Генплан всем желающим под подписку о неразглашении

Последние несколько недель одной из главных тем обсуждения в Одессе была попытка принятия горсоветом генерального плана города. Одесситы при этом могли испытать ощущение дежавю — нечто подобное уже происходило несколько лет назад еще при предыдущем мэре Эдуарде Гурвице. Тогда проект генплана также вызвал бурное возмущение общественности, и не критиковал его только ленивый. Среди активных критиков были и представители власти нынешней, в тот период находившиеся в оппозиции. Однако не прошло и года после выборов, как команда нового мэра Алексея Костусева не просто вернулась к обсуждению генплана, но и вынесла его на рассмотрение горсовета.

Проект нового генплана был представлен общественности в начале 2008 г. и спровоцировал волну недовольства. Многие горожане не могли найти на новом плане свои дома, и после ряда акций протеста, митингов, активного вмешательства СМИ проект направили на доработку.

Снова вернулся документ уже летом 2009 г., после внесения корректив институтом-разработчиком, с учетом пожеланий и замечаний, высказанных на слушаниях. Но и тогда у одесситов, общественных организаций и оппозиции оставалась масса претензий, и на утверждение сессии горсовета проект так и не вынесли. Уже после выборов 2010-го мэр Костусев продолжал критиковать разработанный предшественниками генеральный план. «То, что обсуждалось в последние годы, оказалось пустой говорильней, и никакого генплана у Одессы нет», — сказал Алексей Алексеевич в интервью «2000» в феврале 2011 г. Мэр обещал, что новый генеральный план будут создавать чуть ли не с нуля, возможно, при помощи шведской компании Saab и только после того, как будет разработана и вынесена на всеобщее обсуждение глобальная концепция развития города.


Однако с течением времени оценки власти стали менее негативными, и неожиданно оказалось, что на утверждение сессии горсовета выносится тот самый «генплан Гурвица». Поспешность в принятии проекта власти объясняют тем, что если документ не примут до 1 января 2012-го, город по закону «О регулировании градостроительной деятельности» лишится возможности выделять земли для градостроительных нужд, т. е. строительная сфера будет практически заморожена.

Однако у города есть действующий генплан 1989 года, поэтому с принятием нового можно и не торопиться. Правда, по словам разработчиков, в частности вице-мэра Александра Орлова, работа над генпланом велась с 2004-го, а за последний год в него внесли более 600 поправок, поэтому неправильно называть его «документом Гурвица», ведь над ним трудился целый коллектив.

Среди внесенных изменений упоминаются отказ от строительства жилого комплекса на горе Чумка, где когда-то захоронили больных чумой, а также отмена выноса Одесского морпорта за черту города. Выходит, предыдущий генплан был не так уж плох, как говорили раньше, если внесенных поправок оказалось достаточно, чтобы попытаться принять его? Впрочем, у ряда общественных организаций и многих жителей города мнение иное, и старый-новый генплан им по-прежнему не нравится.

Одна из основных проблем заключается в том, что критики даже не могут объективно взвесить все плюсы и минусы проекта, ведь целиком «труд», который насчитывал шесть, а теперь уже семь томов, практически никто, кроме группы разработчиков, не видел. На общественных слушаниях гражданам была представлена карта города с предполагаемыми изменениями и докладная записка, в которой изложены некоторые пункты плана. А остальные материалы — под грифом «для служебного пользования» и широкой публике недоступны.

Новый том с поправками и вовсе не выносили на суд общественности. Представители власти сообщили, что, написав необходимые заявления, все желающие могут ознакомиться с проектом генплана, и это действительно так, вот только есть одно «но» — интересующиеся обязаны дать подписку о неразглашении. То есть увидеть генплан можно, а вот рассказать об увиденном уже нельзя.

«Гриф «для служебного пользования» не дает провести обсуждение генплана в широком кругу, — рассказал «2000» представитель общественной организации «Сохраним Одессу сами» Игорь Елин. — На ознакомление с томами дают 1—2 часа, и даже имея на руках какие-то выписки, люди не могут их озвучить, так как давали подписку о неразглашении. Так о каком же обсуждении генплана может идти речь? Мы обсуждаем только докладную записку, сочинение на тему генплана».


