Здравствуйте, меня зовут Олена. Раньше меня называли только Еленой. А сейчас ко мне обращаются «пани Олена». Приятно звучит. Но теперь я ношу горестный статус переселенца из зоны АТО. Таких как я много. Это совершенно разные люди. Однажды настал момент, когда население оккупированных территорий поделилось на «уехавших» и «оставшихся». Нет, это далеко не две группы людей. Это десятки, сотни, тысячи мотивов и причин. Одни покидали Донбасс из-за обстрелов, другие по гражданской позиции. Одни оставались там из-за тяги к России, другие из-за невозможности бросить немощных и упрямых стариков.
Люди Донбасса разноцветные. Они многочисленны.
Сначала я жила в Херсоне, теперь переселилась во Львов. Здесь тоже люди разноцветные. Нужно пожить в городе, чтобы понять нашу «разницу». Менталитет «западников» и «восточников» отличается. Хотя я брожу по улицам Львова и совершенно не ощущаю себя чужеродным элементом, не такой, не похожей, изгоем. Я тут дома.
Люди из Донбасса имеют другие вибрации. Мы, наверное, более быстрые наглые напористые. Мы часто выходим из себя. Несдержанны. Торопимся жить. Стараемся пробежать праздники и окунуться вновь в трудовые будни. Время – деньги. Грубые. Крикливые. Да. Но мы живые. Природа, да и история нас не баловала красотой и изяществом. Мы привыкли зарабатывать на красоту. И соотвественно тратить на красоту. По-другому никак. Мы не знаем, что такое жить в красоте. Как это, каждый день видеть прекрасное? Как это воспринимать красоту как должное? Да, для многих это и не является столь насущной потребностью. Мы наивны, как дети во многих вопросах. Отсутствие глубоких корней не дало нам возможности взрастить свою культуру и особенные традиции. Мы порою как карлики с короткими ногами. Семеним быстро, чтобы догнать других и вроде прилаживаемся. Тратим многочисленные усилия на то, что другие привыкли брать просто и без вложений. Достоинство – это то, чему нам надо еще подучиться. Достоинство нации. Для нас это пока просто слова. Потому что для начала необходимо стать нацией, которая будет иметь достоинство. Люди Донбасса, это как обкраденные дети. Обманутые вкладчики. И дело тут совершенно не в деньгах. Потери в духе и духовности. Заброшенные и покинутые. Оставленные и ненужные. Заплутавшие и заблудившиеся в чужих целях и ориентирах. Но это все же люди. Очень много людей, которые, как оказалось не объединены одной целью. Любой фокусник, жонглер и обманщик сможет с легкостью завладеть вниманием толпы жаждущей пищи и зрелищ.
Как возможно кого-то заставить полюбить Донбасс? Возможно ли кого-то принудить полюбить через боль? Для любых чувств необходимо время. Когда невыносимо больно человек порою не может думать, бежит, не разбирая дороги, задевает, толкает других, тех, кто попался ему на пути. Сейчас задеты болезненные части во Львове и Луганске. Люди смешиваются толкаются, впитывают друг друга, хотят они того или нет. Смешение происходит.
Сейчас Донбасс учится жить. Превращает жизнь в осмысленное бытие. Это не происходит быстро и не происходит со всеми. Но перерождение идет. От молоди к более старшему поколению. Донбасс пытается, пробует, шагает – высказывает мнение в виде блогерского-журналисткого-гражданского движения. Донбасс превращается в суспильства, учится брать, но и отдавать, начинает ощущать себя нужным. Донбасс хочет быть нужным. Он так долго ждал хозяина, которому пригодится, что потерял свою сущность. Но скоро Донбасс окончательно поймет, что он должен быть нужен прежде всего самому себе. И тогда он и другим пригодится.