Петр Костенко: Тень троллейбуса

додано: 11-09-2005 // // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1126464556.html
Версія до друку // Редагувати // Стерти

"Большая Ялта"

КримЕкономіка

Советник крымского Премьера рассказывает корреспонденту газеты "Большая Ялта" о коррупции на транспорте и о том, куда мы с вами платили сбор на развитие электротранспорта

Досье «Я»

Петр Иванович КОСТЕНКО внештатный советник Председателя Совета министров АР Крым член Республиканского конкурсного комитета по определению перевозчиков на внутриреспубликанских маршрутах, член межведомственной комиссии СМ АРК по упорядочению предпринимательской деятельности, связанной с добычей полезных ископаемых, комплексным освоением и развитием земель рекреационного назначения.

Один из ведущих специалистов Украины в области оптимизации транспортных и платежных систем. В 2000 году основал компанию, ставшую одним из украинских лидеров в области смарт-технологий и транспортной логистики.

Общественная деятельность: активный участник Оранжевой революции в г. Харькове, председатель всеукраинской общественной организации «Народ Украины».

- Петр Иванович, в ваш совминовский кабинет нас привело небольшое журналистское расследование, начавшееся с того, что нас заинтересовало появление камер видеонаблюдения в троллейбусах Ялта - Симферополь. Мы задались вопросом: «Кому и зачем это нужно?» и нашли вас…

- Я думаю, это было не очень сложно?

- Вовсе нет. Два телефонных звонка – и мы видим в вашем кабинете монитор с видеозаписью салона троллейбуса. Весьма любопытно… Расскажете что к чему?

- Без проблем… Крымский премьер Анатолий Матвиенко пригласил меня как специалиста и проверенного в нелегкой предвыборной борьбе единомышленника, чтобы реализовать меры по оптимизации ситуации в «Крымтроллейбусе» и всей системе пассажирских перевозок, а также в земельных отношениях. Такое поручение есть, есть и политическая воля главы Правительства Крыма. Комиссия Верховной Рады АРК по вопросам транспорта, промышленности, связи и ТЭК поручила мне координировать подготовку концепции развития транспорта в республике. Но для меня лично - главное даже не это. Есть многолетнее недовольство людей – крымчан и туристов, которые испытывают колоссальные неудобства. Именно на троллейбусных станциях и автовокзалах начинается потеря имиджа Крыма среди миллионов простых людей. Сильные мира сего об этом забывают, поскольку в салоне «Мерседеса» с климат-контролем такого «экстрима» нет… Кроме того, я, как профессионал, не совсем верю в постоянные стоны об убыточности троллейбусных перевозок. Эти стоны и вопли имеют главную цель - получить бюджетные дотации. А в Крыму даже введен специальный сбор на развитие электротранспорта, который платят в бюджет все автоперевозчики… Поэтому я начал с того, чтобы понять реальный пассажиропоток троллейбусных маршрутов «Ялта – Симферополь», «Алушта – Симферополь» и «Ялта – Алушта» и соотнести его с фактической выручкой.

- Возникли сомнения?

- Так все же на поверхности. Вот берем, к примеру, документ (см. фото – ред.). Он вам о чем-нибудь говорит?

От редакции. Документ, предоставленный «Я» нашим собеседником говорит о многом. Предлагаем читателю простую задачу для 2-го класса. «Количество мест в троллейбусе №52 маршрута «Ялта – Симферополь» = 42; В июле-августе троллейбусы пустыми не ходят. Цена билета = 10 грн. Таким образом, выручка от рейса в один конец = 42 * 10 = 420 грн., выручка за оборотный рейс (2 конца) = 420 * 2 = 840 грн. Установленный документом план сдачи выручки водителем за оборотный рейс = 238 грн. Таким образом, (знак дельта)= 840 - 238 = 602 грн с одного рейса… Количество рейсов в день в июле – августе = 80; 602 * 80 = 48 160 грн в день. Ну ничего себе… В этой задаче отсутствует рейсы на Алушту,они входят в общее число рейсов,а стоимость билетов на проезд до Алушты -6 грн.Также есть еще льготник.Но ,в целом , расчеты верные. Поэтому и у меня было примерно такое же выражение лица… Вы знаете, я с транспортом знаком не понаслышке. Однако то, с чем я столкнулся в Крыму не снилось в кошмарных снах. Поэтому мы и приняли решение установить в троллейбусах камеры видеонаблюдения с компьютерными «чипами» памяти. Тем более, что нельзя, конечно, считать, что все рейсы одинаково загружены и т. д.

- Камеры видеонаблюдения установили навсегда? Не слишком дорогое удовольствие?

