МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Накануне... в который раз

09/02/2002 | Спостерігач
Накануне... в который раз

Ирина Погорелова



Заметным преимуществом предстоящей “сентябрьской революции", объявленной оппозицией, стал тот факт, что не только власть, но и все участники будущего процесса озабочены проблемой, сопутствующей любой революции. А именно — этакой известной поговоркой о том, кто революции планирует, кто осуществляет и кто от них выиграет. Иногда даже кажется, что организаторы сентябрьских акций протеста озабочены больше стремлением “не таскать каштаны из огня" для ненадежных союзников и не стать “пушечным мясом" для негодяев из власти, будто бы наперед спланировавшим, как воспользоваться последствиями будущих “беспорядков", чем необходимостью вообще проводить эти акции. Впрочем, для современного политикума Украины это нормально: степень взаимного недоверия друг к другу разнообразных политических сил достигает апогея в связи как с близостью сугубо календарных дат следующих выборов, так и с предшествующей историей взаимных отношений.

В таких сомнительных условиях вопрос о целесообразности организации самой революции (в то время как куда логичнее было бы дождаться непосредственно выборов) встает с определенной остротой, и без ответа на него, очевидно, трудно не только призывать на баррикады сограждан, но и прилагать собственные усилия для участия самих политических сил в подобном процессе. В нашем случае можно заметить, что несколько опоздали с появлением в СМИ социологические исследования Центра Разумкова, подтвердившие наличие по крайней мере одной предпосылки для революции “по Ленину", а именно — около 70% украинцев “не хотят жить по-старому" и желали бы смены президента Кучмы, а от 9 до 15% вообще готовы лично поспособствовать его досрочной отставке. Было бы неплохо, чтобы именно на эти показатели народного недоверия к режиму, а не на факт своего политического проигрыша внутри парламента опирались Ю.Тимошенко, Р.Безсмертный, П.Симоненко и И.Винский, когда буквально в конце предыдущего политического сезона и накануне парламентских каникул довольно таки неожиданно и автономно друг от друга анонсировали будущий “штурм власти".

Что же касается выполнения Кучмой второго “завета Ильича" о предпосылках революционной ситуации, когда 24 августа он доложил народу о неспособности власти “жить по-старому", — то это была явно сценарная разработка его личных политтехнологов, которые тоже никак не могут забыть о революционном учении вождя мирового пролетариата и все время стремятся что-то такое организовать и возглавить, лишь бы завести в тупик. Соответственно, она только усилила подозрения “служб безопасности" определенных политических сил, очень заботящихся, чтобы не попасть в какую-нибудь неприятность из-за своего естественного долга отвечать на настроения избирателей, в данном случае — негативные по отношению к президенту Кучме. Проще говоря, можно понять В.Ющенко и его окружение, довольно легко рассмотревшие сценарий В.Медведчука, по которому будто бы именно сентябрьская революция, в которой под давлением собственного электората должна сыграть значительную роль “Наша Украина", “вынуждает" Кучму сдать полномочия. Но не новому президенту, которым Ющенко мог бы надеяться стать в случае объявления досрочных выборов, а искусственно созданному самим же Медведчуком парламентскому пропрезидентскому большинству. В составе же большинства “нашеукраинцам" предлагается еще и проголосовать в парламенте за закрепление этой элементарной схемы в Конституции — без каких-либо гарантий относительно будущего избежания формирования этого большинства административно-силовым путем. В этих условиях понятна и первая относительно конкретная реакция Ющенко, когда он выдвинул Кучме “ультиматум" как предпосылку неучастия своей политической силы в акциях протеста: убрать Медведчука с должности, а уж потом договариваться и о коалиции в парламенте, и о нереальной — как по Ющенко, конституционной реформе. Мол, коль пока что окончательно неизвестно, кому достанутся настоящие плоды уже фактически начатой революции, то по крайней мере пусть они уж точно не достанутся Медведчуку...

