МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Конституция Орды(/)

03/16/2008 | stefan
Владимир КОЛЮБАКИН. Конституция орды
http://www.intelros.ru/2007/07/05/vladimir_koljubakin_konstitucija_ordy.html

Идея конституции как основного закона, определяющего принципы существования государства, оказывается, существует намного раньше, чем озникло само это слово. Первый в истории документ, который имел черты конституции, – Великая Яса – был обнародован в Монголии на Великом курултае в 1206 году, одновременно с провозглашением Тэмуджина (1155 или 1162-1227 года) Чингисханом всей Великой степи.
Нетипичный для нынешних времен случай, когда кандидат в правители к моменту избрания уже имел завершенную программу, при этом вполне дееспособную, которую к тому же потом последовательно выполнял.

Не существует сохранившейся полной копии Великой Ясы, хотя восточные авторы XIII-XV веков свидетельствуют, что такие списки существовали. Упомянутые историки приводят лишь фрагменты Ясы. Но по ним, а также по событиям из монгольской истории XIII-XIV веков можно составить общее представление о главных идеях, составлявших сущность этого уникального документа. Уникального, прежде всего, тем, что он стал первой воплощенной на практике программой перестройки государственного устройства и общественной морали целого народа.
Яса совмещала в себе формулировку государственной идеи, перечень моральных принципов, необходимых для ее реализации, а также основы государственного, гражданского, уголовного, имущественного, торгового и международного права. Документа такого рода история еще не знала.
И это притом, что ее творец был неграмотным, а все свои умозаключения хранил, надо полагать, в голове. В оправдание Чингисхана заметим, что монгольской письменности тогда вообще не существовало.

Один за всех и все – за одного
Основную идею Ясы можно выразить одним словом – единство. Только с ее принятием монголы впервые почувствовали себя единым народом. До этого существовала лишь группа разрозненных племен, обычаи которых признавали в отношении друг друга самоуправство, безнаказанные грабежи соседей, угон скота и убийства.
Зато Великая Яса Чингисхана узаконила ряд обязательных для всех монголов моральных норм и правил. Поощрялась и предписывалась дисциплина и солидарность. Установления Ясы воспитывали в монголах стойкость, сплоченность, дисциплинированность, умение подчинять свои эмоциональные порывы (страх, алчность) во имя более высокой цели - победы, и, как ее следствия, - достижения всеобщего блага.
Главная идея Ясы – наказание за нарушение закона сурово. При кочевом образе жизни применять тюремное заключение было трудно, потому основной мерой наказания была смертная казнь, за более легкие проступки – битье палками или штрафы. Зато, если будешь соблюдать закон, выполнять все обязанности гражданина, вся сила Орды в случае необходимости выступит на твою защиту. По сути, это та же идея, которую в свое время столь кратко и емко сформулировал Александр Дюма: "Один за всех и все - за одного".
Достойный удивления факт: вовсе не "просвещенная" Европа, а "дикие" монголы ввели в общемировой обиход современное понимание ранга посла. В других странах того времени не видели особой разницы между послом и простым гонцом, и с обоими поступали самым нелюбезным образом, чтобы подчеркнуть неприязнь к правителю, их пославшему. Причем, ни одна из сторон конфликта ничего особенного в таком поведении не видела.
Зато монголы воспринимали посла так, как это сейчас делают все цивилизованные люди, – как полномочного представителя своего государства. Соответственно, обида, нанесенная ему, оскорбляла всю Орду вообще и каждого монгола в частности. К такому образу мыслей монголы приучили всю Европу с помощью жесточайших расправ над городами, где к послам отнеслись неуважительно.
Убийство послов приравнивалось к предательству и клятвопреступлению. Истребление населения городов, где были убиты послы, с точки зрения монголов, было логично. Народ, поддерживающий своего правителя, должен делить с ним ответственность за его поступки. Того, что существуют классовые общества, где народ угнетен и за действия правителей отвечать не может, монголы просто не понимали. Ведь в Ясе такого не было!

