Анна Гриценко: Практика высокой культуры протеста

Джерело – ГРАНІ.РУ

Утром в субботу, 30 ноября, украинцы переживали шок от ночного кровавого разгона мирного собрания. Не то чтобы это было впервые – в 2001 году на одной из акций серии “Украина без Кучмы” было арестовано несколько сотен человек, и лупили активистов намного интенсивнее, – но за двенадцать лет, да еще после мирного Майдана-2004, общество все же от такого отвыкло. Политическая повестка дня внезапно из евроинтеграционной стала антиполицейской, и после обеда мне в чат начали стучаться знакомые активисты со словами “надо что-то делать”.

Что именно делать, я сообразила быстро. По официальной версии, причиной разгона протестующих была необходимость установки на Майдане Независимости новогодней елки (в четыре утра в субботу, в ноябре – самое время). Елочная тема для Украины вообще не новая – в 2010 году Виктора Януковича всей страной стебали за неграмотность и употребление слова “йолка” вместо положенного “ялинка”.

Так что к половине восьмого вечера на Михайловской площади появились плакаты с позаимствованным в Химках (и превращенным на киевской акции солидарности с Алексеем Гаскаровым и Максимом Солоповым в изящный ребус) лозунгом, начинавшимся с “Они оху” и заканчивавшимся изображением двух елок. Пока мы выдвигались на площадь, сделанное в мастерской фото креатива уже вовсю собирало лайки и перепосты. На месте мы обошли площадь по кругу, а потом встали с краю возле пешеходного перехода через Михайловскую улицу, так чтобы заходящие на площадь со стороны Софийского собора сразу нас видели.

С этим и другими плакатами, предложениями “Беркуту” лететь отсюда, а полицаю постучать себе по голове, мы довольно позировали фотографам и в пятнадцать голосов скандировали антиполицейские лозунги, перекрикивая изредка раздававшиеся рядом “слава нации”. Креатив предсказуемо имел большой успех – улыбались, комментировали и документировали нас, кажется, все. Увидев, что тут активно снимают, втиснулся между нами пожилой мужчина с плакатом «Хама на Йолку».

В акции участвовали не только активисты со стажем – в субботу на Михайловскую площадь с самого утра активно и стихийно выходили рядовые киевляне. Только к вечеру несколько политиков подтянулись выступить на небольшой сцене, да и тех не особенно слушали. Из общей массы участников акции протеста выбивался лишь тренирующийся “правый сектор” (самоназвание, подкрепленное соответствующим баннером) – те самые ребята, которые на следующий день несколько часов атаковали внутренние войска на Банковой улице.

В остальном же народ был решителен в своих требованиях, но настроен вполне мирно. Хозяйственные женщины разных возрастов раздавали апельсины, печенье и пирожки (мне достался с яблочным повидлом), два дядьки вынесли бубен и баян, попротестовать вместе с хозяином пришел даже милый любопытный щенок породы голден-ретривер. Со стороны Михайловского собора умопомрачительно пахло благовониями.

Ноябрьский, вечерний, субботний Город практиковал высокую культуру протеста, гражданскую самоорганизацию и чувство собственного достоинства.

71719