Впрочем, перед тем, как обсудить наиболее интересную проблему — что кому в конечном итоге достанется благодаря торгам, всегда сопутствующим, по политологической науке, революции и являющимся в действительности целью власти в нынешнем сценарии, — стоит вернуться собственно к “революции", т.е. к акциям протеста, запланированным на 16 сентября. На фоне общегражданского недовольства властью эти акции можно считать заранее спланированными еще тем доселе неизвестным “сценаристом", который именно 16 сентября 2000 года организовал исчезновение Г.Гонгадзе и за два года добился устранения каких бы то ни было условий для раскрытия этого преступления. Теперь для украинского политикума это — календарная дата, которую никто из настоящих или даже притворяющихся таковыми сторонников демократии, гражданских свобод и т.п. не может проигнорировать как день протеста против существующей власти. Следовательно вопрос о том, выходить или не выходить на улицы 16 сентября всем сознательным гражданам Украины, фактически не стоит: выходить, независимо от уровня благосостояния и партийных пристрастий. Сомнения Ющенко с этой точки зрения просто позорны: при любой системе власти в демократических странах именно массовые акции граждан, а не лозунги даже самых популярных политиков, на протяжении лет, десятилетий, а в некоторых странах — и столетий — каждый раз свидетельствуют о политическом здоровье и дееспособности общества. Это о правительствах гражданам в благополучных странах можно не заботиться, а о тайной системе исчезновения журналистов — нельзя, и они себе этого не позволяют. Так что с Медведчуком ли, без Медведчука ли в АП — а выходить на акцию 16 августа ющенковцам придется. Хотя бы для того, чтобы засвидетельствовать, чем, собственно, он, Ющенко, отличается от того же Медведчука, которому подобные соображения, похоже, не пришли в голову, когда он рассчитывал, будто воспользоваться 16 сентября можно только как предлогом для выступления Кучмы с его так называемым “перехватом инициативы" относительно парламентской формы правления, после которого якобы вдруг отпадет потребность в протестных выступлениях граждан.

В то же время следует, по-видимому, наконец-то категорически возразить, что акции 16 сентября имеют хоть какое-то отношение к настоящей революции, то есть к попытке неконституционного изменения государственного строя. В противном случае против организаторов этих акций уже должны были бы быть абсолютно законно открыты уголовные дела. В этом смысле, кстати, следует признать сам факт объявления о намерении осуществить сентябрьский “штурм власти" со стороны оппозиции — очень полезным технологическим шагом. Поскольку заранее предупрежденная власть, которая в течение минувших полутора месяцев вместо того, чтобы искать антигосударственные мотивы у “революционеров", всего-то и смогла, что повторно “наехать" на Ю.Тимошенко по надуманным обвинениям (кстати, повторное открытие этих дел ГПУ лишь подтвердило, что суды абсолютно правильно закрыли их), — теперь лишена возможности уже после акций выявлять в их среде государственных преступников. И даже планируемые силовиками провокации теперь уже не смогут привести к обвинениям оппозиции ни в чем большем, чем в нарушении общественного порядка. И уж совсем нет слов что до смешного положения лично Л.Кучмы, который дал Ю.Тимошенко возможность презрительно назвать себя трусом: и то сказать — абсолютно не имея реальной угрозы отстранения себя от должности (потому как никакая улица не способна заставить Кучму подписать акт об отречении от власти, а с импичментом пропрезидентское большинство все-таки справится), Кучма сам побежал сдаваться Медведчуку.

Если же говорить о политической, а не “революционной" целесообразности акций протеста, то смысл их единственный: 16 сентября должно засвидетельствовать парламенту (а вовсе не Кучме!), что настроения граждан и состав так называемого пропрезидентского большинства, как бы уже созданного, принципиально противоречат друг другу. Эти уличные акции должны повлиять и на дальнейшее формирование большинства даже из избранных административным путем депутатов. Даже с этой точки зрения выход на улицы Киева Ющенко (если он все-таки собирается найти общий язык с немедведчуковской частью бывшей “Еды" и сформировать свою “коалицию") просто необходим: только он может стать альтернативным рычагом “силового" влияния на привыкших к садомазохистским упражнениям кучмистов — в противовес административно-силовым рычагам Медведчука из АП.