Евроазиатский транспортный коридор
Наверное, прав был безвестный автор "Экклезиаста", когда утверждал: ничто не ново. Например, модная ныне тема международных транспортных коридоров стала актуальной еще в первой половине ХІІІ века.
В любом правителе подданные должны видеть не только силу, но и пользу, иначе, при всей своей свирепости, он недолго удержится на троне. В данном случае пользой были безопасность караванных путей и вообще любых сношений между разными частями империи. Для граждан Орды стали доступными такие края, куда ранее они не могли даже мечтать хотя бы добраться живыми.
Как только прекратились завоевательные войны, главным средством обогащения для властителей Орды стали торговые пути, пересекавшие Евразию от Китая до Испании. Только при монголах значительная часть этого пути (до западных границ Орды) стала безопасной.
У Золотой Орды сложились торговые отношения со Средней Азией, итальянскими причерноморскими колониями, Византией, Египтом. Золотоордынским ханам эта торговля приносила огромную выгоду, так как в их пользу шли многочисленные пошлины, которые взимались с купцов... В Персии при монгольских ханах были устроены специальные посты для охраны купеческих караванов. Против разбоя монголы боролись решительно, потому купцы, уплачивая за это пошлину, не роптали.
Европа пришла в соприкосновение с культурой Китая. Открытие путей сопровождалось обменом идей. У европейцев явилась прочная любознательность в отношении далекой Азии.
Кстати, в борьбе за совершенствование путей сообщения в своем государстве монголы сделали одно полезное изобретение, которым Московское царство и Российская империя пользовались вплоть до конца ХІХ века: учредили ямскую гоньбу. Чингисхан и его последователи явно понимали важность своей империи как транспортного коридора для всех окрестных народов и старались сделать этот коридор как можно более эффективно работающим.

Неграмотный предшественник Руссо
Есть идеи, которые могут воплощаться на практике раньше, чем получат теоретическое обоснование. Так, Чингисхан на пять с половиной веков предвосхитил идею Руссо об общественном договоре. Он сам представлял живое воплощение безусловного подчинения изданным им самим законам. Монголы были готовы рисковать жизнью ради избранного ими предводителя только при условии, что он с ними искренен и откровенен. То, что считалось в Европе талантом политика, в Великой Степи вызывало отвращение.
Стоит привести слова, сказанные о Чингисхане историком Рэнком: "Этот не умевший ни читать, ни писать деспот исповедовал культ писаного закона. Не было государя, который соблюдал бы более добросовестно договор, заключенный между ним и государством. Среди самых ужасных репрессий, к которым он прибегал, его самые заклятые враги не могли указать ни на малейший каприз с его стороны". Не подлежит сомнению, что такой пример, подаваемый самим ханом, должен был оказать благотворное влияние на нравы всей монгольской администрации, что, в свою очередь, воспитывало народ в духе строгой законности.
Этим Монгольская держава в свете истории представляется совершенно отличной от тех восточных деспотий, в которых высшим законом является произвол верховного правителя и его ставленников. Империя Чингисхана управлялась на строгом основании закона, обязательного для всех, начиная от главы государства и кончая последним подданным.
Такие основополагающие принципы остались без изменения и тогда, когда империя, включив в свои пределы соседние культурные государства с оседлым населением, потеряла характер кочевой державы. Когда грабеж и расправа с побежденными заканчивались, те, кто это пережил, становились полноправными гражданами империи.
Власть монгольских правителей в покоренных странах была ограниченна; им не было предоставлено право предания смерти без предварительного суда. Налоги взимались на основании строго определенной системы; особенными установлениями регулировалось несение государственной службы; всегда вводились казенная почта, административные реформы.
Не только сила и влияние монгольских ханов, но строжайшая законность, национальная и религиозная терпимость превратили Золотую Орду в настоящую столицу мира. Политический размах Монгольской державы наглядно рисуется составом великих монгольских курултаев XIII века, в которых, кроме монгольских князей, старейшин и администраторов всей Средней, Северной и Восточной Азии участвуют русские великие князья, грузинские и армянские цари, ионийские (сельджукские) султаны, кирманские и мосульские атабеки и другие. К центру монгольской власти тянулись люди по своим административным и торговым делам со всех концов света.

