Евгений Ленг: Еще раз к вопросу о т. н. “русском мире”.
1. Самая известая империя в истории человечества называла себя Pax Romana – Римским миром. Становясь его частью, ты получал право на отсутствие границ и таможен, безопасность от внешних захватчиков, общий для всех латинский язык (другие – не преследовались), право поклоняться любому божеству, гуманзим (как его понимали в то время: например, нельзя убивать и калечить рабов без суда; тем, кто улыбнулся: смотрите права рабов в царстве Митридата Понтийского), бани, достижения передовых искусств и науки, судопроизводство с обязательным участием адвоката и многое другое, о чем остальной мир на тот момент имел очень смутные представления.
2. Да, суверенитет не входил в этот набор, но текст был приблизительно такой:
– Немного привыкните, подучите латынь, потом ваша элита и предприимчивые люди станут римскими гражданами, а там уже недалеко до местного самоуправления.
Не случайно на осколках Римского мира родились все национальные государства современной Европы. Их элита сложилась еще в Pax Romana. А многие государства присоединялись к Римскому миру, пусть и ввиду легионов, но добровольно – настолько его преимущества были очевидны.
3. Что же предлагает нам «русский мир»? Недавно один из лидеров ДНР Бородай (он там единственный идеолог) впервые это озвучил:
– Границы “Русского мира” значительно шире границ Российской Федерации. Я выполняю историческую миссию во имя русской нации, суперэтноса, скрепленного православным христианством. Так же как на Кавказе, я борюсь на Украине против сепаратистов, на этот раз не чеченских, а украинских. Потому что есть Россия, великая Россия, Российская империя. И теперь украинские сепаратисты, которые находятся в Киеве, борются против Российской империи.
4. Это же просто бормотуха. Без смысла, без внятных месседжей, без идей. Зачем нужна великая Россия? Для суперэтноса? В чем преимущества народов, которые становятся его частью? Просто «потому, что есть великая Россия»? Какая-то левая мотивация…
5. В «Алмазной Сутре Шестого Патриарха», одном из классических произведений буддийской литературы, есть эпизод, когда ученик спрашивает бодисатву:
– Почему Будда пришел с востока?
– Кипарис во дворе, – отвечает тот. Он имел в виду, что в южных странах листья кипариса всегда обращены к востоку.
Давайте попробуем мысленно задать вопрос Бородаю и другим идеологам русского мира:
– Зачем нам присоединяться к вам?
Сильно подозреваю, что среди ответов внятным будет только один. Причем, в духе бодисатвы:
– Туалет во дворе.
Трудно не согласиться: с туалетом во дворе живет половина “русского мира”.
Половина “русского мира” живет в туалете во дворе.