Глас народа — против указаний Кучмы, за которым стоят наушники из СДПУ(о) и технологи из Кремля: не это ли и есть та реальная альтернатива, которую все время ищет “мессия" в дебрях своего “демократического" мышления? Ющенко должен понимать, что если он не будет участвовать в акциях протеста, то он не только лишний раз проиграет авторам сценария, заложившим в него в качестве “файла" саму психологически-ментальную особенность лидера “Нашей Украины", но, что гораздо хуже, признает, что власть исходит вовсе не от его избирателей, уже все сказавших 31 марта, а именно от единоличного диктатора Кучмы. Выступление лидеров шести пропрезидентских фракций, обвинивших Ющенко, а, конечно же, не Медведчука, в стремлении использовать для создания большинства давление со стороны Кучмы (а вот об уличных акциях г-да потенциальные партнеры лидера “НУ” даже не вспомнили), — однозначно доказывает, что именно так все и есть... Так что если Ющенко не хочет прислушаться к оппозиции, то ему придется внимательно прислушаться к тем, с кем он планировал создавать большинство... А с таким пониманием его не только в следующий раз не поддержит тот же избиратель, но не смогут понять и оправдать его партнеры в любом уголке мира, где понятие демократии считается принципиальным.

Ну, а теперь — о возможных сценариях и их результатах.

Как понятно уже практически всем без исключения, напугать Кучму “революцией" было до определенного момента выгодно его главе администрации В.Медведчуку. Который за период подготовки к акции, то есть — только озвучивания некоторых разрозненных планов оппозиции, одновременно получил усиление собственных полномочий и заставил Кучму назначить “политическую реформу", при помощи которой в качестве одновременно нынешнего главы АП (то есть наивысшего в стране чиновника) и лидера СДПУ(о) г-н Медведчук надеется получить в будущем новую на то время (по сценарию, разумеется) наивысшую должность — премьер-министра. На должность президента, если даже его, по тому же сценарию, должен избирать парламент (к тому времени, очевидно, полностью медведчуковский?) — Виктор Владимирович, по-видимому, согласится поставить кого-то из своих — Л.Кравчука, а может даже Е.Марчука... Ну, наконец-то...

С первой частью плана, как уже заметно, Медведчук справился успешно, причем не следует закрывать глаза на то, что помогали ему запугивать президента уличными акциями и сами участники процесса. И если в некотором смысле нет особых вопросов к БЮТ и СПУ по поводу их участия в антикучмистских акциях, то откуда взялась радикальная позиция П.Симоненко и Р.Безсмертного, каждая из которых и до сих пор (в меньшей степени, разумеется, в КПУ, из-за дисциплины) подвергается ревизии внутри этих политических структур — довольно интересно. Наконец, чрезвычайный радикализм Р.Безсмертного в середине июля, когда именно он и объявил о намерении “Нашей Украины" вести жесткую борьбу с президентом из-за его якобы намерения баллотироваться на третий срок президентства, — можно объяснить результатами довыборов 14 июля и чрезвычайно грубым поведением власти (хотя и тактика самой оппозиции на этих выборах вызывала большие сомнения практически у всех наблюдателей). А вот что случилось с П.Симоненко, и почему вдруг он так возненавидел Кучму, хотя за две недели до объявления своего намерения вести коммунистов на баррикады — в парламенте отрицал возможность “спекулировать" на предлагаемой Ю.Тимошенко процедуре импичмента, — остается загадкой и до сих пор. А между тем, именно участие в акциях протеста коммунистов и ющенковцев только и могло хоть в какой-то степени напугать Кучму или дать повод разыграть такой испуг. Очевидно, по сугубо этическим соображениям автору этих строк следует признать, что сразу после появления июльских “революционных призывов" Безсмертного и Симоненко в эфире радио “Свобода" пришлось прямо предположить, что эти радикальные заявления напоминают провокацию. Ход событий это подтвердил, и с этой точки зрения опять можно высказать понимание колебаний и нерешительности Ющенко, но будущего развертывания сценариев все это не касается. Или касается очень мало. Во всяком случае, уже теперь понятно, что вторую часть своего плана г-ну Медведчуку выполнить будет намного труднее, чем первую. Хотя бы потому, что здесь ему Кучма будет не помогать, а, скорее, мешать... Но не один Кучма, конечно. Впрочем, по порядку.

