На площади Свободы прошел невиданный предновогодний “лесоповал!”. Жалобно стонали, трещали и падали ветви седых платанов. Пронзительно визжали пилы. Закрыто было движение пешеходов и транспорта. Обстановка “чрезвычайной ситуации” сопровождалась назойливой музыкой уличных радиодинамиков.
Лучше бы в Париж не ездили
Шло “поголовное обрезание” верхушек и всех крупных ветвей. На газонах и тротуарах громоздились горы свежих “дров”.
Какой-то рьяный помощник пытался, по привычке, запретить журналистам снимать происходящее. Все это, оказывается, делалось “для формирования необычной формы кроны”. И почему-то инициаторам хотелось все это стыдливо сохранить в тайне. Хуже того, обещано еще и ежегодно повторять “в течение 2-3 лет” подобные топорные обрезания “для получения конечного результата работы”. Какого результата? В виде пеньков? Огромные полувековые деревья разом лишились своих вершин, а боковые ветви оказались оголены и укорочены. Все это именуется кем-то из власти “декоративной” обрезкой для придания “кронам вида больших зеленых шаров”, увиденных им в Париже. Особенно удивляет, что процедура проводилась в “пожарном” порядке. Очень быстро исполняли эту опасную дорогую работу не профессионалы-озеленители, а спасатели. Это напоминает средневековую практику лечения, кровопускания, выдергивания зубов… брадобреями, парикмахерами.
Понятно, зеленый “погром” на главной площади не остался без внимания горожан. Радикальность масштабного обрезания здоровых деревьев, да еще под окнами облгосадминистрации, вызвала тревогу. У всех на виду и на слуху бесчисленные факты бесцеремонного уничтожения городских насаждений. Посыпались встревоженные звонки граждан. Пара звонков по этому поводу дошла и до автора как дендролога.
Справедливость гнева горожан можно понять. Платаны, высаженные в конце 50-х годов прошлого века, обрамляют площадь с северной и южной стороны и декорируют незатейливые фасады пятиэтажных “хрущевок”. Их развесистые кроны создавали в жару прекрасную тень и прохладу, защищали от жары, пыли, газов и шума. Формировать у этих зрелых деревьев “необычную форму кроны” сейчас уже поздно, а главное – опасно.
Последствия – непредсказуемы
При таком поголовном “обрезании” взрослые деревья слабеют. А из-за теперешнего обилия крупных срезов и неизбежного сдирания коры – появилась угроза поражение грибковыми болезнями, насекомыми, морозами. В итоге – очень высока вероятность гибели этих платанов в ближайшие годы.
Разумеется, “Правила содержания зеленых насаждений Украины” 2006 года предусматривают систематический уход за кроной деревьев. Рекомендуется 3 вида обрезки: формировочная, санитарная и омолаживающая. Но то, что делали с платанами на площади – абсолютно не подходит ни под один из этих видов. Мало того, что “фигурную” крону начинают формировать у маленьких саженцев, срезая прутики и тоненькие веточки. Так она еще проводится годами, процесс требует значительных затрат труда, профессионализма и обязательно – учета свойств породы, состояния и главное – возраста деревьев. Декабрьское “обрезание” зрелых платанов на пл. Свободы явно запоздало и не имеет с этим ничего общего. Указание – придать им ” вид больших зеленых шаров…, как в Париже”, не только непрофессионально, но и опасно. Последствия – непредсказуемы и не оптимистичны как для деревьев, так , соответственно, и дизайна парадной площади города. С кем консультировались, прежде чем начинать “погром”? Видимо, с теми же, кто подписывал и “смертный приговор” для дубовой рощи в парке у автовокзала?
Пока надежда на МЧС
Учитывая, что в Херсоне и дальше возможна подобная “кастрация” других деревьев, хотелось бы порекомендовать следующее. Формировать кроны можно только с ранних лет саженцев, постепенно и систематично. За насаждениями должен быть постоянный уход, санитарная и омолаживающая обрезка. Но такую работу в Херсоне некому делать. Из-за неразвитости коммунальной службы зеленого хозяйства, да и состояния культуры благоустройства в целом.
Достаточно проехаться по улицам и проспектам города и присмотреться к придорожным деревьям. Их вид удручающ из-за обилия сушняка и уродливых отрубов. Все это бьет в глаза колченогостью и уродством, особенно в зимнюю пору. Многие из них давно уже ждут свою обрезку, вплоть до среза на пенек. Спрашивается, а где Управление дорог? Это должно бы быть их заботой, так как в горисполкоме нет служб по зеленому хозяйству. Пока вся работа по уходу за деревьями, их обрезке “сброшена”, кажется, на службы МЧС. Но нельзя же все возлагать на их “пожарную” помощь! Они незаменимы в ряде чрезвычайных ситуаций, в том числе и в зеленом хозяйстве города. Пожалуй, только они, с их тренированными кадрами и техникой, способны выполнять действительно “пожарно-спасательные” операции по уборке аварийных и упавших деревьев. Известны случаи, когда они же вырезали ветви деревьев, угрожающе нависшие над крышами и тротуарами. Но они никак не могут заменить профессиональных садовников!
Наши насаждения давно уже лишены системного ухода и брошены ” на волю волн”. А ведь они – важнейший компонент городского благоустройства. Нет у нас и главного садовника города, искренне преданного делу. Им, по идее, должен бы быть мэр. Но он не сподобился. Хотя иногда показательно с “лопатой” выходил на посадки деревьев школьниками и студентами. Но этого мало. Заниматься зеленым хозяйством серьезно до сих пор в горисполкоме некому, несмотря на обилие чиновников и разбухших всяческих департаментов, управлений, отделов и служб. Обрезка деревьев ограничивается пока “пожарной” уборкой аварийных деревьев и сомнительными “операциями” типа декабрьского “лесоповала”. О том, что должна быть обдуманная, постоянная и профессиональная забота о зеленом благоустройстве, некто, видимо, так и не узнал в Париже. А мог хотя бы поинтересоваться.
От редакции:
Еще до “официального разъяснения”, редакция долго ломала голову, что же это было на площади Свободы. А потом предположили – обладминистрация готовилась к Новому году, а многочисленные ветви мешали “красиво” увить суки сине-белыми гирляндами – символами партии Регионов. Так, может, истина как раз в этом, а не в абсурдном желании сделать из платанов “шарики”? Дело-то сделали по-херсонски, а потом подыскали “европейские” аргументы