Виталий Крымов: Что будет с Донбассом

Джерело – ОстровПередруковуючи цей матеріал, як дискусійний, ми сподіваємося, що далеко не все у ньому має під собою грунт і що далеко не все справдиться. Але тим не менше.

*****

Донбасс оказался в незавидной ситуации, рискуя повторить судьбу Кавказа. Царское самодержавие вело там войну 47 лет, с 1817 по 1864 гг. Новые российские власти с разной степенью интенсивности вели ее почти 20 лет, начиная с 1994 г. Самое печальное, что абсолютно все заинтересованы в его превращении в постоянную “горячую точку”. Кроме самих жителей Донбасса. Но их никто не спрашивал.

 

Громоотвод для Киева

 

Новая власть в Киеве после Евромайдана получила действительно тяжелое наследство. После нудного трехлетнего бухтения премьера Николая Азарова о грехах “попередников” говорить об этом – вроде бы дурной тон, но тем не менее.

 

За 23 года “незалежности” некогда преуспевающую союзную республику с 8-м в мире объемом промпроизводства разворовали до последней копейки олигархи и сама власть. Точнее, те, кто до нее дорвался.

 

Страна – банкрот, ей нечем платить ни пенсии своим гражданам, ни внешние долги, в т.ч. российскому “Газпрому”.

 

Поскольку новые-старые власти пришли-вернулись к управлению страной при поддержке Запада, рассчитывать на российские кредиты им не приходилось. Оставался только Международный валютный фонд.

 

А его условия – приговор для любого правительства: замораживание соцвыплат, сокращение зарплат в бюджетной сфере, повышение тарифов ЖКХ, обесценивание национальной валюты, ведущее к раскручиванию инфляции и обнищанию большинства граждан.

 

Но премьеру Арсению Яценюу и и.о. президента Украины Александру Турчинову пришлось согласиться. А значит, возникла нелегкая задача – как избежать гарантированного взрыва массового недовольства из-за катастрофического падения уровня жизни.

 

Небольшая локальная война оказалась самым простым и легким ответом на этот вопрос. Ведь когда враг у ворот, выяснять, почему обменный курс 12 грн./$, хотя правительство утверждает, что должен быть не больше, чем 10,5 грн./$ – вроде бы как и не совсем уместно.

 

Искать, кому это выгодно – некогда. Отразить бы внешнюю агрессию, а там видно будет! Да и вообще жаловаться, что денег едва хватает на еду и власть не обеспечивает своих элементарных социальных обязательств – вроде бы даже глупо.

 

А что вы хотели – война идет! Политическим оппонентам и критикам можно легко закрыть рот, обвинив в пособничестве внешнему агрессору. Дескать, тот, кто в критический для страны момент хочет против чего-то там протестовать – изменник родины.

 

“Если война продолжается больше, чем 2 месяца, на ней начинают зарабатывать” – не помню, от кого это услышал. Да и не важно. Главное в другом. В том, что на Донбассе война идет уже больше 2 месяцев.

 

И на ней зарабатывают. Как ни цинично и страшно это звучит на фоне разрушенных обстрелами домов и трупов на улицах наших городов.

 

При этом и.о. главы администрации президента Украины Сергей Пашинский в майском интервью российскому информагентству РБК прямо сказал, что ситуация на Донбассе разрешима без военных действий.

 

“Все их требования — расширение местного самоуправления и русский язык как основной — мы готовы выполнить”, – подчеркнул он.

 

Тем не менее, факт остается фактом: за все прошедшее с начала конфликта время центральная киевская власть не сделала ничего для того, чтобы выбить почву из-под ног вооруженных российских террористов, на которых держится сепаратистский режим ДНР-ЛНР.

 

Никто в Киеве так и не принял законы об официальном статусе русского языка и об амнистии протестующих на юго-востоке, не совершивших убийств. Хотя о готовности их принять очень много говорилось первыми лицами государства.

 

Никто из них не приехал (когда еще можно было сюда приехать) в Донецк и Луганск, не собрал местных тузов и не сказал: “Ребята, успокойтесь, никто у вас бизнес отжимать не будет”.

 

Да, было дело, что ранее при В.Януковиче его “отжимали” как раз донецкие во главе со старшим президентским сыном. И понятно, что желание “восстановить революционную справедливость”, т.е. ответить тем же самым, у победителей велико.

 

Но все-таки кто-то когда-то в этой стране должен подняться над этим и первым сказать: “Больше так никогда не будет”. Иначе это не закончится никогда. Как кровная месть у тех же кавказцев, когда война родов длится столетиями.

