Кривая Лука, Семеновка, Николаевка. Прифронтовые когда-то места – места, где всё начиналось…
Нужно ли напоминать местным жителям когда всё начиналось и когда фактически закончилось? Ведь закончилось только официально.
В сознании жителей Донбасса конфликт, ушедший на много километров вперед, продолжает обрастать мифами.
Чтобы узнать, чем живут освобожденные более года назад населенные пункты, журналисты Донецкой области в рамках «Украинской миротворческой школы» отправились на встречу с местным населением.
Первым пунктом в такой поездке стала Областная психиатрическая больница, расположенная в поселке Семеновка. Открытые настежь окна и двери, на полу матрацы и личные вещи – сейчас лечебница больше похожа на локации из фильма ужасов.
Такой бы она и отложилась в сознании, если бы не пара военных берц, оставленных на улице, самодельная печь в одном их бывших отделений и издевательские крики рабочих из соседнего тубдиспансера: «Куда же вы, господа журналисты? Здесь же всё заминировано, абсолютно всё. Еще МЧС вызывать придется».
Пока не будем делать скороспешных выводов. Впереди – Николаевка. Посмотрим, как нас примут там.
“Безразмерный” дом по улице Мира, 11 без целого подъезда. Дотла сгоревшая двухэтажка Синецкого, 22, где к счастью никто не пострадал. И аварийный дом Пархоменко,7 без верхнего этажа – здесь живет миф о том, что был авиаудар.
Миф об авиации есть, миф укрепился, самолет все видели и слышали. Но это уже не главное. Сейчас важно то, как его развеять.
Только официально зарегистрированных смертей в Николаевском горсовете 30.
3 июля была годовщина трагедии, если о ней вспомнил кто-то еще, кроме тех, кто остался без крыши над головой, без отца или лучшей подруги. Не вспомнил никто. По крайней мере, не пришел и не зажег свечу, не помянул минутой молчания.
Можно бесконечно обвинять властей, армию, всю страну, но что-то нужно брать и на себя. Оставаться человеком здесь и сейчас.
Последний пункт путешествия – село Кривая Лука, Краснолиманский район.
Здесь были первые бои и первые победы. Украинская армия вошла в село 20 июня прошлого года.
Здесь нас принимают тепло и уютно. То ли от того, что мы не первые, то ли были морально готовы к визиту, то ли на самом деле не боятся ворошить прошлое – но о чеченцах и танках рассказывают охотно.
Не обошлось без мифов и здесь. Так, сельский голова Кривой Луки с уверенностью рассказывает о находке захоронения с трупами 500 боевиков, пересыпанными известью, и о так и не погребенных десятках тел вдоль Северского Донца.
Миф ли это? Не стоит и размышлять. Глаза видели много людей – будет 500, соседка сказала, что среди них дети – будут дети.
И так везде. Люди напуганы, люди не верят властям, не верят СМИ. Живой человек, что бы он ни говорил, становится лучшим доказательством.
Как уйти от коллективных мифов – вопрос открытый, на который придется искать ответ еще не одному поколению.
Но начать нужно с малого. Война была недавно, все помнят ее как вчера. Нельзя допустить, чтобы она трансформировалась и дальше.Для этого достаточно помнить, помнить, хранить и фиксировать.
Давайте начнем со свечи и молитвы. И так мы обязательно придем к музеям и книгам, к тому, с чем познакомим наших детей.
Екатерина Колмыкова, фото автора