Piotr Kulpa: Основная задача местной власти – привлечь инвестиции, которые создадут рабочие места

Благодаря Украинской миротворческой школы, и ее координатору Наталье Зубар, в Константиновке побывали – легенда польской “Солидарности”, Zbigniew Bujak и известный польский эксперт по делам экономики (работал в польском Кабмине, сейчас помогает с реформами в Украине) Piotr Kulpa NIK Naiwyszcza Izba Kontrolu.

В редакции газеты “Провинция” состоялась встреча гостей с руководством города, предпринимателями, переселенцами. Также были дружковчане Общества им. О.Тихого.

В рамках встречи опытом Польши по реформированию поделился польский гость Piotr Kulpa:

Конкуренция регионов

Польская реальность – это когда отдельные местности в Польше конкурируют между собой за инвесторов, за рабочие места, за жителей. Потому что главная задача, чтобы у нас хотели жить. Тогда у нас будет больше налогов, мы будем богаче и сможем больше сделать. И тогда уже основная проблема – качество жизни.

 Кто на самом деле хозяин территории

На украинский язык Европейская хартия самоуправления переведена неправильно. Муниципалитет везде в Европе переводится как “земля + люди, которые на ней живут”. Они власть. В украинском переводе значится, что это “Орган самоуправления”. Понимаете разницу? Орган сносим – нет самоуправления. А на самом деле нельзя убрать самоуправление, потому что люди, которые живут на этой местности, знают, что это их собственность. И войт этой местности важнее министра, который туда приезжает. Министр ничего ему не может дать и ничего не может у него попросить.

Реформа самоуправления зависит от активности местного населения

Какие были первые решения после внедрения самоуправления в Польше? Дороги и водоснабжение. На 300-400% сразу возросла местная активность, чтобы этими маленькими деньгами, которые они сначала получили, сделать это. Потому что независимо оттого, что происходит в большой политики, останется вот этот город, вот эта дорога, вот этот дом. И как это будет выглядеть через 10 лет зависит от того, что здесь будет происходить.

Местное самоуправление

Местное самоуправления нужно рассматривать на двух уровнях. Первый уровень – общий. Во всех странах ЕС система построена по принципу субсидиальности. Все, что можно сделать ниже, делается ниже, и только то, что невозможно сделать ниже, делается выше. В принципе, в Польше централизовано только законодательство, внешняя политика, оборона, регистрация на уровне парламента и контроль исполнения законов. Все местные доходы идут в местный бюджет. 20% подоходного налога каждого жителя остается в местном бюджете. И этих денег хватает. Если правительство хочет, чтобы местное самоуправление что-то делало (выдавало паспорта, водительские права) эти услуги оплачиваются. И есть система сравнивания между богатыми и бедными. Если, например, у кого-то разница более 140%, он отдает 20%.

В целом это работает. Люди, которые впервые в 90-х стали президентами, мерами, войтами до сих пор в первом туре выигрывают выборы и уверенно ведут.

Например, под Вроцлавом есть городок, талантливый мер которого практически в пустыню привел инвесторов. Сейчас город богат настолько, что может всех детей два раза в год отправлять на обучение. Это не правительство сделало, это делает местная власть.

 О системе и нечестных чиновниках

Система должна так работать, чтобы нечестный чиновник не мог сделать стране плохо. Мы смотрим на это так. Мы не ищем честных людей. Пусть приходят нечестные. В нормальной системе кто бы ни был руководителем, в целом будет пробиваться положительный эффект, даже если руководитель где-то замедлится.

Чем отличается вся Европа от Азии

В Европе земля является частной собственностью. В Азии собственником всей земли являлся царь.

Частная собственность земли – это основа капитала и основа того, чтобы человек мог что-то своему ребенку оставить. Это связь между человеком и землей. Надо приватизировать землю.

Все выглядит вроде бы одинаково, но на самом деле не является тем же. Посмотрите, кто был аристократом в Европе? Это был тот, у кого были особые права. В России не было аристократов, были помещики. Помещик умирал, и неизвестно было, получат ли дети его наследство. И отсюда на любом уровне то же самое.

Фото