Более того, не смогли ознакомиться с генпланом не только рядовые граждане, но и многие депутаты горсовета, не занятые его разработкой, например, фракция коммунистов. «Одесские коммунисты не принимали участия в голосовании по генплану, и это принципиальная позиция нашей фракции в горсовете, — сказал «2000» депутат ВР от КПУ Евгений Царьков. — Нас не устроило само качество обсуждения проекта. Предыдущую власть критиковали за то, что генплан не выносится на рассмотрение общественности, и она была вынуждена провести широкие слушания. Сейчас на документе гриф «для служебного пользования», и у нашей фракции попросту не было возможности с ним ознакомиться».

Но даже то, что известно о генплане, не устраивает многих одесситов. Если подытожить претензии противников документа, их можно свести к трем основным пунктам.

Во-первых, несогласие с концептуальной основой генплана, а именно с застройкой одесских склонов и побережья, сокращением зеленых зон в черте города и другими моментами. «Сама концепция генплана уже является проблемой. У нас есть видеозапись, сделанная совершенно открыто, на которой заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Марат Касимов говорит, что перед проектировщиками изначально поставили задачу застройки одесских склонов, — рассказывает Игорь Елин. — Хотя никого из одесситов не спросили, согласны они с такой концепцией или нет, то есть уже в основе генплана заложены противоречия, ведь такие решения должны приниматься только с согласия общественности. Мы считаем, что Одесса должна развиваться не за счет усиленной застройки в пределах города и особенно в центре, а за счет расширения его границ, выноса промышленных предприятий, создания зеленых зон в городе, а не на окраинах».

Вторая претензия заключается в том, что принятие нового генплана позволит узаконить все объекты, которые были построены вопреки действующему плану 1989 г., а таких в Одессе множество, особенно возле моря. Многие развлекательные и гостиничные комплексы возводятся прямо на береговой линии в нарушение как санитарных, так и технических норм, по которым до воды должно быть не менее 100 м. Например, в районе Большефонтанского мыса уже функционирует гостиничный комплекс «Гранд-Петтине», который протянулся на сотни метров вдоль побережья. Понятно, что свободный доступ к морю обычным одесситам, а не клиентам отеля, здесь закрыт.

Вместо заявленного владельцами благоустройства территории — площадка для техники, строительный мусор и ограждения. В районе яхтклуба на 8-й станции Фонтана вместо домиков, где яхтсмены могли бы хранить свое снаряжение, вырос настоящий коттеджный поселок, естественно, также отгороженный от простых смертных шлагбаумами. На территории санатория «Россия», что на Французском бульваре, завершается сооружение 24-этажной гостиницы прямо у кромки воды, хотя это строительство опротестовано даже прокуратурой. И подобных примеров много.

Наконец противников проекта беспокоит то, что все уже выданные разрешения и проекты, которые не вписываются в новый генплан, будут отменены, и получившие их люди могут оказаться лишенными своих прав. Городские власти, правда, уверяют, что на право собственности проект никак влиять не будет, и вообще это скорее некий концептуальный документ, указывающий общее направление развития города, а не решение суда или закон, в котором расписано, где и какой дом должен находиться.

Собака на склонах

С первыми двумя претензиями дело обстоит сложней. Застройка так называемых склонов давно стала камнем преткновения в городе. Нынешние власти, как, впрочем, и предыдущие, считают, что столько земли в престижном приморском районе не должно простаивать зря.

«Споры возникают по поводу концептуального размещения рекреационных заведений, то есть гостиниц, домов отдыха, санаториев на одесских склонах, — заявил в эфире канала АТВ депутат от партии «Родина» Александр Казарновский. — Противники говорят, что это будет застройка склонов, которые отнимут у одесситов. Вопрос спорный. Что лучше — заброшенная, заросшая территория, на которую страшно выйти, или ухоженная территория с освещенными дорожками, по которой можно ходить в любое время дня и ночи?» Лидер «Родины» Игорь Марков также постарался оправдать концепцию застройки склонов. «Все парки города должны получить свои четкие границы, так как по этому поводу возникает много спекуляций, — сказал он в той же передаче. — У нас много территорий, которые являются свалками, но из-за общественного мнения с ними ничего сделать не могут. Если есть человек, готовый вкладывать в это деньги, продайте ему. Нельзя сидеть как собака на сене».


Конечно, ухоженная территория лучше свалки, это как раз не вопрос, а вот с тем, чтобы ходить там в любое время дня и ночи, возникают проблемы. Ведь обычно прогуливаться на территории элитных комплексов могут только их постояльцы, а гражданам попроще туда не пробраться, и ни о каком открытом доступе к морю на частной территории речь не идет. В итоге каждый год количество общественных пляжей и открытой береговой линии сокращается.