- Установили навсегда, но не на всех троллейбусах, а на одном на каждый маршрут. Этот троллейбус становится эталонным. Что касается стоимости этих систем – это 5000 грн. каждая, окупается за 2-3 недели… Сегодня это 10 маршрутов.Сравните с тем, что мы «теряли» в день (!) по самым низким оценкам около 50 000 грн. И могу вам сказать, что 31 августа вступил в действие приказ о новых планах сбора выручки на сентябрь, в полтора раза превышающие старые нормы на август (не в 2 раза - потому что высокий сезон закончился).

- Водители троллейбусов похожи не на миллионеров, а на весьма небогатых людей. Что-то не очень верится, что водители присваивают часть выручки из-за маленьких зарплат…Тогда бы они по-другому выглядели…

А это и на самом деле не так. Воруется потому, что так надо. Потому что самая главная задача – отстегивать наверх. Более того, я уверен, что в такой системе заинтересованы реальные хозяева «Крымтроллейбуса». На сегодняшний день предприятие входит в сферу управления Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства (до реорганизации структуры правительства «Крымтроллейбус» подчинялся Республиканскому комитету по ЖКХ, который возглавлял г-н Намяк, в правительстве А. Матвиенко эту структуру возглавил Г. Бабенко, работавший в правительстве С. Куницына вице-премьером,). И мы сегодня уже столкнулись с противодействием со стороны бывших руководителей. Разговоры идут такие: «не волнуйтесь, скоро это закончится, придут старые хозяева и все вернется на круги своя»…

Но дело не только в теневом потоке. На 250 «живых» троллейбусов приходится 1800 человек обслуживающего персонала. Из анализа квартальных затрат мы увидели, что 4 млн. грн. – это фонд заработной платы и налоги на него и где-то миллион – затраты на электроэнергию. Т.е. мы получаем, что львиная доля расходов – содержание людей. Еще раз представим – 250 машин обслуживает 1800 человек. При этом из них 863 рабочих! То есть на каждый троллейбус приходится колоссальное количество обслуживающего персонала. Поэтому один из путей эффективного управления - постепенное его сокращение .К примеру,сокращение на 200-300 человек, позволяет получить экономию 200-300 тысяч в месяц, т.е. можно каждые пару месяцев покупать по новому троллейбусу, которые опять же потребуют меньших затрат в обслуживании, чем старые. Никто этим не занимался.Более того, уже появились мысли,что якобы необходимо вообще демонтировать все электролинии и подстанции и убрать троллейбусы с междугороднего сообщения как нерентабельный и приносящий только убытки.Все это тоже лежит на совести людей,которые годами разворовывали и делали неэффективным это предприятие.

- Так, может быть, встанет вопрос о безубыточности Крымтроллейбуса? Между прочим автоперевозчики Крыма, которые сегодня платят сбор на развитие электротранспорта, пару лет сильно возмущались…

- Мы сейчас реально и тщательно «расчищаем» расходную и доходную часть «Крымтроллейбуса». Проведена ревизия по недвижимости, которая сдана в аренду (кстати «Крымтроллейбус» - крупный арендодатель), выявлены юридически недействительные договоры аренды, арендаторам разосланы уведомления о расторжении. А среди действительных договоров выявлены факты занижения экспертной оценки стоимости недвижимости (как правило, в 5-6 раз). Оценку, в основном, производит одна и та же фирма, правда, в дальнейшем ее утверждал Фонд имущества Крыма... Расторгнут договор с охранным подразделением «Витязь», которые брали за охрану завышенную плату и т.д.

- Что-то слишком просто… Пришел советник Премьера, 34 лет от роду и все поменял?

- А кто сказал что просто? На сегодняшний день мы испытываем серьезное давление, поскольку здесь материальный интерес снизу доверху. В теневой схеме, безусловно, участвовали все, начиная от водителя, и заканчивая руководством, т.е. плановый отдел, финансовый отдел, служба движения, бухгалтерия во главе с главным бухгалтером и руководитель предприятия, который сегодня отстранен от этой должности. Если напечатаете, то я готов сделать заявление, что «Крымтроллейбус» использовался как один из механизм отмывания субвенционных и дотационных бюджетных средств...

- Напечатаем…

На самом деле, если внедрить эффективный механизм распределения и учета финансов, а также затрат рабочей силы (чтобы не было там тех же левых трудовых книжек, просто подложенных и т.д. – пока что мы не смогли провести так называемую «вечернюю поверку (или утреннюю), выстроить весь персонал и посмотреть – кто же реально работает, а кто просто числится), то это бы просто дало возможность, во-первых, выйти на безубыточность «Крымтроллейбуса», а во-вторых, отменить всем набивший оскомину сбор на развитие электротранспорта и снять просто социальную напряженность, в том числе и среди других перевозчиков.

