Заявление президента Михеила Саакашвили

imagesПрезидент Грузии Михеил Саакашвили опубликовал в сети Facebook заявление в связи с инаугурацией нового президента Грузии Георгия Маргвелашвили.

В заявлении говорится:

“Всегда представлял. что буду присутствовать на инаугурации нового президента несмотря на то, представителем какой политической партии он будет, несмотря на различие во мнениях о будущем страны и несмотря на явно несовместимые ценности.

Я думал, что я и Сандра встретили бы нового президента в президентском дворце, как это, к примеру, происходит в Соединенных Штатах Америки или в других демократиях, проводили бы его в здание и передали бы не только здание, но и президентский институт.

Такая мирная передача была бы символом продолжения государственности. подтверждением впечатлительного прогресса нашей демократии и признаком того, что мы все являемся детьми Грузии и можем мирно сожительствовать.

После церемонии я бы покинул здание и поехал бы вместе со своей семьей на отдых, или пообедал бы с моими друзьями и политическими соратниками.

Это было бы очень нормально и я всегда мечтал так завершить свой 10-летний президентский срок.

К сожалению, существующая реальность передачи власти сделала эту мечту несбываемой.

После прошлогодних октябрьских выборов, когда мое правительство мирно передало власть новому правительству, мы сделали больше того, чем нас обязывала конституция и новому большинству передали и силовые министерства, которые по настоящей конституции подчиняются президенту. Мы даже провели определенный тренинг им на новых должностях, а в государственном бюджете оставили несколько миллиардов. Печальное развитие событий сделало невозможной осуществление этой обыкновенной мечты.

Год назад мы знали, насколько напряженной будет сотрудничество с новой властью. У нас не было ожидания благодарности и великодушия со стороны победившей на выборах 2012 года силы. Мы понимали, что будут остановлены много важных проектов, многие реформы откатятся назад и в целом, их политика будет совершенно отличающееся от нашей политики. Но народ сделал выбор и мы всегда уважаем волю грузинского народа, нашего общего и верховного господина.

Нет, у нас все же были скромные надежды: Мы просто надеялись, что они с уважением отнесутся к Конституции, для них будет приемлемо наличие лояльно настроенной к институтам сильной оппозиции, воздержатся от использования суда для его же уничтожения и сконцентрируют всю энергию на будущее страны, а не привязались бы к прошлому.

Как известно, все произошло совершенно наоборот.

Они допросили тысячи активистов Национального движения, предъявили обвинения более сотни бывшим должностным лицам или активным лидерам партии, такие важные фигуры, как Бачо Ахалая и Вано Мерабишвили, стали жертвой иррациональной охоты за ведьмами. Сейчас они в тюрьме. Эта ситуация сорвала необыкновенную возможность нашей демократии мирно, путем выборов передать власть, а перспективу развития институтов перебросила в неопределенное время.

Главную идею выборов в самоуправлениях лишило смысл насильственное замещение избранных должностных лиц. Это происходило под непосредственным наблюдением центральной власти. Этот процесс, который проходил путем насильственного использования суда и массового насилия, незаконно изменил результаты местных выборов 2010 года, которые были признаны всеми международными организациями как свободны и справедливые и де-факт смел институциональную грань между центральными властями и местными самоуправлениями.

На депутатов парламентской оппозиции могут напасть и рассчитаться с ними физически так, что за этим не последует никакого реагирования. И на меня, президента страны, много раз нападали управляемые властью и полицейскими должностными лицами группы. К сожалению, из-за нападения на должностных лиц никто серьезно не был наказан. Это создает угрозу главной идее защиты институтов.

Из-за вышеназванных причин невозможно мое присутствие на инаугурации. Я не могу вас обмануть, якобы все нормально и институционально все продолжается тогда, как генеральный секретарь главной оппозиционной партии, мой бывший премьер-министр, находится в предварительном заключении.

