Плутониевый шантаж кремля – обычный блеф игрока в покер. Шансов сорвать банк у него нет. В пост-индустриальном мире, где главная роль отводится энерго-сберегающим и эффективным технологиям, нет места идиотам, делающим ставку на ядерную дубинку. Почему я так думаю. Попробую объяснить свою точку зрения. Вернемся в начало 90-х годов.
Распад глиняного колосса СССР был очевиден и требовал от глав развитых держав ядерного клуба принять безотлагательное решение одной существенной проблемы. Для специалистов проблема была очевидна. Накопленное и распределенное по огромной территории 15-ти советских республик ядерное оружие могло остаться без надлежащей охраны и без регламентного обслуживания. В этом случае, несанкционированное перемещение хотябы одной ядерной боеголовки в руки террористов было бы делом времени и катастрофой для Мира.
Решение проблемы было найдено в 1993 году заключением договора об утилизации излишнего ядерного оружия:
– все ядерное оружие распавшегося СССР передано в РФ под гарантии суверенитета;
– все склады ядерного оружия взяты под контроль и охрану специалистами НАТО;
– в рамках 20-ти летней программы “Мегатонны в Мегаватты” будут уничтожены 20 тысяч боеголовок СССР.
Прошло 20 лет. Наступил декабрь 2013 года. Была закончена программа “Мегатонны в Мегаватты”, результаты которой можно увидеть на скрине:
результаты программы “Мегатонны в Мегаватты”
Кроме того, специалисты-ядерщики из закрытых сибирских городов ядерного комплекса роисии получили доступ к ядерным центрам мира в США, Германии, Франции, Японии. Начался плодотворный обмен технологиями переработки, разделения и утилизации ядерных компонентов. Деньги, вырученные от продажи росиянского уранового концентрата в США, помогли роисии пережить смутные времена, сохранить ядерную отрасль, освоить передовые западные технологии, купить супер-компьютеры для моделирования ядерного оружия, построить аналогичную американской Z-Машину и продолжить развитие ядерной отрасли.
Для осуществления программы “Мегатонны в Мегаватты” США пошли на снятие эмбарго с росиянского уранового концентрата, что ударило по собственному национальному производителю и фактически остановило заводы по обогащению урана в США. А стоило ли так поступать? Вероятно да. Это риторический вопрос, но оставлять без надлежащего контроля колосальный арсенал советского ядерного оружия было намного опасней.
А что произошло с американской национальной компанией по обогащению ядерного топлива? Смотрите следующий скрин. Здесь отчетливо видно как катастрофически падала капитализация той самой компании, которая вместо наработки собственного концентрата урана стала закупать росиянский продукт в рамках договора “Мегатонны в Мегаватты”.
график цены акций компании “Centrus Energy” (USEC)
В 2011 году, в предверии окончания программы “Мегатонны в Мегаватты” американская компания USEC подписала новый 10-летний контракт с росиянской государственной компанией Техснабэкспорт на поставки услуг по обогащению урана. Было ли это выгодно американской компании? Очень сильно в этом сомневаюсь. Посмотрите на чарт выше, как быстро стала падать капитализация компании в 2011-13 годах. Почему так произошло? Не знаю.
А что приобрел ядерный комплекс роисии в результате осуществления программы “Мегатонны в Мегаватты”? Не более и не менее как весомую нишу на рынке ядерного топлива и рынке услуг по обогащению урана.
доля ТВЭЛ на мировом рынке топливных элементов и обогащения урана
Росиянская компания “ТВЕЛ” планировала на основании долгосрочных контрактов на услуги обогащения топлива получить львиную долю ядерного рынка к 2025 году. Однако, плутониевый шантаж перечеркнет эти планы. Ответ Вашингтона на плуто-блеф кремля будет, возможно не завтра, возможно после 20 января 2017. Но ответ будет болезненный. Вероятно будут восстановлены анти-демпинговые таможенные пошлины, которые были отменены ради программы “Мегатонны в Мегаватты”, возможно будут введены финансовые санкции против группы компаний РосАтома. Но, в любом случае, можно смело прогнозировать схлопывание доли роисии на мировом ядерном рынке. И, как следствие, возвращение в тройку лидеров многострадальной американской национальной компании USEC, которая пережила банкротство и сменила вывеску на Centrus Energy.
А причем здесь плутоний, возмущаются оппоненты. А притом, господа. После переработки 500 тонн оружейного урана из 20 тысяч боеголовок на складах накопилось 34 тонны оружейного плутония из тех же самых боеголовок. Высокообогащенный металлический плутоний в виде питов (таблеток) лежит на складах и ждет своей очереди на утилизацию в виде топлива для энергетических реакторов.
Все двадцать лет, пока шла утилизация “урановых рубашек” из ядерных боеголовок, физики-ядерщики США и роисии ломали копья как выгоднее утилизировать плутоний. Обе стороны увидели один путь – делать смешанное топливо МОХ. Обе стороны приступили к строительству заводов по изготовлению смешанного топлива типа MOX. Разногласия между сторонами возникли в типе реактора для утилизации оружейного плутония. В США планировали утилизацию в двухконтурных водо-водяных реакторах на основе апробации и отработки многолетней технологии. В роисии увидели вариант утилизации в реакторах на быстрых нейтронах. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. В США смотрят в первую очередь на максимальную безопасность процесса, а в роисии безопасностью пренебрегают ради поимки двух зайцев: использовать “замкнутый цикл” и поймать максимальный коэффициент размножения топлива. С моей точки зрения, роисянский вариант закончится тяжелейшей ядерной аварией, которая перечеркнет весь ожидаемый профит. Даже, если опоненты будут настаивать, что новейший реактор “БРЕСТ” самый безопасный в мире, я вам скажу, что точно таким же абсолютно-безопасным считали реактор “РБМК” до тех пор, пока не получили запроектную чернобыльскую катастрофу.
Почему же роисия проиграет на ядерном рынке. Все упирается в цену оксида урана и в цену обогащения урана. Когда РосАтом заявил о начале осуществления супер-прибыльной программы “ПРОРЫВ” с полностью замкнутым циклом и глубокой переработкой ядерных отходов, его специалисты основывались на ошибочном долгосрочном прогнозе роста цены на оксид урана. На графике ниже можно увидеть насколько ошиблись экономисты из компании ТВЭЛ.
цена урана, спрос и предложение
Конечно, опоненты могут меня упрекнуть в том, что моя серая линия прогнозной цены оксида урана ошибочна. После выдвижения кремлем “плутониевого ультиматума” и встречных ограничительных мер со стороны США, цена на оксид урана будет только расти. Как известно, цена на спотовом рынке очень чувствительна к политическим заявлениям лидеров. Не хочу огорчать оппонентов, но надо смотреть правде в глаза. Взгляните на спотовые цены оксида урана и спотовые цены услуг обогащения урана.
спотовая цена оксида урана
спотовая цена услуг обогащения урана
Что вы видите? Есть скачок цены после плуто-шантажа? А почему? А потому что крупные игроки ядерного рынка восприняли выступления карлика-недоучки не более как вопль обиженного на весь мир импотента, машущего над головой ядерной дубинкой. Цены ядерного топлива будут продолжать плавное скольжение с горки.
Причины падения цены на ядерное топливо вполне осязаемы:
– ускоренный переход высокоразвитых стран к производству электроэнергии из возобновляемых источников энергии;
– тарифное стимулирование потребителей к снижению энергопотребления;
– появление новых поставщиков урановой руды на рынке.
Эти факторы никак не смогли осмыслить и спрогнозировать экономисты Роснефти, Газпрома и Росатома. Основной довод росиянских экономистов заключался в том, что залежи нефти, газа, урана ограничены, они иссякают и цена должна только расти.
А цена почему-то падает…
—————-
Эдгар 17.10.2016
П.С.:
======
Термин: “Запроектная авария”
“Авария, вызванная неучитываемыми для проектных аварий исходными событиями или сопровождающаяся дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности сверх единичного отказа, реализацией ошибочных решений персонала, могущих приве сти к тяжелым повреждениям или расплавлению активной зоны, уменьшение последствий которой достигается управлением аварией и (или) реализацией плановых мероприятий по защите персонала и населения”.
Примером такой запроектной аварии может служить инциндент на исследовательском ядерном стенде в г.Саров (Арзамас-16)
17 июня 1997, когда опытный экспериментатор реализовал смертельно-ошибочное решение.
история картинки шикарна http://www.amic.ru/news/224976/
а чому російською?