 

Никто также не вышел к народу и не заявил: “Люди, не бойтесь, никакой Правый сектор к вам сюда не приедет. Никто не будет валить тут памятники Ленину, раз они вам так дороги. И никто не будет вместо них ставить здесь памятники Бандере. Я вам это обещаю и гарантирую”.

 

В конце концов, можно было потом все эти обещания закрепить на бумаге в виде какого-то обязательного к исполнению и не подлежащего пересмотру закона и в торжественной обстановке подписать с прямой трансляцией по всем основным телеканалам.

 

В какой-то момент этого вполне хватило бы, чтобы раз и навсегда закрыть вопрос о расколе и сепаратизме. Но этого не сделали ни тогда, ни сейчас. Хотя премьер Арсений Яценюк и успел побывать в Донецке до того, как здесь стало по-настоящему горячо.

 

Почему этого никто не сделал? Ответ очевиден – никто из власть предержащих в Киеве не хочет демонтировать громоотвод, позволяющий уйти от ответственности перед согражданами за провалы в социально-экономической политике.

 

Новая Чечня

 

Если посмотреть на историю правления российского лидера Владимира Путина начиная с момента его прихода к власти в 2000 г., то легко убедиться, что он давно находится в той же ситуации, что и украинское руководство.

 

Официальная российская пропаганда оперирует на первый взгляд впечатляющим позитивом. Так, только за 2000-2010 ВВП РФ вырос на 59,5%. За это время доля бедных сократилась с 29% до 13,1%.

 

Ежемесячный средний доход вырос с $81 до $614,2. То есть жить стало лучше, жить стало веселее, как сказал тов.И.Сталин 17 ноября 1935 г. на I всесоюзном совещании рабочих—стахановцев.

 

Многие даже начали сравнить путинскую Россию с периодом 1970-х, “золотой эпохой брежневского застоя”.

 

Ну и конечно, бывший чекист железной рукой навел в России порядок: количество убийств и покушений на убийство снизилось с 31829 до 15563. И как итог вышесказанного, количество довольных жизнью в РФ выросло с 21% в 2000 до 43% в 2010 гг.

 

Все этим достижениям можно было бы громко аплодировать, если бы не одно “но”… Впрочем, совсем не одно. Есть очень много “но”.

 

Если в 2000 г. в России не было ни одного долларового миллиардера, то в 2010 – уже 62. При этом пропасть между самыми бедными и самыми богатыми стала еще больше.

 

Соотношение доходов между ними выросло с 13,9 до 16,8. И самый главный индикатор “благоденствия” – населения за этот период сократилось со 146,8 до 141,9 млн чел.

 

Занимая 1 место в мире по добыче газа и нефти, а также ведущие позиции по его экспорту (1 место по газу и 2 по нефти), страна находится лишь на 97 месте по доходам на душу населения.

 

Пример Катара, Бахрейна, Объединенных Арабских Эмиратов наглядно показывает возможности нефтедолларов. Причем в этих странах сказочная роскошь – удел не только шейхов, но и простых граждан, всех без исключения.

 

РФ же по статистике ООН занимает только 72 место в мире по уровню расходов государства на гражданина.

 

Там в августе 2012 на глухой железнодорожной станции в Сибири премьер Дмитрий Медведев с немалым удивлением для себя узнает, что на весь поселок нет ни одного калькулятора – продавщица в буфете отсчитывает сдачу на деревянных счетах, как пару столетий назад…

 

Неудивительно, что страну, запускающую в космос спутники и обладающую одним из самых больших арсеналов ядерного оружия, та же ООН ставит на 62 место по уровню технологического развития – между Коста-Рикой и Пакистаном…

 

Как можно в такой богатой стране с таким нищим населением не просто удержаться у власти, а еще и иметь стабильно высокий рейтинг доверия? И снова ответ простой – небольшая локальная война.

 

В.Путин пришел к власти на волне страшных терактов в Москве, когда в результате вечерних взрывов многоэтажек в “спальных” районах на ул.Гурьянова и Каширском шоссе в 1999 г. погибли сотни людей.

 

В этой ситуации человек с чекистским прошлым, твердо пообещавший “замочить террористов в сортире”, гарантированно заручился подавляющей поддержкой населения. Хотя далеко не все в той запутанной истории было выяснено до конца.