Инаугурация президента должна быть выражением продолжения государственности и единства страны вокруг существующих сегодня институтов. К сожалению, правительство Грузии, на протяжении последних недель и месяцев, многократно показало, что оно не признает главную идею продолжения власти и что его не волнуют существующие институты.

Из мероприятий по поводу Дня независимости они символично изъяли военный парад, используют все возможности изменить конституцию и перенести парламент из Кутаиси в Тбилиси. Они также уже заявили, что намерены отменить президентский дворец, как государственное учреждение. Хотя с этим зданием связано много важным государственных традиций. Здесь были подписаны документы большой исторической важности и именно в это здание было приглашено больше государственных лидеров, чем за всю прошлую историю Грузии.

Впервые в новейшей истории Грузии мы построили дворец первого лица страны, повторяю, дворец, а не чью-то резиденцию, как символ того, что мы не являемся чьим-то дополнением или вассалом, а полноценным государством, который знаю и уважают во всем мире. К сожалению, уважение к этому символу не важно для нового правительства.

Я пишу это с большим сожалением, так как я был принял участие в инаугурации несмотря на то, что правительство приостановило множество проектов, начатых при моем президентском сроке.

Сложнейшие переговоры на протяжении четырех лет с правительством США, которые завершились успешно открытием в Батуми нового американского Технологического института и который должен был стать будущим нашей образовательной системы, премьер-министр сорвал за одну минуту.

Объездная вокруг Тбилиси железная дорога, которая была почти завершена и на нее были затрачены сотни миллионов, которая должна была дать новую жизнь нашей столице, была приостановлен за один день.

Еще один большой проект, моя главная гордость – грузинское военное производство, налаживание которого было настоящим технологическим прорывом для Грузии, почти полностью приостановлено так же, как это произошло в отношении оборонительных сооружений вокруг Тбилиси.

Это вызывающие большое сожаление шаги, которые дорого обойдутся нашей стране так же, как и отказ нового президента от использования термина “оккупация” или осуждения российской агрессии против нашей страны. Правительство имеет конституционное право отказаться от этих проектов.

То, чего они не смогут сделать конституционно и что невозможно замаскировать псевдо-нормальностью церемонии инаугурации, это использование суда в политических целях, превращение активистов и представителей оппозиции в жертв безнаказанного насилия и насильственное изменение результатов предыдущих выборов.

Я очень люблю и всегда буду любить грузинский народ. Я чрезмерно благодарен им за возможность, предоставленную мне – служить на протяжении девяти лет своей стране в ранге президента. Естественно, я уважаю их выбор. Желаю своим соотечественникам всего наилучшего и выбранным ими представителям.

Я твердо верю, что все сложности временны. Как река во время наводнения разрушает берега и затем возвращается в свою русло, так же, как никто не вынудит реку идти против течения, так же никто не сможет вернуть в прошлое Грузию. Она обязательно вскоре вернется к тому примерному прогрессу, который мы имели на протяжении предыдущих лет. Пройденное время утвердило традицию не разрушения, а строительства, чего никто не предаст забвению.

Моей главной надеждой является молодежь, которую называют “поколением Миши” и которое никогда не свыкнется с рабством своей страны, или же, хотя бы, с возвращением в состояние классической постсоветской страны. Знаю, что правительство переживает по поводу каждого моего шага и заявления. Хочу сказать и им, что желаю успехов в преодолении экономического кризиса, выдержке перед российским давлением и продолжении процесса евроатлантической интеграции, для чего мы столько трудились. Наш общий интерес состоит в том, чтобы минимизировать ущерб и избежать худшего.

Я не намерен в какой-либо форме мешать. Вчера я завершил последние консультации с лидерами ЕС и Европарламента перед Вильнюсским саммитом. Параллельно рассматриваю несколько предложений из ведущих зарубежных университетов о создании новых научных центров, связанных с моим именем. На данном этапе намерен заняться этим и воздержаться от ежедневного участия в политической жизни Грузии. Несмотря на это, я всегда буду готов поддержать мой народ, когда увижу такую необходимость и служить своей заслуживающей преклонения Родине – Грузии”.

apsny.ge