МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Курултай и Меджлис в сознании народа сохраняются там же, где Ислам

02/20/2012 | Айдын Шемьи-заде
Айдын Шемьи-заде


Курултай и Меджлис в сознании народа сохраняются там же,
где вера предков Ислам.

В этом году мы должны отметить 95-летие крымскотатарской национально-демократической революции, вернее – 95-летие высшей точки развития нашей национальной революции, которая, начиная с конца XIX столетия, прошла несколько этапов.
Интересующиеся историей 1917-го года читатели знают из воспоминаний Асана-Сабри Айвазова («Дело партии Милли Фирка». Симферополь. Изд. «Доля», 2009 г.), что уже вечером 27 февраля, то есть в день роспуска Государственной Думы в Петрограде, по инициативе Али Боданинского (старейшего национального деятеля после смерти Исмаила Гаспринского) в Симферополе был создан Крымский Мусульманский Ревком. Такая оперативность объясняется тем, что наш народ уже на протяжении многих лет находился в состоянии мобилизации в нелегком противостоянии с имперским чиновничеством. Во главе политической мобилизации нового времени стоял Исмаил Гаспринский, который в начале XX века перешел от чисто просветительской деятельности к политической. Исмаил Гаспринский писал: «За неимением другого «Переводчика» приходится превратить его в чисто политический орган и открыть кампанию, холодную, рассчитанную и упорную, против внутренних и внешних препон, врагов нашего тюркского народа”. С 1905-го года «Терджиман» стал политической газетой, распространителем идеи мобилизации «против внутренних (!) и внешних препон».
Период с 1905-го по 1917-й годы являл собой непрерывный нарастающий процесс борьбы, переходящей от гуманитарной к политической. Вокруг Али Боданинского, которому в 1917-м году уже исполнилось 52 года, сгруппировались наиболее дерзкие его соратники. И вот эти крымскотатарские революционеры сформировали Революционный комитет.
В течение трех недель Мусульманский Ревком организовал всенародные выборы по всему Крыму, и уже 25-го марта 1917-го года состоялся Первый Всекрымский мусульманский съезд, на котором удалось собрать 1500 делегатов и 500 приглашенных лиц.
На Съезде муфтием был заочно избран Номан Челебиджихан, а председателем вакуфной комиссии был тоже заочно избран Джафер Сейдамет.

Какая главная задача стояла перед Съездом? Таких задач было по существу две.
Съезд был мусульманский, поэтому он был полномочен в легитимном порядке избрать муфтия. Дело было в том, что единственной высокой должностью, на которую в Российской империи крымские татары могли предлагать своих представителей, был пост муфтия. Но народ был отстранен от участия в этом предприятии. Предварительно кандидатуру на этот пост выдвигали лояльные русскому царю мурзы. После этого муфтий назначался министром внутренних дел и утверждался в должности императорским двором.
Теперь же Всекрымский мусульманский съезд постановил, что назначать муфтия будут свободно и легитимно избранные народом делегаты!

Это было первое после уничтожения нашего государства свободное волеизъявление крымскотатарского народа!
Историческое и нравственное значение этого акта нам нужно прочно осознать. Это была важнейшая веха в нашей истории, сравнимая с основанием Хаджи Девлет Гераем независимого Крымского государства в 1449 году.

Подавляющим большинством Мусульманского съезда Таврическим муфтием был избран Номан Челебиджихан, получивший в Турции не только светское, но и высокое богословское образование!

Второй важной задачей Всекрымского мусульманского съезда стали выборы комиссии из 35 человек, которая должна была сформировать легитимный светский орган руководства обществом - Крымский Мусульманский Исполнительный Комитет. Такой орган (кратко – Мусисполком) был создан, председателем Мусисполкома был избран Номан Челебиджихан, статс-секретарем (серкятип) избрали Али Боданинского, старого революционера.

Все дела крымских татар перешли в ведение Мусисполкома, которому подчинялись местные мусульманские комитеты Крыма. Под контролем Мусисполкома находились политическая деятельность, культура, религиозные дела, экономика. Исполком имел во всех уездных городах свои комитеты, свои комитеты были и в деревнях.
Центральными печатными органами Мусисполкома становятся газеты "Миллет" (редактор А. С. Айвазов) и более радикальная "Голос Татар" (редакторы А. Боданинский и X.Чапчакчи)
Временное правительство Петрограда признало Мусульманский исполнительный Комитет высшим органом крымских татар.