Мы сейчас работаем с более серьезной эффективностью, нежели контролирующие и другие органы. Более того, я могу сказать, абсолютно все правоохранительные и контролирующие органы – на стороне коррупционеров. Без исключения. Либо выбираются выборочные какие-то вопросы, связанные не с системными проблемами, и делается имитация якобы бурной деятельности. На самом деле ряд сотрудников прокуратуры, СБУ, МВД и налоговой администрации являются «крышами» транспортных перевозчиков, сектора рынков поделены и т. д.

- Мы говорим и о сегодняшнем дне тоже?

И о сегодняшнем дне, безусловно. И сегодня все правоохранительные органы настроены против реорганизации транспортной отрасли. Это я говорю вам с полной ответственностью. Поскольку инициативы буквально любого из проверяющих и контролирующих органов достаточно было бы, чтобы завершить работу нелегалов или незаконно получивших разрешение, я думаю, максимум, в 3-4 дня. Все это здесь длится годами. С крымским транспортом в целом предстоит еще разбираться и разбираться. Потому что некоторые договоры пока остались «за кадром» - выполнение услуг, поставки запчастей, наращивание задолженностей за прошлые периоды, выплата этих долгов и т.д. Это требует серьезнейшего комплексного аудита предприятия и более длительного периода. Но уже мы можем сказать: что будет проведена реорганизация – два троллейбусных парка будут совмещены в один (это о Симферополе), на базе второго парка будет организовано полноценное автотранспортное предприятие, которое будет являться республиканской собственностью и перевозить пассажиров на маршрутах, которые не пересекаются с троллейбусом. И таким образом мы и с этой точки зрения поднимем доходность и эффективность работы Крымтроллейбуса.

При том сопротивлении, о котором вы говорите, хватит ли сил и политической воли у тех, кто занимается приведением в порядок Крымтроллейбуса? Кто эти «мы», занимающиеся наведением порядка и принимающие решенич, если в самой структуре управления такое сопротивление?

На самом деле я говорю о наведении порядка не только в Крымтроллейбусе, но и всей системе пассажирских перевозок Крыма. «Крымтроллейбус» при том, что он хромает на обе ноги, выплатил за прошлый год налогов в бюджет в 3 раза больше, чем все независимые перевозчики Крыма вместе взятые. Таким образом, мы просто теряем и уже почти потеряли стратегическую бюджетообразующую отрасль. Считаю, что вина за это - полная и не нуждающаяся в доказательствах - лежит в том числе и лично на министре транспорта, промышленности и связи г-не Абдуллаеве. То есть за два года его управления он и усугубил те негативные тенденции, которые были до него, и полностью развалил отрасль пассажирского транспорта в Крыму, поставив на грань криминализации и как бы со дня на день ожидаемых и чудом не происходящих всплесков криминогенных ситуаций. То есть, непонятно когда – может через день, может через час - могут произойти разборки среди перевозчиков, поджоги транспортных средств, как это есть в других регионах, физические угрозы и т.п.Поэтому для сбора доказательной базы и устранения с рынка пассажирского транспорта нелегальных перевозчиков,недопущения развития криминальных сценариев правительством принято решение оборудовать круглосуточной видеозаписью и все автостанции полуострова.

- Петр Иванович, вы сказали на диктофон много очень серьезных вещей. Мы можем это все печатать?

Все можно… Это мое личное мнение, как специалиста в области логистики и транспортных перевозок, как председателя общественной организации «Народ Украины» и как человека, который заботится о социальной части любого бизнеса, который бы отвечал интересам людей, а не интересам кого-то, приближенного к телу. Поэтому любой бизнес и любое начинание правительства должны быть прежде всего ответственны перед людьми, а уже в третью или десятую очередь – перед каким-то бизнесом или чьей-то политической волей, или властью, или интересами, например, депутатского корпуса. Все вместе, только сообща, только всем народом, только открыв обсуждение как на общественных форумах в Интернет, так и в газетах, так и сделав обратную связь… Мы хотим сделать обратную связь о качестве работы транспорта и правительства, установив те же ящики обратной связи в самих троллейбусах ,где бы люди могли оставлять соответствующие опросники и т.п. . Ну а всех, у кого есть Интернет, приглашаю на форум общественной организации «Народ Украины» (ссылка). Заходите, обсуждайте, предлагайте. Мы очень внимательно, искренне будем относиться ко всем пожеланиям.

- Мы желаем вам успехов и готовы продолжать тему транспорта…

додано: 11-09-2005 // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1126464556.html
Версія до друку // Редагувати // Стерти

Увага!!! Сайт "Майдан" надає всім, хто згадується у розділі "Статті", можливість розмістити свій коментар чи спростування, за умови належного підтвердження особи. Будь ласка, пишіть нам на news@maidanua.org і вказуйте гіперлінк (URL) статті, на яку ви посилаєтся.

  ЦІКАВИНКИ :
Завантаження ...



Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2017. Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua