МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Уроки трагедии: Чеченский излом

11/06/2002 | Зинаида
Уроки трагедии: Чеченский излом
Чеченцы: самоназвание — нохчий, вайнахи; вера — мусульмане-сунниты. Численность чеченцев в Российской Федерации составляет 899 тыс. чел. (1989). До начала чеченского конфликта в Чечне проживало 734,5 тыс. чел., относительно большие группы чеченского населения отмечались в Дагестане (около 58 тыс. чел.), в Ставропольском крае (15 тыс. чел.) и в Волгоградской области (11 тыс. чел.). Численность чеченцев в Казахстане составляла 49,5 тыс. чел. В настоящее время, по косвенным данным, на территории Чеченской республики проживает не более 300 тыс. чеченцев, в то же время заметно увеличилась численность чеченцев в крупных российских городах, особенно в Москве.
История
Впервые чеченцы упоминаются в армянских и грузинских источниках в VII веке н.э. Но уже в первые века нашей эры они освоили не только северные склоны Кавказа, но и степи Предкавказья.
В XVI—XVII вв. Кавказский перешеек, в том числе и Чечня, становится объектом притязаний Османской империи (с ее вассалом — Крымским ханством), Персии и Московского царства. На чеченских землях ставятся первые русские крепости и казачьи городки, тогда же складываются и современные границы расселения чеченского этноса.
Начиная с Петра I политика России в отношении Чечни приобретает колониальный характер. В последние годы правления Екатерины II российские войска заняли левый берег Терека, основали военные крепости от Моздока до Владикавказа по чеченско-кабардинской границе. Это привело к росту освободительного движения в конце XVIII — 1-й половине XIX вв. К 1840 г. на территории Чечни и Дагестана складывается теократическое государство — имамат Шамиля. К России Чечня была окончательно присоединена в 1859 г. При этом 50 процентов населения были уничтожены, а 25 – выселены в Турцию. Выселяли целые восставшие области, окружив их войсками и загоняя к границе.
До 1917 г. Чечня входила в состав Терской области. В 1922 г. была образована Чеченская автономная область, в 1936 г. преобразованная в Чечено-Ингушскую АССР. В феврале 1944 г. части Красной Армии и НКВД отправили в ссылку в Казахстан около 500 тыс. чеченцев и ингушей, значительная часть которых в первый же год погибла от голода и болезней. Чечено-Ингушетия была упразднена, ее земли розданы соседям. Автономная республика была восстановлена в 1957 г.
В ноябре 1990 г. сессия Верховного Совета республики приняла декларацию о суверенитете. 1 ноября 1991 г. была провозглашена суверенная Чеченская республика.
Традиции
Чеченцы больше других народов Северного Кавказа сохранили специфическую для этого региона этническую структуру — тейпы. Этому способствовали расселение в горах, замкнутость жизни и периодическое давление со стороны более сильных соседей. Тейп — общинная организация, основанная на родственной и соседской близости — выступает базовой единицей чеченского общества.
По мнению С. Насридинова, директора Института проблем исламской цивилизации, до сих пор «чеченец имеет обязательства сначала перед своим тейпом, а затем уже перед всем обществом и государством».
Жизнь тейпа издавна регулировалась народными сходами, состоящими из всего мужского населения общины. Вместе с тем статус женщины соответствовал тому высокому положению, какое она занимала в трудовой жизни семьи. Она пользовалась относительно большой свободой. Девушки и даже замужние женщины не закрывали лица и не стыдились присутствия мужчин.
Почитание старших, уважительное отношение к родителям — еще одна чеченская традиция. Нарушение ее рассматривается до сих пор как самый сильный порок. В соответствии с горским этикетом старшим уступают место, дорогу, слово. В общественном быту значительную роль играл обычай гостеприимства. Причем гостем мог стать любой человек независимо от национальности и вероисповедания. За нарушение этого обычая хозяин лишался авторитета и уважения со стороны других членов тейпа. Обычай гостеприимства спасал даже убийцу в доме его врага: принявший его хозяин гарантировал ему не только кров, но и безопасность, а в случае необходимости обязан был защищать гостя с оружием в руках. Были распространены куначество и побратимство.
Среди норм обычного права (адата) особое место занимал обычай кровной мести, соответствующий принципу «око за око, зуб за зуб». Причем проклятие касалось не только самого виновника, но и всей его семьи, а иногда и селения. Наиболее тяжкими преступлениями считались убийство гостя, прощеного кровника, измена родине, изнасилование. Вопрос об объявлении кровной мести решался старейшинами селения или тейпа.
«Чеченский конфликт»
Существует немало интерпретаций чеченского конфликта, среди которых доминирующими представляются три:
1) чеченский кризис есть результат многовековой борьбы вайнахов против российского колониализма и неоколониализма;
2) этот конфликт есть звено в цепи событий, направленных на развал Российской Федерации вслед за СССР;
3) конфликт на Северном Кавказе просто используется структурами международного терроризма и направлен прежде всего против западной цивилизации и христианства.
В первом подходе в качестве высшей ценности выступает свобода, понимаемая в контексте национальной независимости, во втором — государство и его территориальная целостность, в третьем — защита европейской цивилизации от «происков» исламских радикалов.