Проблему отсутствия зеленых зон в черте города разработчики плана также признают, но ссылаются на то, что это объективная реальность и с ней ничего не поделаешь — в Одессе одна из самых высоких на Украине плотностей населения, а обеспеченность зелеными насаждениями уже сейчас соответствует нормам только на 35%. Для решения этого вопроса в генплане предусмотрено создание парка на полях орошения, которые находятся на окраине города и куда не так-то просто добраться. А пока вырубаются деревья в парке Шевченко, гидропарке «Лузановка» и других скверах и парках, не говоря уже о склонах…


Не слишком рьяно отрицают власти и то, что многочисленные здания, построенные вразрез с действующим генпланом, будут узаконены. Мол, разрешения на строительство выдавали не мы, но раз уж все эти комплексы стоят, снести их будет практически невозможно, а значит, нужно смириться с тем, что в некоторых местах «трасса здоровья» перегорожена, а пройти к морю невозможно, и делать все для того, чтобы такого не повторилось в будущем.

Вот только поможет ли новый генплан ужесточить соблюдение законодательства? Ведь и действующий план никто не отменял, тем не менее он не помешал возникнуть десяткам незаконных объектов. «В генеральном плане заложены концептуальные вещи, но местные органы власти зачастую плюют на все эти генпланы и начинают портить лицо города, — говорит Евгений Царьков. — План есть, но на местном и государственном уровне издаются подзаконные акты и распоряжения, которые позволяют строить все что угодно в обход действующей концепции. Генплан нужен как декларативный документ, который выражает базовое направление развития города. Однако нужно, чтобы застройка велась с градостроительным обоснованием, в соответствии с законодательством и техническими нормами».

Наверное, единственное, в чем сходятся противники и сторонники генплана, так это в том, что новая программа архитектурного развития городу действительно нужна, вот только какой она будет? «Документ, в котором будет заложен путь развития города, Одессе необходим. Но в том виде, в котором генплан предлагается сегодня, он является архитектурным геноцидом одесситов, — считает г-н Елин. — Чтобы быть эффективным, он должен быть принят в строгом соответствии с правовым полем. Ведь любое отклонение даст возможность недоброжелателям признать план незаконным и обжаловать его. Нельзя давать таким людям шанс поставить крест на важном документе. Причем такая закрытость — проблема не только Одессы, во многих городах Украины генеральные планы принимаются точно так же, без обсуждения и участия граждан. Поэтому только соблюдая все формальности, проведя открытые слушания, подключив общественность, мы получим тот генплан, который необходим одесситам, который позволит нашим детям жить в свободном и чистом городе, а Одессе — сохранить звание Южной Пальмиры».


В день сессии, на которой рассматривался генплан, под Одесским горсоветом проходил масштабный митинг, который организовали все те же общественные организации. Интересно, что ни одна крупная партия противников генплана не поддержала, по словам организаторов, политические фигуры предпочли уйти в сторону.

Возможно, недовольство и активная позиция собравшихся стали одной из главных причин, по которым генплан все же не приняли. По версии оппозиционных СМИ, на руководство города надавили «сверху». Как бы то ни было, за принятие проекта генерального плана в итоге проголосовали только 4 депутата, да и те сослались на неисправность оборудования для голосования.

Представители власти пообещали, что проведут широкую разъяснительную работу и общественные обсуждения проекта, внесут в него коррективы, и только тогда снова будет голосование. Возможно, если обсуждение действительно станет более открытым и властям удастся найти общий язык с гражданами и учесть их пожелания, Одесса наконец обретет генеральный план, который поможет городу развиваться в лучшую сторону. Но практика показывает, что дело не столько в генплане, сколько в его соблюдении.

Многочисленные примеры строительного беспредела, «украсившие» Одессу за последние 20 лет, конечно же, не вписывались в советский генплан 1989 года. Поэтому не слишком верится в спасительное действие нового генплана, хотя надеяться на это хочется.

odessa-mama.info

 

Acerca de Людмила Ямщикова 733 Articles
Координатор Майдан Моніторингу на півдні України (Одеська, Миколаївська, Херсонська області). Сфери компетенції: проектне мислення, громадянське суспільство, суспільний діалог, інформаційні технології.