 

Так, целый ряд фактов указывал на причастность к преступлению самих российских спецслужб. Но расследованию сомнительных обстоятельств просто не дали ходу.

 

А вообще-то за период 2000-2013 кавказскими боевиками на территории РФ совершен 81 теракт с участием 123 смертников.

 

И это не считая войны в Чечне, которая по сути не заканчивалась до самого последнего времени. Самые свежие теракты с десятками погибших в Волгограде совершены незадолго до сочинской Олимпиады-2014.

 

Т.е. все эти годы война на Кавказе служила громоотводом для обитателей Кремля, спасая от свержения ограбленным народом. Другое дело, что у громоотвода подошел к концу срок эксплуатации.

 

Это ясно показали гражданские протесты против В.Путина на Болотной площади в Москве 2011-2012 гг. Они собирали по 100 тыс. участников и было понятно, что выстроенная система нуждается в модернизации.

 

Продолжать педалировать тему войны на Кавказе становилось бессмысленным. Ведь любой гражданин с остатками логики и здравого смысла в голове все чаще начинал задумываться: почему годы идут, больше 10 лет прошло, а террористы в сортире до сих пор не замочены?

 

Как минимум это свидетельство профнепригодности того, кто неоднократно обещал это сделать, разве нет? Вот потому и потребовалось найти нового врага.

 

Ослабленная бездарным многолетним правлением воровских кланов Украина как нельзя лучше подошла для данной роли. А далее ВВП проделал привычную рутинную работу оперуполномоченного КГБ СССР. Только в более глобальном масштабе.

 

Финансовый “разогрев” украинских националистических организаций, выступающих с антироссийскими лозунгами, их раскрутка в масс-медиа РФ для формирования соответствующего общественного мнения – все это продолжалось не один год.

 

При полном попустительстве киевских властей. Во-первых, те были заняты гораздо более интересными для себя вопросами: межклановой грызней и разворовыванием национальной экономики.

 

Во-вторых, они с удовольствием пользовались плодами работы Кремля для мобилизации своего электората на выборах.

 

Играя на углублении противоречий между востоком и западом страны, одни обещали защитить русский язык, другие – украинский. Постепенно уводя внимание общества от того факта, что их в общем-то защищать и не надо.

 

Почему за все 23 года этот вопрос так и не был решен окончательно и бесповоротно, на уровне Конституции Украины? Да потому что тогда местным политикам просто не с чем было бы выходить к избирателям.

 

Они ведь в принципе не совсем уж темные люди и слышали о такой древнеримской поговорке “divide et impera” – “разделяй и властвуй”, позднее многократно обыгранной в различных книгах по теории управления.

 

Вот только при этом как-то упустили из виду, что древние императоры говорили так применительно к управлению покоренными варварскими народами. А вот устраивать раскол у себя в Риме – они даже подумать о таком не могли, понимая, чем все тогда закончится.

 

Вот почему путинская стратегия взращивания украинского радикального национализма оказалась успешной. Дальнейшее было делом техники.

 

Кстати, из вышесказанного не следует, что лидер ВО “Свобода” Олег Тягнибок или Дмитрий Ярош из “Правого сектора” являются штатными сотрудниками ФСБ РФ и получают зарплату на Лубянке.

 

Их личные убеждения вполне могут использоваться более глобальным игроком “в темную”. Но в том, что для их выхода на авансцену украинской политики в Кремле сделали все возможное – в этом нет сомнений.

 

Как говорили все те же древние римляне, “is fecit cui prodest” – “сделал тот, кому выгодно”. И посеянный действиями провокаторов страх перед бандеровцами дал свой урожай.

 

В результате группы российских боевиков и террористов воспринимаются частью населения Донбасса как освободители – как ни печально это звучит.

 

А В.Путин, выдвинувший войска к украинско-российской границе для защиты русскоязычных от украинских фашистов – национальный герой в глазах обманутых сограждан.

 

Если в целом за 2013 г. его рейтинг опустился до 44-47%, по данным опросов фонда “Общественное мнение”, то уже нынешней весной на фоне событий в Крыму и на Донбассе показатель взлетел до 71,6%.

 

И опять россиянам нет дела до царящей вокруг них нищеты и разрухи на фоне вызывающей роскоши власть предержащих. Именно поэтому В.Путин не даст ситуации на Донбассе стабилизироваться в ту или иную сторону.

 

Он не заинтересован ни в укреплении ДНР и ЛНР, ни в возвращении Киевом контроля над территорией. “Управляемый хаос” – наиболее предпочтительная модель для президента РФ.

