Насколько приживаются в Казахстане «оранжевые» настроения и идеи и возможно ли вообще в нашей стране реализовать «цветочный» сценарий смены легитимной власти? И кто это может реализовать? Попробуем разобраться на конкретных примерах.
Евромайдан, как очередное звено в бесконечной цепи с переменным успехом применяемых «цветочных сценариев», в какой раз доказывает – если власть достаточно долго не прислушивается к народу, народ рано или поздно заставит ее себя слушать.
Массовые выступления в столице Украины заставили и казахстанцев крепко задуматься над тем, кто мы – «люди или твари дрожащие?». Следовательно, сразу же напряглась власть – призрак цветных революций, бродящий по территории некогда единого государства, замаячил в Украине, а где объявится в следующий раз – так сразу и не угадаешь. Точно можно сказать только то, что не застрахован никто, в том числе и мы.
Единые принципы и признаки цветочных революций, некие мировые стандарты, не выработаны до сих пор. Смысл основной идиомы, в сущности, и объясняющий термин «цветочная», заключается в то, что свержение действующей власти происходит относительно бескровно, ненасильственно. Но ключевое слово тут, конечно – «относительно». Тем более, после любой смены власти наступает период безвременья – с зачистками, переделом собственности и прочими прелестями постреволюционной эпохи, часто и с кровью, и с насилием.
В силу ряда экономических, географических, политических, социальных и демографических причин было принято считать Казахстан наиболее защищенной от цветочных сценариев республикой постсоветского пространства. Основные составляющие крепости имунной системы нашего государства от «цветочных» болезней традиционно считались слабость оппозиции, малозаселенность, большие расстояния между городами, а главное – аполитичность общества, замешанная на относительном его финансовом благополучии и толерантности. Хорошо это или плохо, утверждать не беремся, но если верить разнообразным социологическим замерам, казахстанцы не станут массово выходить на городские площади – их социальное самочувствие постепенно ухудшается, но на твердости гражданской позиции это никоим образом якобы не отражается. Другими словами, большинству казахстанцев все равно, что там происходит во внешней и внутренней политике страны, они до поры до времени заняты своими насущными проблемами. Но часто подобные исследования проплачены и реальной картины не отражают, а накопившаяся усталость и готовность народа что-то менять – налицо и лучше воспринимать этот как данность.
Раньше казахстанское общество действительно было аполитично, но за последние несколько лет картина радикальным образом изменилась. Продемонстрированный на Ближнем Востоке, на Болотной, на Евромайдане кумулятивный эффект от работы социальных сетей показал уязвимость любой власти. А также показал, насколько соцсети – серьезный инструмент в руках политтехнологов. Потенциальным апологетам цветочных переворотов стало гораздо проще работать – и в нашей стране в том числе. Любой призыв к насильственной смене власти противоречит Конституции и на то имеется отдельная статья в уголовном кодексе РК. Отечественные спецслужбы это поняли совсем недавно, когда ситуацию в казахстанском секторе соцсетей исправить уже очень тяжело. Часть населения, которая имеет свободный и постоянный доступ в интернет, политически активизировалась, и с ней очень удобно работать. Иначе говоря, заниматься вербовкой, распространением своих идей, создавать группы по политинтересам и, как следствие, организовывать целые мероприятия.
Стало очень комфортно делиться опытом со своими заграничными коллегами, будь то Россия, Украина или Киргизия. Этого никто запретить не может и не в состоянии, и ростки демократии свободно всходят на полях соцсетей. Тем более что в рамках некогда большой страны взаимное обогащение опытом проведения разнообразных политических мероприятий стало традицией. И «цветочных революций» в том числе.
Так, например, ни для кого не секрет, что политтехнологиями в Кыргызстане во время первого переворота занимался ряд казахстанских медийщиков, пиарщиков и политтехнологов; их много, в том числе это, по слухам, известные отечественные политологи Ерлан Карин и Досым Сатпаев. Украинские же политтехнологи со времен «оранжевой революции» 2004 года наиболее щедро раздавали рекомендации «от Москвы до самых до окраин…».
Так, украинское движение «Пора!», возглавляемое Владиславом Каськивым, чуть было не стало организацией межгосударственного масштаба. Было решено открыть филиалы в целом ряде стран, в том числе и Казахстане. Те же азербайджанские оппозиционеры во главе с. Рази Нуруллаевым создали аналогичную организацию у себя в стране. Сподвижники Каськива не раз заявляли о том, что к ним с просьбой о помощи обращались и казахстанские оппозиционеры из разных политических движений и партий.
Не вызывает сомнений, что на территории нашей страны работали и продолжают работать «инструктора» с Украины. Однако, раньше, в период с 2005 по 2010 годы до больших перемен в Казахстане было еще очень далеко. Еще не произошло трагедии в Жанаозене, а постаревшую оппозицию то и дело раздирали склоки и междоусобицы. Оппозиция, в том виде, в котором мы привыкли ее видеть, испытывала серьезный кризис, в конечном итоге, по сути, ставший причиной ее распада и окончательного исчезновения с политической карты страны. В то же время, все более жесткими становились репрессии со стороны власти, которая серьезно боялась цветочного переворота. Хронология событий показывает, что в ряде ключевых стран бывшего Союза, так или иначе, применялся цветочный сценарий, успешно опробованный в Грузии, закаленный в Украине и Киргизии, но по ряду причин не реализованный в Узбекистане и Армении в 2005 и 2008 годах. Похоже, сейчас подходит время для нашей страны.