Великий путь к гибели
В общем, Орда была государством, основанным на логичных и последовательных принципах, вполне доступных для понимания граждан, чем отличалась от многих других государств и того, и нынешнего времени. Почему же империя Чингисхана, будучи не худшей моделью государства и имея достаточные предпосылки для долговременного существования, столь недолго просуществовала на деле – всего сорок лет после смерти Чингисхана?
Причин тут несколько, одна другой существеннее. Но главное: путь к закату империи начался сразу, как только она более-менее стабилизировалась в своих границах.
Препятствием к ее дальнейшему существованию оказались… сами монголы. Точнее, их стереотип, который формировала все та же Яса. Монгольская имперская идея указала гражданам цель – добиться мирового господства для достижения монгольского порядка и стабильности (а значит в целом – благодати), и этим направила всю их энергию на агрессию, а не на созидание.
Между тем, когда монголы завоевали все земли, какие могли, как раз созидание стало новой актуальной задачей. Но от завоевателя и мирного освоителя покоренных земель требуются совсем разные качества. Крайне редко эти качества совмещают в себе одни и те же люди. Предписанные Ясой воинская доблесть и мужество были хороши, пока шли завоевательные походы. Когда Орда стабилизировалась в своих границах, эти бойцовские качества перестали находить применение, хотя все та же Яса по-прежнему требовала их наличия.
Кстати, этот парадокс прекрасно понимал Сталин, последовательно истребляя старых большевиков. Убежденный революционер не может стать созидателем хотя бы потому, что всю предыдущую жизнь стремился к разрушению. После победы революции, не находя выхода своей страсти, он обращает свои усилия на государство, которое сам же помогал создавать.
Примерно в такой же ситуации оказалась Орда. Чингисхан умер, и некому было сказать монголам, что воинственность уже не актуальна и должна уступить место мирному созиданию. Традиционную воинскую доблесть предпочли, как в предыдущие времена, перенести с внешних врагов на сородичей, и величие Орды погибло в междоусобных распрях.
Кроме того, Яса предписывала сохранять кочевой образ жизни. Чингисхан считал городских жителей жадными и трусливыми стяжателями, которые утратили мужество. Между тем, чтобы управлять другими народами, стоящими на более высокой ступени экономического и социального развития, народу повелителей следует так или иначе приблизиться к их уровню. В данном случае – осесть. Кочевой народ не может повелевать оседлыми.
Подобно многим другим народам, внезапно пришедшим к необходимости быстрой смены уклада жизни, монголы оказались восприимчивы к новшествам (мы говорим о монголах Золотой Орды, а не самой Монголии, которые до сих пор сохранили кочевой уклад!). Казанские, астраханские, часть крымских татар довольно быстро осели на земле. Но все же не настолько быстро, как прекратила существование великая империя.
Еще одна проблема, с которой рано или поздно сталкивается любое государство, ведущее завоевательные войны, – демографическая. Многолетние войны истощают даже самые многочисленные людские ресурсы. Некоторые государства в таких случаях прибегали к людским ресурсам покоренных ими народов. Но в данном случае это оказалось невозможным: покоренные народы не были кочевниками, потому, согласно все той же Ясе, не обладали качествами, позволявшими пополнить ряды монгольского воинства.
Правда, учитывая многочисленность монгольских племен, до демографического кризиса в Орде не дошло, но с социальным пришлось столкнуться. Ведь в завоевательных войнах молодежь не только гибнет, не оставляя потомства. Еще хуже для государства, когда она возвращается с войны калеками. Поскольку в тогдашних государствах, включая и Орду, никакой системы социальной защиты инвалидов не предполагалось, они множили ряды нищих, представляя собой серьезную социальную угрозу.

Потомки Чингисхана или дети лейтенанта Шмидта?
Некоторые придворные кремлевские воспеватели великорусской идеи (например, одиозный Александр Дугин, лидер путинского "Евразийского союза молодежи") считают Россию преемницей империи Чингисхана. Действительно, что касается размеров территории и списка земель, которые в нее входили, сходство большое. Что же касается принципов, на которых были основаны эти два государства, то налицо принципиальные отличия. Причем, государством малоуправляемым, диким и жестоким по отношению к собственным гражданам выглядит вовсе не Орда.
Уместно спросить: если Московия стала политической наследницей Великой Орды, то где ее Яса или другой документ, столь же значимый и строго соблюдаемый? Ни намека…
В Московском царстве, а затем – и Российской империи принцип закона, единого для всех, сменился самодержавием и диким произволом. Причем всеобщим, начиная с царя, генерального секретаря или президента и заканчивая самым мелким провинциальным чиновником, имеющим хоть крохотную частицу власти.
В сегодняшней России официальные власти уважают соотечественников только тогда, когда они занимаются подрывной деятельностью в сопредельных странах. В своей же собственной стране практикуется иной принцип: гражданин вечно что-то должен государству, а оно ему – постоянно ничего.
Соответственно, здешняя коррупция имеет принципиальное отличие от коррупции в любой другой стране мира. В других странах берут за то, чтобы нарушить закон, потому берут редко, но много – это плата за немалый риск. Зато на постсоветском пространстве берут за то, чтобы исполнить закон – понемногу, зато со всех – и никакого риска. Ведь в государстве, живущем не по Ясе, наличие у гражданина прав вовсе не является гарантией того, что кто-нибудь обязан эти права соблюдать. Полагаем, этот гражданин был бы совсем не против, если бы ему на выручку прискакала хотя бы небольшая орда.
В Украине одно время ситуация была иной. При Гетманщине страна управлялась по казацким законам, имевшим довольно много общего с Ясой. Зато после присоединения к Московии правовые условия двух стран быстро сравнялись – не в лучшую сторону. Если же государство не в состоянии отстоять интересы гражданина, тогда и обыватель не видит для себя пользы в существовании государственной власти и ее актов. Потому нет ничего удивительного, что законопослушание в стране "наследников Чингисхана" развито столь слабо.