 

Думается, он сможет этого достичь, ведь и сама киевская власть, как отмечалось выше, точно также не заинтересована в прекращении гражданской войны.

 

Заграница не поможет

 

В силу географической удаленности интерес США и ЕС в продолжении кризиса на Донбассе не такой сильный, как у Киева и Москвы. Но он есть.

 

Для Брюсселя это повод к дополнительному давлению на Кремль. Обвиняя его во вмешательстве во внутренние дела Украины, европейцы пугают В.Путина и его окружение санкциями, надеясь выторговать более выгодные условия для поставки газа.

 

Так, 2 мая еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер озвучил желание покупать российский газ по единой цене для всех стран ЕС.

 

Опять же, пока В.Путин поглощен украинским вопросом, ЕС может расширять свое влияние в Молдавии и других бывших советских республиках по программе “Восточного партнерства”.

 

Для Вашингтона это также прежде всего торговые интересы, но есть и еще один аспект: после окончания “холодной войны” с СССР в однополярном мире американцам стало как-то скучно.

 

Иран, Ирак, Северная Корея – противники не того уровня, чтобы можно было убедить своих налогоплательщиков в необходимости увеличения расходов бюджета по линии Пентагона и ЦРУ.

 

Китай – наоборот, слишком уж глобальный объект для конфронтации. А вот Россия в самый раз для этого подходит.

 

Тем более, что в случае с Москвой не надо изобретать велосипед: нафталиновые пропагандистские штампы медведя со злобным оскалом в шапке-ушанке с пятиконечной звездой – они так и остались в массовом сознании.

 

Схематично это выглядит так: “Агрессия Путина против Украины доказывает, что русские не отказались от имперских амбиций и США должны быть готовыми противостоять этой угрозе. Кто за то, чтобы увеличить расходы министерства обороны на 50% в следующем году? Прошу голосовать, господа конгрессмены!”.

 

Кроме того, есть и еще один нюанс, не позволяющий надеяться на внешнюю помощь в прекращении гражданской войны. А именно: на военный конфликт с РФ ради Украины Запад не пойдет.

 

Не настолько это для него принципиально, по большому счету. А реальных рычагов экономического влияния на путинский режим Вашингтон и Брюссель не имеют, как показали события последних 2 месяцев.

 

Окончательно данный вопрос был снят после визита российского лидера в Пекин и подписания 26 мая газового “контракта века” на $400 млрд в течение 30 лет.

 

Что же в таком случае остается Донбассу? Поскольку речь идет прежде всего о внутреннем гражданском противостоянии, выход один: осознать, что мы все, в Донецке и во Львове, не можем и далее оставаться разменными пешками и пушечным мясом в больших грязных играх казнокрадов по обе стороны баррикад.

 

И тогда ответ на вопрос “что делать?” появится сам собой и для каждого в любой ситуации.

 

Виталий Крымов, специально для “ОстроВ”

 

4 Comments

  1. Дуже грубо, однак значне зерно істини в цьому є. Війна на Домбасі вигідна всім інакше її вже давно б загасили. Ввелиб надзвичайний, військовий стан, перестріляли б десяток самих активних – “ковбаса за 2 р. 20 коп.” і “дедиваєвалі” – не на камеру звісно. Завалили б Ахметова і ко. І… усе б затихло. Враз затихло б. Одні тільки автомати валялись би по смітникам, бо терористи боялись би їх до рук брати.

  2. В этой статье только раздел о Путине и его “маленькой победоносной” представляется обоснованным реалиями. Что касается “киевских властей” (вообще-то, “киевские власти” – это власти муниципального уровня, но автора, видимо, неточности не смущают, особенно когда надо выдавить из себя, преодолевая отвращение, “легитимные украинские власти”), то они минимум десятки раз предлагали сепаратистам децентрализацию, автономию в гуманитарно-культурных сферах и региональный статус русского. В частности, были 3 круглых стола по проблемам восточных областей. Чем ответили сепаратисты? Нет, на меньшее, чем “федерализация”. не согласны, хотя, уверена, лишь очень немногие знают, что сие мудреное слово означает. Так что совсем не в интересах укрианских властей продолжать этот бессмысленный конфликт, мешающий скорее приступить к экономическим реформам. О США и Европе вообще молчу. Кроме Германии, есть еще страны бывшего соцлагеря, хорошо помнящие советский “рай” и находящие аналогии в путинском режиме.

Los comentarios están cerrados.