Ева Гукалова: И снова о выборах, программах и идеологии партий

Я в последнее время очень мало пишу. Чего уж там, я вообще мало пишу: всегда считала, что если у вас есть время вести дневник, значит вы неинтересно живёте. И отдельные исключения вроде Дианы Макаровой или Митрича не могли меня переубедить. Но в последнее время я мало пишу, чтобы не пополнять ряды пораженцев. Накопившаяся усталость выплёскивается неотвратимо в каждой строчке, а окружающая действительность не радует, несмотря на множество по-настоящему нужных и позитивных изменений . Я постараюсь сегодня не ныть, а написать конструктивно, насколько это возможно. Написать о том, что кажется мне важным, что вызывает столько споров и конфликтов, в том числе, в среде.

Я попробую не критиковать имеющиеся инициативы, но описать то, что нужно и правильно делать, на мой взгляд, тем волонтёрам и другим представителям третьего сектора, которые намереваются идти во власть или органы местного самоуправления. И пусть меня простят те, кто отважно (или безрассудно?) ныряют в эту яму с дерьмом, за критику со стороны. Я не иду на выборы, но мне есть, что сказать тем, кто идет.

К сожалению, у нас в стране не принято мыслить в терминологии политических ориентаций, большинство политиков плавно кочуют между правыми, левыми и центристскими направлениями, прикрываются религиозными, патриотическими, ностальгическими лозунгами, торгуют лицом (своим или купленных, одураченных, или специально взрощенных персон), не имея при этом чётко сформулированной программы (за исключением, увы, правых радикалов). Каждая программа — результат маркетингового исследования, а не политической работы, набор наиболее востребованных чаяний, обтекаемых обещаний: за всё хорошее, против всего плохого — любой ценой сохранить или получить место у кормушки. Война не идей, но брендов, лиц, пиар-отделов. В результате хари (и то, не всегда) у кормушки меняются, а наша жизнь, если и меняется, то к худшему.

Тем же, кто не рвется к власти, но намерен действительно пахать, вытаскивая страну из того положения, в котором она находится, для начала нужно, на мой взгляд, хотя бы для самих себя чётко обозначить свою политическую позицию. Тщательно прописать свой образ идеального будущего, и те методы и инструменты, которые они готовы использовать ради его достижения (приближения к нему). Думаю, стоит начать кучковаться не по территориальному признаку, не по принадлежности к волонтёрам или направлению волонтёрской деятельности, но именно по видению тех изменений, которые необходимы стране. Пусть они образуют сообщества единомышленников.

Пусть это станет первым шагом.

Прошу вас, не нужно говорить, что все-все-все волонтёры должны объединиться и идти на выборы. Сейчас волонтёрят очень разные люди: патриоты, радикальные националисты, левые, ностальгирующие по Советскому Союзу и новые левые , бандиты, правозащитники, хиппи, представители самых разных национальных, религиозных и сексуальных меньшинств, коммерсы, мошенники, ортодоксы… Однажды они стали плечом к плечу на Майдане. Это было красиво, это было эпично, но это не нормально — это чудо, которое не может продолжаться вечно. «Дружба» против общего врага быстро заканчивается. И начинается ад. И вот уже нацики избивают геев и разгоняют правозащитников, а бандиты используют привычные методы для достижения «общего блага», мошенники благополучно наживаются на благотворительности. И т.д. И всё это «волонтёры».

Шаг второй — это качественное и детальное построение моделей «идеального государства» с имеющимися исходными данными, которое должна сделать каждая жизнеспособная команда единомышленников. Мы имеем точку А со всеми проблемами и бедами. Мы имеем мучительное желание из этой точки куда-нибудь переместиться. Но видения цели пока нет. А мотивация от противного — это скверная платформа для реформ. Нам нужна точка Б. Нужно начинать жить не «от» а «к».

Шаг третий — обнародование и публичное общественное обсуждение моделей «идеального будущего». Корректировка и наводка на точку Б. Пусть этих точек — целей — будет много. Пусть они конкурируют между собой. Пусть это будут не лубочные картинки из сектантских брошюр, не семьи с выражением панической радости на лице, которых так любят изображать в рекламе — пусть это будут стройные продуманные системы. Б1, Б2, Б3…..

Шаг четвертый — это рисование линии. Написание программы. Построение пути от точки А к точке Б. Методы, и средства, которыми предполагается достигнуть цели. Стратегии развития. Политические программы. Продуманные и прописанные, с рассчитанным бюджетом. С пониманием того, что ресурс ограничен, и для того, чтобы раздать каждому по миллиону, этот миллион нужно где-то взять (обычно в предвыборных программах этот момент умалчивался).

Шаг пятый — Написание, обсуждение, оттачивание и предложение на общественный суд собственных проектов реформ. Проектов, являющихся первыми этапами реализации стратегий. Вписанных в хронологический план, пошаговую «инструкцию к построению идеального государства». С обязательным указанием сроков — реальных сроков реализации каждого пункта.

И вот тогда, когда будут опубликованы эти стратегии, когда общественность сможет их обсудить и сравнить, внести свои предложения и замечания — вот тогда и только тогда вам имеет смысл идти на выборы. И да свершится битва не лиц и харь, не пиар-технологий, абстрактных лозунгов и кошельков, но битва идей, битва команд, готовых эти идеи воплощать, битва стратегий… И пусть победит достойный.

А если серьёзно, при таком подходе не так уж важно, какие лица окажутся там у руля. Важно то, какие идеи победят в умах. Потому что мы с вами — избиратели — влияем на политиков существенно больше, чем они влияют на нас. Это мы с вами заставляем организаторов «съезда сепаратистов» одевать вышиванки, желто-голубые ленточки и помогать армии, это мы держим их за самое чувствительное место — за рейтинг. Мы формируем рамки допустимого, те самые окна Овертона, в которые им приходится вписываться, мы и только мы заказываем музыку.

Но мы наивные, добрые лохи. Нас так легко ввести в заблуждение сменой риторики/ленточки/рекламной стратегии… Мы всё забываем, мы всё прощаем, а нужно быть строже, гораздо строже к тем, кому мы платим зарплату, кому доверяем строить страну, в которой будут жить наши дети.

Они будут сопротивляться, будут навязывать нам то, чего мы должны от них хотеть — у них есть СМИ, есть админресурс и боты в соцсетях, но у нас есть мы, и нас значительно больше (и мы, чего уж там скромничать, значительно лучше).

 

Источник: Фейсбук автора

Изображение: Political chart.svg авторства Stannered из Wikimedia Commons, общественное достояние.