Тот факт, что власть больше не может “жить по-старому", а следовательно прибегает к использованию “революций" или их имитации ради очередной “перетряски" в собственной среде, ибо другими методами справиться со своими проблемами не в силах — стал очевидным. И не только потому, что об этом прямо сказал Кучма. Здесь присутствует абсолютная аналогия с развалом СССР. Только теперь вместо того, чтобы образовать из одного большого заповедника государственно-командной и мафиозной номенклатуры десяток с лишним в независимых национальных государствах — делается попытка спрятать все привилегии все той же номенклатуры в “заповеднике" фальшивой парламентской системы правления, полностью исказив ее смысл. Безусловно, будут и попытки образовать маленькие заповеднички местной и региональной номенклатуры в областях, да они здесь и так уже давно действуют... Но поскольку именно такая попытка — сделать из парламента ячейку мафиозных кланов и государственной клептократии — предпринимается не впервые (стоит ли лишний раз напоминать так называемый референдум и “бархатную революцию", кстати, за тем же авторством), слишком пугаться очередной попытки не следует. Хотя, конечно, совсем не потому, что те, кто в который уж раз планирует одержать здесь победу, быстро перевоспитаются и будут, благодаря писаным правилам парламентского поведения, жить и управлять страной цивилизованно. Нет. Напротив. Действовать они будут совсем не цивилизованно, но в парламентской среде их болезнь будет протекать стремительнее. А если массовые акции протеста будут помогать регулярнее, т.е. общество не испугается отсутствия немедленного результата и унаследует традиции европейских демократий, — то результат когда-то последует.

Пока же следует констатировать, что в то время, как пропрезидентские СМИ перманентно поддерживают грядущую “революцию", издеваясь над проблемами в оппозиционной среде, в лагере кучмистов воцарилась чрезвычайно интересная ситуация. С одной стороны, все исполнители сценария “парламентская республика" уже выстроились с докладами о созданном “большинстве", проектом закона о выборах на партийной основе (кстати, пропорциональная система для выборов президента, как и предупреждали “Грани-плюс", внесена намного раньше, и этот элемент третьего срока для Кучмы из медведчуковского плана абсолютно выпадает), но в то же время почему- то решили утвердить “конституционную реформу" еще и на референдуме. Удивительное дело, если учесть, что референдум всегда выигрывает власть, то зачем посредством его подтверждать то, что по Конституции относится исключительно к полномочиям парламента, а там вроде бы никаких проблем с реализацией “инициатив" Кучмы не ожидается? А может, проблемы все-таки будут? Скажем, учитывая интересы немедведчуковской части этого большинства, которое, похоже, находится теперь просто в шоке от выкрутасов главы АП? Нет, они, бывшие “едуны", привыкли, конечно, ходить строем, но не все же время! Им вроде как после избрания Литвина спикером было позволено “вольно", а тут снова, и снова, и снова. И это ж было еще не так оскорбительно — под командой Кучмы ходить, в ожидании, что в следующий раз он кого-то другого около себя поставит. А теперь — для Медведчука, будто он и правда стал уже президентским наследником. Но ведь перед ним только Кучма капитулировал, а донецкие и другие — еще нет...