Сегодня социальные сети, такие, как Фэйсбук и Твиттер, являются одним из главных инструментов пропаганды оранжевого сценария, который усиленно экспортируется из Украины. Казахстанцы все более политизируются, становятся социально активными, а на смену оппозиционерам-младотюркам, «западникам» и демократам, пришли менее обеспеченные финансово и без блестящего образования в массе своей, но хорошо организованные, с провокационной, жесткой и бескомпромиссной риторикой национал-патриоты, которые понимают, что революция происходит не в клозетах и на кухнях, а в умах и на площадях. Антироссийские, антирусские высказывания с элементами разжигания межнациональной розни настолько часто попадаются в Фэйсбуке, что создается впечатление, что никакой статьи за это не существует, а национал-патриотам выписали «зеленый свет» «сверху». Данный сектор пользователей интернета сегодня не так многочислен, но сторонников у национал-патриотов с каждым днем становится все больше, а дальше – увеличивается в арифметической прогрессии.
Нацпаты Мухтар Тайжан, Расул Жумалы, Айдос Сарым, Серикжан Мамбеталин и другие хотят изменить казахское государство, изменить роль казахов в нем, подчас жестоко конфликтуя между собой – грядка ведь одна, и очень перспективная. Грянувший Евромайдан в Украине, с его сотнями тысяч протестующих, беспорядками, братьями Кличко и т.д., пришелся казахстанским оппозиционерам прямо ко двору. Мухтар Тайжан с группой своих сподвижников лично посетил Майдан Незалежности – благо, теперь, не нужно слепо тыкаться в пространство, пытаясь найти пищу для ума – можно списаться, спросить совета, съездить, посмотреть, пощупать революцию своими руками.
Национал-патриоты не единственные, кто пропагандирует оранжевые ценности и антироссийские настроения в социальных сетях. Показательны посты украинцев, работающих в Казахстане. Приведем наиболее яркий пример: руководитель «Билайна» в Казахстане Тарас Пархоменко, топ-менеджер из Украины, также лично вылетал на Евромайдан из Астаны, вскоре к нему должна присоединиться и супруга Жанна Пархоменко, работающая в нашей стране в инвестиционном бизнесе. Сложилась несколько парадоксальная ситуация, которая наглядно демонстрирует, какой бардак сегодня происходит в среде бизнес-структур и политической элиты страны. Являясь сотрудником Вымпелкома и управляя «Билайном» в Казахстане, Тарас Пархоменко истово поддерживает Евромайдан, о чем пишет длинные посты в соцсетях, дискутирует и убеждает в правильности действий протестующих. Это не совсем корректно, ведь «цветочные» идеи в Казахстане, вернее, у руководства страны, мягко говоря, популярностью не пользуются и, как минимум, вызывают нервный зуд. А если вспомнить, что часть «Билайна» принадлежит казахстанскому миллиардеру, а по совместительству внештатному советнику и близкому соратнику Лидера нации Булату Утемуратову, то получается, что бессознательно (или наоборот осознанно?..) Пархоменко оказывает своему патрону медвежью услугу.
Еще дальше в своих рассуждениях о демократических свободах пошла супруга господина Пархоменко – Жанна. Остается только восхищаться ее гражданской позицией – несмотря на то, что дальнейшая карьера ее и ее мужа в сфере казахстанского бизнеса зависит от Булата Утемуратова, она без страха осуждает всяческие проявления авторитаризма, имея в виду, конечно, казахстанские реалии, по сути, подвергая открытой критике лично президента Назарбаева. Кроме того – и это гораздо более критично – Жанна Пархоменко осуждает создание и функционирование Таможенного союза. Подобные высказывания уже можно отнести к антигосударственным, а деятельность четы в соцсетях откровенно провокационна. Учитывая связь супругов Пархоменко с Евромайданом, некоторые органы вообще могут сделать выводы, что пара занимается здесь больше не бизнес-проектами, а политтехнологиями. От силовиков наших можно ожидать подобную подозрительность, нередко, впрочем, граничащую с откровенной слепотой. Хотя риторика относительно майдана и Таможенного союза у национал-патриотов и украинских «топиков» удивительно схожа.
Несмотря на вышесказанное, можно отметить, что если наш народ будут грамотно учить защищать свои права и отстаивать свое мнение и гражданскую позицию, становится не так уж и важно, откуда учителя и консультанты – с Астаны, Бишкека или Киева. Если же вся возня вокруг Евромайдана на самом деле происходит для того, чтобы заработать себе политические очки (Тайжан) или просто, чтобы подставить или обелить шефа, что иногда одно и то же (Пархоменко) – очень жаль, ибо многие казахстанцы наконец-то поняли, благодаря нелегкому опыту своих украинских, грузинских и киргизских братьев, что значит быть свободными, и в борьбе завоевывать право выражать собственное мнение.