Реальная история Харькова намного интересней чем может показаться на первый взгляд. Великие судьбы и уникальные факты настолько тесно сплелись в прошлом нашего города, что превратили его в живую легенду.
Происходившие события в Харькове более 100 лет назад бывают столь занимательным, что их не в состоянии переплюнуть даже искушенная фантазия и талант самого великого писателя. Сегодня я расскажу вам о Харькове Украинском. О том удивительном Харькове, который не стоит искать в 20-30 годах прошлого столетия. О важнейшем событии, которое стерлось в памяти многих..
Далекого 15 августа 1902 года в Харькове в здании Императорского университета состоялось торжественное открытие ХІІ археологического съезда. Для нашего города событие сие было крайне важное. Ведь проходивший с 15 по 27 августа съезд был по сути первым крупным научным форумом всероссийского масштаба проводившемся в Харькове.
Археологические съезды с периодичностью раз в три года, начали проводится в Российской империи с 1869 года, по инициативе императорского Московского археологического общества. Основной целью их было, проходя в разных городах страны вызвать в среде местных ученых и передовых представителей общества интерес к археологии и истории своего края. О важности и значимости мероприятия написано немало. Ведь ХІІ Археологический съезд в Харькове по праву считается одним из самых масштабных в Империи. Однако в данной заметке речь пойдет о другом.
Все дело в том, что этнографическому отделению съезда пришла в голову одна гениальная мысль.
Представить приехавшим со всех уголков Империи делегатам, поэтическое творчество украинского народа в его живых представителях и хранителях – кобзарях, бандуристах и лирниках.
И вот 19 августа для участников съезда состоялся этнографический концерт. Выступившие на сцене – кобзари и лирники из Харьковской, Полтавской и Черниговской губерний произвели на зрителей своей мастерской игрой ошеломляющее впечатление. Корреспондент ведущей музыкальной газеты, в своем репортаже особо отметил что “нужно отдать справедливость харьковским кобзарям, с виртуозной стороны они довели технику до высшей степени”.
Французский же делегат, известный писатель барон Де Бай придя в восторг от выступлений бандуристов вопрошал окружающих “почему этот превосходный по тембру инструмент (бандура) заброшен и не культивируется русским обществом, ухватившимся, как дети, за заморскую игрушку – мандолину, или жалкую, беззвучную балалайку”.
У входа в зал была поставлена кружка для пожертвований в пользу выступающих музыкантов. По окончании концерта в ней оказалось около 112 рублей. В своем прощальном заседании ХІІ Археологический съезд в Харькове постановил ходатайствовать перед министром внутренних дел о прекращении преследований со стороны полиции бандуристов и лирников. После чего именно в Харькове была составлена на эту тему петиция которую между прочим подписали все делегаты съезда. В завершение своей статьи посвященной концерту бандуристов и кобзарей, корреспондент ведущего музыкального периодического издания того времени “Русской Музыкальной Газеты” напишет замечательные и важные слова:
“Не касаясь научной стороны съезда и его высоких целей, нельзя не помянуть добром этого гуманного дела его. Бандуристы и лирники не профессиональные нищие; это бедные слепцы, музыкой и пением зарабатывающие свой горький кусок хлеба, как другие музыканты, а затем они единственные хранители и продолжатели музыкально-поэтического творчества малорусского народа и уже по этому одному заслуживают не гонений и преследования, а участия и заботы в виду их беспомощного, вследствие слепоты состояния. Честь и слава ХІІ археологическому съезду в Харькове заступившемуся за слепых и голодных украинских баянов!”.
Дорогие наши читатели, как известно “история Харькова нас все манит и манит”, в силу этого я не могу не поделится с вами, самой программой этого важнейшего и уникальнейшего этнографического концерта.
Программа сия как и фото публикуются впервые. Текст и язык самой же программы приводится в большинстве своем в оригинальном (исходном) виде .
Отделение I ( Историческое ) .
– Дума про вдову и троих сынов, исполняет лирник Ларивон (Харьковская губерния)
– Пісня про Морозенка, исполняет бандурист Терентий Пархоменко (Черниговская губерния)
– Дума про трех Самарских братьев, исполняет бандурист Михайло Кравченко (Полтавская губерния)
– Дума про Хмельницкого та Барабаша, исполняет бандурист Иван Кучеренко (Харьковская губерния)
– Дума “Буря на чорному Мори” (про Алексея Поповича ), исполняет любитель-виртуоз И.М.Хоткевич с аккомпанементом бандуры.
– Дума про Степана (из Невольника) исполняет артист Садовский ,с аккомпанементом фортепиано .
– “Разрушение Сечи ” и ” Ой сів пугач “, исполняет хор Тов.Малороссійской труппы.
Отделение II (Песни релегиозно нравственные и бытовые )
– Псалма Сковороды-исполняет лирник Самсон Вэсэлый и бандурист Иван Нетеса .
– Псалма “Ангелы душу пробуждают “, исполняют бандуристы Терентий Пархоменко, Михайло Кравченко и Петро Древченко.
Обрядовые (свадебные)
-“Бачить Бог, бачить Творец” и “Застилайте столы”, исполняет хор Тов.Малороссійской труппы.
Бытовые
– Пісни “Чумацька” и “Брулацька” , с аккомпанементом фортепиано исполняет артист Садовский .
– Пісни “Забіліли сниги” (бурлацька), “Ой из-за Горы Стовпом Дым”(свадебная), “Ой по пид лисом битая дороженька” (свадебная) , исполняет хор Тов.Малороссійской труппы.
– Свадебна пісня “И шумыть и гуде ” и “Ой за гаем, гаем”, исполняет хор бандуристов и лирников.
Отделение III. Юмористические и Сатирические песни.
– Про попадью, исполняет бандурист Павло Гащенко .
– Кисиль, исполняет бандурист Иван Нетеса .
– Мищанка, исполняет лирник Иван Зозуля.
– Дворянка, исполняет бандурист Иван Кучеренко .
-“Скину кужиль с полицы ” исполняет хор Тов.Малороссійской труппы.
– Дудочка, исполняют одни бандуристы.
-“Горлиця” и “Гречаныки “,исполняют бандуристы, лирники и троиста музыка.
Специально для фундации «Харьков Манящий» – все тот же Антон Бондарев.
Любите свой город и он ответит вам взаимностью!
Все самое интересное только начинается.
Голова фундаціїї “Харьков Манящий” Антон Бондарев