Эти события были не случайными, они явились плодом многих лет различных методов национальной борьбы. Перед национальными лидерами не стоял вопрос, что нужно нации – демократическая система самоуправления или крымскотатарская фракция при губернских организациях. Был необходим только демократически избранный высший национальный орган самоуправления и его представительства во всех местах проживания крымских татар! Поэтому неприемлемы легковесные заявления членов сегодняшней внутренней оппозиции (которых Гаспринский именовал в свое время «внутренними препонами») о ненужности выборных институтов народа как «псевдонациональных образований». Такие заявления есть попытки опорочить многие десятилетия борьбы наших дедов и прадедов, желание свести работающий сегодня в национальных структурах созидательный слой нации к разбросанным среди населения носителям «мандатов представителя народа».

1-го ноября (по старому стилю) 1917-го года в Симферополе состоялся Второй Всекрымский мусульманский съезд. Открывший съезд Челебиджихан доложил о проведенной за период со дня открытия Первого съезда 25-го марта работе. Были рассмотрены текущие дела. На следующий день съезд продолжил свои заседания. Впервые было объявлено, что Крымский Мусульманский Исполнительный Комитет принял решение о созыве Курултая. Это сообщение было встречено бурной радостью. Кроме того, на этом съезде Мусисполкомом были поставлены на обсуждение и утверждение программа партии „Милли-Фирка” и закон о порядке проведения выборов в Курултай. Для подготовки выборов в Курултай и для проведения его заседаний была создана комиссия из 5 человек. В нее вошли Номан Челебиджихан, Джафер Сейдамет, Али Боданинский, Сеитджелиль Хаттат, Амет Озенбашлы.

Должен сказать, что некоторым людям старшего поколения эти события были известны и до появления в печати воспоминаний А.-С. Айвазова и книги Джафера Сейдамета, и даже в более подробном содержании. И всегда, - и в кровавые годы предвоенных репрессий, и в страшные годы азиатской ссылки - слово Курултай и имя Челебиджихана были паролем для взаимопонимания между добропорядочными людьми.

Так что Курултай как Национальная Ассамблея главенствует в политической организации крымских татар и именно Курултай знаменует собой освобожденную нацию.

В органах представительной власти разного уровня сейчас работает около тысячи крымских татар, 99% из них кандидаты, выдвинутые Курултаем и Меджлисом.

В статьях о событиях 1917-го года в целом добросовестных авторов, тем не менее, стало привычным называть «курултаями» национальные съезды марта и ноября. Это очень грубая ошибка! Эта ошибка из числа тех, которые возникли по причине того, что наша нация была приведена в тяжелейшее состояние, когда большинство личностей, знавших и ощущавших национальную историю всем своим существом, были уничтожены, а выжившие не имели допуска к публичным выступлениям. В то же время иноплеменные авторы, не имея коренных знаний об истории нашего народа, полученных от старших поколений, пользовались, естественно, словарями ими же, иноплеменными авторами, составленными. А выкапывать знания из первоисточников на недоступных языках, да еще и загнанных в библиотечные спецхраны, было нелегким занятием.

Курултай – это Национальная Ассамблея, Национальный Парламент, периодически созываемый и действующий на протяжении нескольких лет до следующих выборов. Съезд же – это собрание, делегаты которого теряют полномочия после его завершения.

«Извращение терминов приводит к извращению умов» утверждают философы. В конце концов, ошибки терминологического характера это в основном проблема редакторов и корректоров, внимательных и добросовестных.

Совершенно безобразным является то, что сегодня находятся люди, которые Курултай и Меджлис называют «псевдонациональными образованиями».

Что это, элементарное незнание, или сознательная ненависть к своему народу и его истории?

Некий автор сделал открытие, что Курултай чужд тюркским народам. Другой мыслитель предлагает отказаться от Курултая и вернуться к другой системе.
Еще один автор заявляет, что меджлис в истории Крыма никогда не существовал…

Если бы такого рода предположения этих авторов и были бы верны, если бы понятия «меджлис» и «курултай» были бы принесены в новейшую историю крымскотатарского народа из чуждых пространств и чуждых времен, то втройне слава тем нашим современникам, которые в 1991-м году постановили собрать, и собрали национальный парламент Курултай, который в свою очередь выбрал из своей среды исполнительный орган Меджлис!
Слава втройне, ибо к тому времени успешно развивалась (не без поддержки некоторыми деятелями из числа крымских татар) кампания по низведению положения нашего народа на уровень некоего национального меньшинства, неизвестно как появившегося в Крыму.

