МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Статья "Украинская нация.Выкидыш?" кто что скажет?

08/29/2006 | Зверопупс
Наткнулся на статью.Задумался.

http://www.fraza.com.ua/zametki/28.08.06/27805.html
Украинская нация. Выкидыш?
Олег Федоров, издатель


Оговорюсь сразу: вопосительный знак в заголовке заметки стоит не просто так. Написанное – мой анализ словарных определений и лишь повод задуматься уважаемому читателю, не более.

Сегодня, когда пора майданных надежд одних и скепсиса других прошла и наступило время спокойного осмысления происшедшего, можно попробовать осознать – что же тогда, зимой 2004/2005 случилось? Случилось со страной, народом, каждым из нас.

Ссылки по теме:
Украина. 15 лет спустя

Одним из самых популярных тогда слоганов был „на майдане родилась украинская нация”. Но вот прошло уже почти два года. Живо ли дитя? И тут, если не примитивизировать понимание вопроса, однозначного ответа пока, увы нет. То есть страна де-юре есть, а вот народа, объединенного национальной идеей – нет. Думаю, излишним сейчас будет останавливаться подробно на том, что доказывает очевидность этого утверждения. Достаточно вспомнить отношение различных регионов Украины к важнейшим сегодня вопросам: о вступлении в НАТО, проблеме русского языка, т.н. вектору экономической интеграции.

События последних месяцев показали: политики научились (или сделали вид, что научились?) находить компромиссы. Это, в какой-то мере, сняло напряженность в обществе. Но проблемы остались. Ибо остались мы – люди, граждане страны, с порою противоположными взглядами на ранее упомянутые вопросы. Ответ на эти вопросы – внятный и четкий – политиками не дан. Значит решение будет принято позже. Политиками или народом – это зависит лишь от того, кто первым устанет от неопределенности.

А что же в свете сказанного „родившаяся” нация? Словарные статьи поясняют: «На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства и выработки надэтнической культурной и политической традиции. Имеется иная точка зрения, утверждающая, что нация создаёт государство для своих нужд, при этом сама нация понимается как «суперэтнос», т. е. множество взаимосвязанных народов и народностей, относящихся друг к другу с положительной комплементарностью. (Пример «суперэтноса» — славяне.)» Вот этой самой положительной комплементарности мы и не наблюдаем в Украине. Неприятие западом страны менталитета и политических симпатий юго-востока и Крыма и наоборот, не нуждается в доказательствах.

Когда ученые утверждают, что «нация - группа людей, хранящая общие воспоминания и мифы своих предков, связанная с (исторической) территорией через общие жертвы и страдания в прошлом и готовность перенести страдания опять, если нужно, но не распадаться на части», мне почему-то вспоминаются отнюдь не общие жертвы запада страны и ее востока. Хотя и общих жертв было много.

Когда ученые пишут, что «язык тоже не является универсальным дифференцирующим признаком нации: уникальность нации не обязательно сопровождается уникальностью языка», я с ними согласен. И мне не понятно, зачем нам втолковывают, что знание русского – смерть украинского? «Есть нации, которые делят друг с другом один и тот же язык (таковы немецкий, английский, сербохорватский), а есть нации, говорящие на чужом для всех или почти всех этнических групп языке — индийцы, ханьские китайцы (два основных разговорных языка Китая, пекинский и кантонский, хоть и именуются диалектами, но лингвистически отстоят друг от друга дальше, чем английский от немецкого). В Швейцарии единая нация пользуется четырьмя языками: немецким (65 % населения), французским (18,4 %), итальянским (9,8 %), и ретороманским (0,8 %). В Германии существует множество местных диалектов, сильно отличающихся от нормативного немецкого». Так в чем же дело? Значит русский вовсе не является преградой для формирования украинской нации!

Когда я читаю у мудрых: «нация— феномен в первую очередь культурный, и только потом этнический и социальный», я соглашаюсь. А когда ученые продолжают: «национальная культура в общем не может ограничиваться узкими рамками гомогенной этнической общности. Напротив, полноценное развитие нации требует гораздо более высокого уровня дифференциации духовных ориентаций и образа жизни, чем этническая, нация складывается не через утверждение единообразия», я согласен вдвойне. И мне не ясно, почему именно у нас, в Украине решили, что нация будет культурно богаче, если будет вылеплена по единому образцу? Искусственно, с помощью всего государственного аппарата, с неизбежными рушныками, глечиками и Тарасом Григорьевичем!

Сегодня, в современных европейских обществах нация воспринимается скорее не на уровне традиционной культуры, а на неком новом уровне «соответствующем глобальному размаху повседневной жизни». Бенедикт Андерсон назвал нацию «воображаемым сообществом — сообществом, которое создаётся и удерживается не личным знакомством членов, а силой их воображения, их братских чувств». Боюсь, что страна Украина сегодня расколота как и пару лет назад на две половины, что подтверждают все опросы. И никакая сила воображения не может меня заставить испытать братские чувства к тем, кто не в состоянии услышать меня.

Ситуация, когда в государстве диалог между гражданами похож на общение «слепого с немым», никакого «единения народа» и «рождения нации» не напоминает даже отдаленно. Попытки, подписав «Универсал» выдать желаемое за действительное, скорее делают проблемы скрытыми, уводят их в латентное состояние, нежели их решают.

Очень хотелось бы, чтоб «дитя выжило». Но выживет оно, когда народы Украины услышат друг друга. А пока понятие «народ» трактуется с наивным упрямством – „страна Украина, значит ты украинец”, пока лозунг «думай по-українськи» автор и его приверженцы понимают этнически, пока кто-то верит, что постояв на майдане, он защитил демократию, - дитя на сохранении. Очень хочу, чтобы выжило. А вы?


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".