Можно выделить следующие этапы в развитии этого конфликта.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Начало конфликта следует отнести к концу 1990 г., когда демократическими силами России и национальными движениями в других республиках был выдвинут лозунг борьбы с «империей» и «имперским мышлением». По инициативе ряда ведущих российских политиков генерал-майор авиации Джохар Дудаев был приглашен возглавить Объединенный конгресс чеченского народа — основную силу, которой предназначалось сменить прежнюю партийно-советскую элиту во главе с Доку Завгаевым. В своих стратегических планах (борьба за отделение от России) Дудаев опирался как на радикальное крыло Конфедерации горских народов Кавказа, так и на отдельных кавказских лидеров (в частности, Звиада Гамсахурдиа) и весьма быстро приобрел статус харизматического лидера значительной части населения Чечни.
Ситуация двоевластия сохранялась в Чечне до августа 1991 года, когда поддержка Завгаевым действий ГКЧП сыграла на руку его противникам и привела к власти Объединенный конгресс чеченского народа в лице Дудаева.
ВТОРОЙ ЭТАП, непосредственно предшествовавший началу военных действий, охватывает период с конца 1991 года до декабря 1994 года. Под личным руководством Дудаева происходит формирование вооруженных сил Ичкерии, причем оружие частично передается чеченской стороне на основании заключенных с Москвой соглашений, частично захватывается силами, подконтрольными Дудаеву.
Парламент республики принимает решение об отзыве народных депутатов из состава Верховного Совета РФ, руководство Чечни отказывается парафировать Федеративный договор наравне с другими субъектами Федерации. На протяжении всего этого периода ведутся безуспешные переговоры между сторонами конфликта. В Чечне нарастает антироссийская истерия, культивируются традиции Кавказской войны, впервые выдвигается лозунг «Чечня — субъект Аллаха», хотя исламский фактор еще не становится доминирующим в пропаганде сепаратистов.
Чеченское общество расколото, оппозиционные силы, опирающиеся на поддержку Москвы, в некоторых районах устанавливают параллельную власть, предпринимая попытки захватить столицу республики. Атмосфера накаляется до предела, и в этих условиях президент России 30 ноября 1994 г. издает Указ «О мерах по обеспечению конституционной законности и правопорядка на территории ЧР».
ТРЕТИЙ ЭТАП. «Восстановление конституционного порядка» оборачивается широкомасштабными военными действиями со значительными потерями с обеих сторон. С конца 1994 года возврат к исходной точке конфликта становится невозможным.
Восприятие войны, с одной стороны, чеченцами, а с другой — россиянами с первых дней начала военных действий диаметрально противоположно: если чеченское сопротивление приобретает всенародную поддержку и перед лицом внешнего «врага» забыты прежние распри, а Дудаев становится в глазах граждан своей республики прямым наследником идей имама Шамиля, то Ельцин, напротив, теряет былую популярность в народе, в массовом сознании усиливаются пацифистские настроения.
К середине 1995 года российские войска устанавливают контроль над важнейшими населенными пунктами республики. Однако террористические акции в Буденновске и в Кизляре убедительно демонстрируют, что сопротивление не сломлено, а чеченская сторона переходит к затяжной партизанской войне.
В этих условиях, на фоне предстоящих президентских выборов, Москва склоняется к приостановке военных действий. В мае 1997 г. Борис Ельцин и Аслан Масхадов подписывают Договор о принципах взаимоотношений РФ и ЧР Ичкерии, в котором стороны заявляют о неприменении силы при решении любых спорных вопросов.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП конфликта охватывает период с середины 1997 г. до августа 1999 г., когда отряды Шамиля Басаева вторглись на территорию Дагестана и положили начало новому витку военных действий.
Однако, в отличие от своего предшественника Дудаева, президент Масхадов не способен контролировать ситуацию в республике: усиливаются распри между отдельными тейпами, на этот раз инициированные степенью «доступа» к экономическим ресурсам республики, в частности к нефти. Наиболее прибыльным занятием для некоторых группировок становится захват российских граждан с целью получения выкупа. Население республики уменьшается — часть чеченцев, прежде всего образованных и экономически активных, переезжает в Россию. Предпринимается попытка установления исламского порядка: введение шариатских судов, ограничение прав женщин, переход к религиозному образованию и т.п.
ПЯТЫЙ ЭТАП конфликта еще не закончен. В ходе его федеральные части, преодолевая сопротивление отдельных отрядов сепаратистов, уже вторично устанавливают контроль над территорией республики. Формируются переходные структуры власти, в Чечне медленно, с трудом, но устанавливается правопорядок.
От партизанских «набегов» на блокпосты и показательных убийств чеченцев, лояльных российской власти, сепаратисты переходят к наступательным акциям, трагическим доказательством чего стал захват заложников отрядом Бараева в Москве.
Основной предпосылкой конфликта, которая почти не принимается до сих пор во внимание российской стороной, стала недооценка роли этнического фактора в Чечне и на Северном Кавказе в целом. Непонимание специфики национального самосознания как самих чеченцев, так и других горских народов Северного Кавказа приводит к преувеличению экономических возможностей разрешения конфликта, кроме того, нельзя забывать и о том, что чеченское общество еще абсолютно традиционно по своим нормам и ценностям. Поэтому многие рецепты, «работающие», к примеру, в Северной Ирландии или в стране басков, в этом регионе просто неприменимы в силу психологической неготовности большинства чеченцев их воспринять.