Вот и появилась новая “инициатива" главы Партии Регионов Семиноженко о продлении полномочий нынешнего гаранта. Правда, без возражений против уменьшения этих самих полномочий, но очевидно не столько в противовес теперь уже не таким интересным президентским шансам Ющенко, сколько в противовес планируемым перспективам Медведчука. Не так ли?

Но самое интересное начнется, когда кому-то таки придется писать нужный Медведчуку проект изменений к Конституции об изменении системы власти. Если бы Медведчук действительно мог подготовить такой текст, который по приказу Кучмы должны были бы (и таки соглашались) проголосовать все кучмисты при поддержке уже готовых к этому коммунистов (кстати, а почему, собственно, П.Симоненко так разогнался голосовать, еще не видя предложений Банковой?), — то 300 голосов ему почти обеспечены. Тогда зачем, даже не попробовав протолкнуть как можно скорее один-единственный проект (если уж, конечно, давний проект А.Мороза и остальной оппозиции никто в большинстве рассматривать не собирается), — вместо этого сразу создавать какую-то “конституционную комиссию"? По-видимому, потребуется не один день, чтобы окончательно обломать так называемых кучмистов? То-то же. Так что и Ющенко, от которого будто бы в деле конституционных изменений ничего не зависит, потому что при вышеупомянутых условиях можно обойтись и без его голосов, на самом деле высказывал сомнения относительно реализации президентских инициатив не только от своего блока, а от тех партнеров из “президентского большинства", которые теперь лишены даже права открывать рот. За исключением эпизода, когда их заставляют (и то не всех, а лишь шестерых из 9 так называемых пропрезидентских фракций) поносить самого Ющенко. А может и не столько лишены, сколько сами воздерживаются, чтобы молча дождаться, когда Медведчук таки доиграется... Так что как именно они будут голосовать в будущем — еще на самом деле совсем не известно...

Что же касается сомнений самого В.Ющенко относительно изменения системы власти на парламентско-президентскую, то, с одной стороны, это не такая уж новость, а с другой стороны, его нежелание поддерживать именно медведчуковско-кучмистский, еще неизвестный вариант таких изменений должны полностью поддерживать те же социалисты, которые, в действительности, первыми провозгласив такое изменение, совсем не стремятся поддерживать его фальсификацию. О БЮТ здесь и вспоминать не приходится, а лишь снять шляпу перед Ю.Тимошенко, которая чуть ли не наперед догадывалась, как поведет себя Кучма с идеей парламентского правления... Стоит лишь посочувствовать Ющенко в отсутствие какой-либо иной альтернативы, чем отстаивать настоящую модель парламентско-президентской системы. Такой, в которой Медведчук не смог бы выиграть, ибо его ни в качестве президента, ни в качестве премьера не поддержали бы избиратели, а админресурс был бы не просто выбит из его рук, а уничтожен вообще, чтобы больше не доставаться никому. В противном случае, если систему не изменить реально, а делать вид, что можно усовершенствовать нынешнюю систему (в том числе, как, возможно, мечтает доказать кому-то Ющенко, за счет “доброго президента"), он просто всегда будет проигрывать.

Кое-что здесь г-н Ющенко или кто-то из его окружения таки понимает: в частности не только из пиетета к Кучме не поддерживает акции оппозиции с лозунгами о досрочных президентских выборах. Просто если даже представить себе, что вот сейчас Кучма уходит в отставку, то ситуация для досрочного избрания Ющенко уже успела ухудшиться по сравнению с периодом до 31 марта. Ведь сейчас не только не самому Ющенко, а премьеру Кинаху перейдут временные формальные полномочия президента, но и самые важные, неформальные полномочия главы государства останутся у Медведчука. Потому что в Конституции ничего не сказано о том, куда должен деться глава президентской администрации в случае отстранения самого гаранта от власти, и даже если этот вопрос будет зависеть от Кинаха, то не трудно предположить, что Медведчук фактически с первого дня временных полномочий премьера будет настоящим президентом. А это для досрочных выборов совсем иная ситуация, чем когда вместо Кучмы на хозяйстве временно могла бы остаться другая парочка — Кинах и Литвин. С ними бы, по-видимому, такой кандидат, как Ющенко, справился бы, а с Медведчуком не справится. Просто потому, что даже Кинах с Литвином не сумели бы применить против Ющенко такие методы, какие были применены 14 июля, чего и испугался Р. Безсмертный.

