История страны неизбежно отражается в истории каждой семьи. И в хорошей семье, где старшие имеют привычку болтать по душам с младшими, а младшие – слушать и запоминать, никакой учебник и никакая пропаганда не могут вышибить из головы подрастающих младших то, что они слышали от своих старших.
Никто не может убедить меня, что Голодомора не было, потому что я знаю из первых рук историю о том, как мой собственный дедушка спас от голода целую семью.
Никто не может убедить меня, что Холокоста не было, потому что в Одессе погибли в оккупации мои собственные прадедушка и прабабушка.
Никто не может заливать мне, что народы, присоединенные к СССР по печально известному пакту, были счастливы и встречали “освободителей” цветами. Потому что другой мой дедушка родился в Бессарабии, до конца своих дней ловил румынское радио и говорил в кругу своих “Мы не просили нас освобождать”. Никто не может мне втирать, что государственного антисемитизма в СССР не было, потому что я знаю, как поступали в ВУЗы, а потом – как и где работали мои родители, их друзья и родственники. И истории про безжалостных бандеровцев и добрых нквд-истов не получится рассказывать в Западной Украине даже молодежи. Они не застали, но им дедушки и бабушки рассказывали.
Запоминайте все, что вы видите и слышите сейчас. Рассказывайте это детям. Будут внуки – рассказывайте внукам. Чтобы потом, на следующем витке, когда им начнут втюхивать легенды про кровавую хунту, развязавшую гражданскую войну в Украине, и про мудрых российских миротворцев – они со знанием дела плевали в рожу и говорили: “Не так все было. Я знаю. Мне дедушка рассказывал”.