Відповіді

  • 2002.11.06 | Абу

    джерело?(-)

  • 2002.11.06 | Гура

    Интересно (-)

  • 2002.11.06 | Зинаида

    Джерело репресiй i тероризму - Росiя i до i пiсля 1917(-)

    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2002.11.06 | RTU

      Шановна Зінаїда.

      Мені дуже сподобався Ваш трактат, але є декілько зауважень. Мені здається, що для повноі картини, потрібно підтримувати факти з різних агітаціоних джерел, або не використовувати агітаціони джерела зовсім. Це стосується як історичних довідок по історіі Чечні, так і по сучасним подіям. Наприклад Ви не розповіли про русько-турецьку війну, в наслідок якої до Росіі і потрапила Чечня, з Вашого тексту здається що Росія воювала з Чечнею, а це перебільшення, та не повна інформація. Ви не повідомили про те. що багато чеченців, як і кримські татари, визнали свіми союзниками Туреччину, у другий світовий війні, Туреччину, як союзника Германіі. Ви також забули таку деталь, що за довго до початку кризи 1994 р. Чечня вже знаходилась на посійній підозрі у всіх правоохороних відомств, як кримінальна частка країни, ще з 1989р. Також з Вашого тексту ніяк не можу зрозумыти послідовнысть дій, навіщо Чечня атаковала Дагестан? Якщо вони такі білі, та пухнасті? Вважаю, що це саме цікаве питання, та чекаю Вашу відповідь на нього.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".