Проклятие богатства
Отдельный вопрос: если государство, организованное столь рационально, логично и справедливо, как Орда, распалось столь быстро, то почему государство, намного менее привлекательное с точки зрения права и справедливости, продолжает существовать? Первый ответ, который приходит в голову: оседлый образ жизни всегда способствует стабилизации государства, даже если жить в нем крайне трудно.
А в случае с Россией есть еще одна существенная причина: счастьем для ее правителей и проклятием для народа стало богатство природных ресурсов. Это давало возможность любой власти на данной территории приобретать материальные блага, не развивая другие ресурсы – людские.
Когда-то вывозили за границу лес, рыбу, пушнину, потом – уголь, руду, металлические полуфабрикаты, сейчас – нефть, газ, электроэнергию. Потому, когда некоторые нынешние пламенные патриоты говорят о коварных планах империалистов превратить Россию (Беларусь, Украину – нужное подчеркнуть) в сырьевой придаток развитых стран, это может вызывать только смех. Какой смысл пугать тем, что, давно уже произошло?
Тем более что особенный размах явление приобрело как раз во времена молодости этих самых патриотов и при помощи тех самых политических сил, которые сейчас нас пугают "сырьевыми придатками". Экспорт из СССР природных ресурсов, в особенности – энергоносителей, нарастал с каждым годом, а взамен ввозилось самое необходимое – товары народного потребления, изделия высоких технологий, даже американское зерно...
Это давало возможность время от времени подкармливать позабытый властью народ, не давая ему обнищать до опасных пределов. По той же самой причине и сейчас в России социальные выплаты в немного (совсем немного, с учетом разницы в ценах) выше, чем в Украине, более бедной природными энергоносителями.
И точно так же по сегодняшний день главным источником богатств правящей верхушки России и приближенных к ней бизнес-структур является паразитирование на нефтепроводе и газовой трубе. Доходы идут, цены на мировом рынке растут не без помощи самих же экспортеров, а трудозатрат почти никаких! Чем не жизнь?
Чуть менее престижно, но вполне выгодно производство металлических полуфабрикатов (на экспорт, разумеется). Предприятия, ориентированные на выпуск конечной продукции, изначально поставлены в невыгодные условия – ведь у них затраты куда больше! Потому, с точки зрения предпринимателя, к чему напрягаться, если можно попробовать тоже присосаться к трубе? Точно так же, как Чингисхан и его потомки – к торговым путям. Тут, действительно, сходство большое. История покажет, не будет ли похож и конец обеих империй, когда запас газа иссякнет – через 30 лет по самым оптимистическим прогнозам.


"Новый общественный императив монголов – взаимовыручка – включал в себя гарантию, даваемую боевому товарищу, ставшему жертвой предательства. Если его не могли спасти, то за него следовало отмстить нарушителям закона гостеприимства… Предателей и гостеубийц уничтожали беспощадно вместе с родственниками,
ибо, считали они, склонность к предательству – наследственный признак"
Николай Гумилев
Древняя Русь и Великая степь


"Города, в которых были убиты парламентеры, монголы называли "злыми городами" и громил их, считая, что это справедливо. Так были разрушены Балх и Козельск, причем последнему никто не оказал помощи, хотя рядом были Смоленск, Киев и Чернигов, а владимирский князь Ярослав ходил с войском на Литву. Видимо, они знали, из-за чего гибнет Козельск. И отнюдь ему не сочувствовали"
Николай Гумилев
Древняя Русь и Великая степь


"Если государи, которые явятся после этого, вельможи, багадуры и нойоны... не будут крепко соблюдать Ясы, то дело государства потрясется и прервется. Опять будут охотно искать Чингисхана и не найдут..."
Чингисхан


"Я высказал лишь свое мнение, что земли по Онону не должны оставаться без главы. Я убеждал каждого из вас стать этим главой, но вы отказались. Я был этим несказанно огорчен… Разве я домогался власти?"
Чингисхан


"Передай хорезмшаху: Я владыка Востока, а ты владыка Запада! Пусть между нами будет твердый договор о мире и дружбе и пусть купцы обеих сторон отправляются и возвращаются. И пусть дорогие изделия и обычные товары, которые есть в моей земле, перевозятся ими к тебе, а твои… ко мне"
Чингисхан


"У степных народов, которых я подчинил своей власти, воровство, грабеж и прелюбодеяние составляли заурядное явление. Сын не повиновался отцу, муж не доверял жене, жена не считалась с волей мужа, младший не признавал старшего, богатые не помогали бедным, низшие не оказывали почтения высшим, и всюду господствовали самый необузданный произвол и безграничное своеволие. Я положил всему этому конец и ввел законность и порядок"
Чингисхан


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".