А ведь тогда, 14 июля, еще не было трагедии во Львове и последующей расправы с МО под внезапно всплывшую бешеную кампанию в медведчуковских СМИ “даешь гражданского министра обороны!" (читай, человека Медведчука на одной из силовых должностей). Тогда также не было и давления на министра внутренних дел Смирнова из- за “разоблаченных" с опозданием в два года “оборотней", после чего Смирнов наконец понял все о правильной лояльности и начал “пасти" оппозиционеров, что и заметил тот же Безсмертный, хотя не только он. Тогда еще не было и шахтерских трагедий, после которых Кучма наконец выдавил из себя прямую угрозу “владельцам шахт", то есть давнему своему “другу" Звягильскому, который всегда находится под подозрением и мог бы оказаться среди очень скрытых, но заметных партнеров “нашистов"... Ну, понятно, тогда еще только начиналась кампания тотальной силовой блокады бизнесов блока “Наша Украина”... То есть, практически за один месяц Медведчук уже продемонстрировал, как именно будет проводить досрочные президентские выборы, если тот же Ющенко с другими оппозиционерами поможет ему согнать Кучму с трона. Но это был для Медведчука скорее запасной вариант, поскольку кому как ни ему знать, что согнать Кучму с трона не легче, чем вывести Ющенко с соответствующими требованиями и с вышеописанной перспективой на улицу.

То, что именно на фоне этой демонстрации “силы" Медведчуком лидер “Нашей Украины" прибегает к такой же откровенной демонстрации, предлагая Кучме сначала снять Медведчука (типа “я или он", или “продай козу, потому что уже дышать нечем"), а потом назначить себя премьером, и в это же время его команда разыгрывает в СМИ публичную дискуссию на тему, не провести ли референдум о досрочных президентских выборах (то есть намекает на свою дальнейшую позицию, как только президент собственными руками расчистит Ющенко путь к трону), — на самом деле не такая уж и глупость. Смотреть на это очень противно, особенно тем, для кого скорейшая революция — это способ не дать никому времени на размышления о последующих событиях. Но в очередной раз продемонстрировать, что именно и кого именно изберет Кучма, уже начавший отступать и ищущий, кому подать акт о капитуляции, — это умный и правильный ход. Хотя бы на случай третьего срока или попытки продлить полномочия Кучмы, который еще может быть реализован в случае, если Медведчук и Ющенко истребят друг друга в поединке, в котором Кучма не будет участвовать. Нет, народ должен знать, что Кучма не находится над этой схваткой, а отвечает за ее последствия непосредственно.

А то, что последствия обращения Ющенко к гаранту будут однозначны, и никогда Кучма не променяет Медведчука на “мессию", — это должны воочию увидеть не только мудрые наблюдатели и сами участники процесса, но и избиратели. Акции протеста от этого же не пострадают, не так ли? И повод у Ющенко все же выйти на баррикады, но с чистой, по его пониманию, совестью — не исчезнет, а как раз появится. Нет, вариант назначения Ющенко премьером, как компромиссный между участием “Нашей Украины" в акциях 16 сентября и отставкой Медведчука, здесь не пройдет. Не пройдет, как уже подтвердило упомянутое заявление лидеров шести пропрезидентских фракций, через парламент, посредством которого глава АП будет пытаться заблокировать даже теоретически возможное позитивное решение гаранта. Ибо избрание Ющенко премьером теперь — с одной стороны, практически невозможно без давления улицы, а с другой стороны (и Медведчук при всей своей хитроумности никогда не рискнет откровенной дуэлью з Ющенко) является одновременным переформированием большинства, которое, соответственно, может проголосовать совсем не те изменения к Конституции, которые желал бы провести Медведчук. Да и без антимедведчуковских изменений к Конституции или даже просто блокирования его версии “конституционной реформы" играться в премьеры рядом с главой АП, имеющему намного большие полномочия, — к этому, по-видимому, даже Костенко с Порошенко не сумеют принудить своего лидера, которого они таким образом потеряют как потенциального президента или премьера с полномасштабной властью, которая возможна при настоящем изменении системы власти. Потеряют, ибо с Медведчуком во главе АП должность премьера не стоит ничего.

