районах. Реагируем уже спокойно, в коридоре собраны вещи с самым необходимым, чтобы перебраться в бомбоубежище, это за год отработанно у всех в Донецке.
Есть ли опасность с выбором мест для прогулок (например, многие держатся подальше от заброшенных скверов, посадок, чтобы не наткнуться на растяжку)?
О таких прогулках сейчас у нас и речи быть не может.
Ездили ли вы куда-нибудь на отдых (или, может, собираетесь)? Реально ли это в Донецке?
На отдых два года подряд уже не ездим. Собираемся в близком кругу, посидеть и помечтать о будущем, поддержать друг друга.
Насколько изменилась ситуация с обстрелами по сравнению с летом прошлого года? Вы по-прежнему проводите часть дня в подвале или уже более спокойно воспринимаете происходящее?
Круг обстрелов сужается, очень много попаданий в центре, по сравнению с прошлым годом сейчас — жесть.
Можно ли привыкнуть к войне и ее проявлениям?
Можно привыкнуть ко всему и принимать все, если в душе есть надежда, что война скоро закончится, и мы вернемся в нашу Украину. У нас эта надежда есть, мы благодаря ей и выживаем.
Опасно ли жить в Донецке? Можно ли спокойно выйти из дома с наступлением темноты?
Опасности нет, есть комендантский час, могут задержать. Везде патрули ночью, лучше после 23:00 не вылезать из дома.
Были ли в вашей жизни какие-то чрезвычайные ситуации, когда надо было, например, выехать куда-то ночью или появиться в обстреливаемом районе?
В прошлом году были такие ситуации, но мы перемещались на скорой помощи (нужно было забрать знакомых с детьми). Врачи — единственные люди сейчас, которые никогда и ни в чем не откажут.
Были ли у вас мысли о переезде? Могут ли обстоятельства сложиться так, что вы уедете? Что вас может к этому подтолкнуть?
Мысли эти посещают каждый день, но мы скованы обстоятельствами.
Вы — патриот Украины. Как патриот может выживать в Донецке сейчас?
Патриотом быть не трудно, если не стоять посреди улицы в вышиванке и не размахивать нашим флагом. Зачем? Это не патриотизм, а дол***зм. Лучше прослеживать расположение вражеской техники, перемещение военных и передавать эту информацию нашим, чем мы, в принципе, и занимаемся. А также тихо отправляем деньги волонтерам. Это лучше, чем кричать о патриотизме и оказаться на подвале.
Говорите ли вы кому-то о своих взглядах? Опасно ли это?
В магазинах Донецка нормальным считается вопрос «это наше или кацапское?». Я думаю, что в этом аспекте никто своих взглядов не скрывает. Если громогласно начать говорить о политике, то можно опять-таки оказаться в подвале.
Изменилось ли ваше мнение об Украине за это время? Как именно?
Как может измениться мнение Украинца об Украине? Обида на власть и политиков присутствует, это да.
Есть ли что-то в поведении и отношении украинцев, что вас обижает?
Донецких невозможно обидеть, сами кого хочешь обидим.
Что бы вы сказали о жизни в Донецке тем, кто считает, что город не заслуживает шанса?
Те, кто так считает, не являются адекватными.
Как вы воспринимаете «ДНР»? Что это такое для вас вообще? Можете ли допустить мысль, что смогли бы выжить в «республике», если представить себе, что она пришла надолго?
Сами «ДНРовцы» не считают «ДНР» чем-то серьезным, это люди на контракте, который в любой момент закончится и они поедут воевать в другое место. А совковая биомасса постепенно сходит на нет, хлебнули русского мира — хватит.
Много ли в вашем окружении людей, которые раньше были за Украину или были нейтральны, а теперь уже поддерживают «ДНР»?
В моем окружении никогда не было поддерживающих молодые «республики», слава Богу, пронесло. Среди бывших одноклассников иногда всплывают сочувствующие «Новороссии», но, как ни странно, эти люди уже давно живут за границей, а происходящее воспринимают только через фильтр россми. В этом и заключается главная проблема сепаратизма — просмотр телевизора с российскими каналами. Кто-то на это ведется, а кто-то нет. Ненавидеть людей, поддавшихся пропаганде, — это глупо.
Как вы относитесь к «ополченцам»? Есть ли возможность, что вы могли бы их поддержать хоть в каком-то вопросе?
Отрицательно отношусь, это люди, которые убивают ради денег. Процент убивающих ради великой русской цели ничтожно мал, этих дурачков почти всех убило, остались только нелюди, которые воюют ради наживы. Радует одно, что их становится все меньше и меньше.
Каким стал Донецк? Как вы можете его описать для тех, кто не видел его целый год? Что поменялось?
Меньше колорадской символики, намного меньше. Намного больше военных и техники. Военные профессиональные, не такие, как в прошлом году, в основном россияне, чеченцев нет, их вывели из Донбасса. Город пуст, только днем ощущается какое-то движение. Можно подумать, что город мертв, но это не так — город ждет, ждет.
Какова атмосфера в городе? Ощущается ли напряжение? Как люди относятся друг к другу?
Есть места похожие на ад, — разрушенные районы… Киевский проспект не узнать, про Октябрьский вообще молчу, Петровка — тоже жесть. Центр, если не обстреливают, даже не смотря на пустоту, прекрасен як завжди, яркие цветы, зелень газонов, прекрасные дороги. Иллюзия спокойствия, иногда забываешь, что идет война, когда сидишь у фонтана на площади. Люди стали жестче, грустнее, но в тоже время стали больше замечать друг друга, искать глазами глаза, не так, как раньше, когда все бежали по кругу обычной жизни дом-работа.
Что такое Донецк вообще? Какие это люди? Что такое настоящий Донецк для вас?
Это самое прекрасное место в мире, самое родное и близкое, которое не хочется покидать, и куда все время тянет. Это город добрых прекрасных умных людей, кто бы что ни говорил о Донецке — это мощь Украины, промышленный гигант, погрязший в розах, приветливый, шумный, радостный город, и это — Украина!