Поэтому Ющенко придется быть на улице не только по общегражданским и публично- политическим, но и по тактико-технологическим соображениям. Ну, а если нет, так нет. Народ в очередной раз ошибся в своих эмоциональных пристрастиях. Не в первый, да и не в последний раз...

Вот приблизительно и все сценарии, как они выглядят для непосвященных. Посвященные, по-видимому, знают намного больше о том, кто кому что сказал и кто как блефовал, надувая щеки и демонстрируя свою чрезвычайную дальновидность. Но вообще Кучма с помощью Медведчука опять пришел в тупик. Ну, “разведут" они в очередной раз Ющенко, или Кучма бросит его на ринг с Медведчуком. Ну, устроят силовики провокации во время акций протеста и опять обвинят во всем “деструктивные силы" (вкупе, кстати, с еще недавно такими конструктивными коммунистами). И что дальше? Опять Кучма выходит на арену и опровергает свои призывы к парламентско- президентской системе, провозглашая вместо этого курс на третий срок, чтобы, как он это и обещал во время обращения 24 августа, “проконтролировать" еще пяти- семилетнюю пенсионную реформу? И силовики устраивают ему этот праздник через референдум? Так с этого же все и начиналось, зачем было огород городить с парламентской системой? Чтобы напуганные очередной проваленной “революцией" и разочарованные несовершившейся конституционной реформой избиратели легче поддавались на насилие во время этого референдума? Так и этот эксперимент уже имел место, а потом опять выборы-2002 засвидетельствовали совсем обратный процесс. И даже пенсионеры, почти десять лет ожидавшие реформ от Кучмы, по-видимому, скорее согласятся далее нищенствовать, чем еще 7 лет дарить даже собранные на помойках средства к существованию кучмистским приспешникам. А при таких экономических реформах, которые научились проводить Кучма с г-дами олигархами, скоро им действительно даже эти крохи от пенсионеров понадобятся. Ибо вся остальная экономика, как и любой бизнес, в том числе и большинства из этих самых олигархов, очень быстро начнут загибаться, и это будет не бывшее разворованное “ничье" народное или государственное добро... А г-н Путин, если кто-то на него рассчитывает, далеко не всем положит пристойное содержание вместо нынешних доходов... Что там он сказал Лукашенко? Присоединяйтесь областями, будем избирать общий парламент?.. А как этот проект будет выглядеть для Украины? Неужели Медведчуку подарят премьерское кресло в России, когда он вместе с коммунистами и кучмистами присоединит к ней Украину? Ну, дальше неинтересно, об этом можно прочитать даже в государственных и прокучмистских СМИ: как Украине отказано в статусе страны с рыночной экономикой, какой у нее опять кризисный бюджет, как правительство уже планирует инфляцию и секвестр...

Нет, ничего не получается. Плохой сценарий, плохой из Медведчука “антикризисный менеджер", и сценаристы из русских никакие.

Так что на акции протеста выходить нужно, независимо от сценариев. Как когда-то нужно было ехать за границу — хоть чучелом, хоть тушкой. То есть совсем не обязательно как на праздник, тем более — на революцию, а еще тем более — на мероприятие по немедленному получению политической победы. Потому что это в действительности не праздник. Это — грустный день исчезновения Георгия Гонгадзе. И никто еще никого не победил...


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".