Но Курултай и Меджлис в вечных традициях нашего народа. Джафер Сейдамет рассказывает о том ликовании, которое возникло среди делегатов Второго съезда, когда было предложено созвать Курултай. «Tarihini unutmuş olan bir halkın ruhunda, milli duygunun kemale ermesi anında degil, daha bunun canlanmağa başladığı devirde bile Kurultay kelimesi fırtınalar yaratıyordu» - пишет Джафер Сейдамет!
Трагично это замечание Джафера о народе, который, казалось бы, забыл свою историю, но уже на начальном этапе возрождения национального духа одно слово «Курултай» вдруг породило в душах бурю.

Кто в прошлом много усилий приложил к тому, чтобы наш народ забыл свою историю? Кто сегодня ловит рыбку в мутной воде тех усилий?

Нынешние противники Курултая хотят загнать нацию то ли в режим утверждаемых в «метрополии» наместников и муфтиев, то ли в деревянный сарай сельсоветов под контролем фальшивых «народных партий». Мы это уже проходили, знаем…

Идея Курултая всегда находилась в коллективном сознании нашего народа, там, где находится наша приверженность вере предков Исламу.

Более того, есть люди, которые Милли Меджлис пренебрежительно называют «эта нелегальная организация».

Складывается впечатление, что имеющиеся среди противников Меджлиса образованные люди не могут предложить ничего созидательного. Наверное, потому, что движут ими не созидательные намерения, а разрушительные – если судить по их видимым действиям. Такое впечатление, что действуют они по принципу «Меджлис мы разрушим до основанья, а затем…».

Они бы и разрушили, да кто же им даст…

Надо бы, чтобы каждый занимался своим посильным делом, принося реальную пользу народу, а не вносил в него разброд.

Для тех, кто утверждает, что в нашей политической истории прежде никогда не бывало меджлисов, приведу один только пример, когда в условиях деникинской диктатуры и наглого антитатарского самоуправства правительства Соломона Крыма в феврале 1919 года прошли выборы в Меджлис-Мебусан (депутатский Меджлис с прямым избранием депутатов). Тогда полную победу одержала Милли-Фирка, из 45 избранных депутатов 35 принадлежали к этой партии. О событиях этого периода следует написать отдельную статью. Здесь же отмечу, что есть попытки называть Меджлис-Мебусан «вторым курултаем» - не знаю, кому нужна такая подстановка терминов. Второй Курултай был созван в Крыму с 26-го по 30-е июня 1991 года.

Некоторые авторы заявляют, что Меджлис не нужен, потому что из-за враждебной к народу деятельности Меджлиса до сих пор «не восстановлена национальная автономия, не компенсирован материальный ущерб, нанесенный во время депортации, вся крымская земля разграблена и продается, не восстановлена топонимика Крыма».
Хочется спросить у таких писак – а депортацию в мае 1944-го года тоже Меджлис организовал?

В границах национального самоуправления у нас действует модель, отвечающая общепринятым критериям справедливости, что бы там не говорили активные противники Меджлиса. Первым критерием справедливости является равенство голосов – выборы в системе Курултай – Меджлис у нас открытые и свободные. Второй критерий справедливости – это возможность для каждого избираться в институты самоуправления системы Курултай – Меджлис разных уровней и продвигаться внутри опять же через свободные выборы. Так называемые оппозиционные группировки желают, по-видимому, получить льготы для своих представителей в этих механизмах.
Неужели кто-то когда-то им обещал такие льготы? Так пусть к тем обещателям и обращаются.
И понимая, что шансов (во всяком случае, на сегодня) на вхождение в систему Курултай – Меджлис прямым путем у них в существующей справедливой модели мало, они устраивают шумные акции, имеющие целью разрушить систему Курултай – Меджлис. При этом манера исполнения этих акций не может быть названа этичной.

В нашей истории недооценка некоторыми людьми организации национального самоуправления уже отмечалась и в прежние годы.
Джафер Сейдамет пишет в «Bazı hatıralar» (стр. 168), что после избрания Мусульманского исполнительного комитета (Мусисполкома) в Крыму появились противодействующие группки, находящиеся под влиянием различных сил. Он указывает, что против избранного народом Мусисполкома выступали некоторые люди, неспособные правильно оценивать обстановку (Джафер называет их «eski kafalı» - «заплесневевшие черепушки»). Подстрекали их, пишет Джафер-бей, личности, связанные с русским царизмом выгодными должностями и корыстными отношениями. Эти оппозиционные личности своими публикациями в русских изданиях разжигали враждебность к Мусисполкому как к организации, вырвавшейся из-под великодержавного губернского контроля.

Вот цитата из Джафер Сейдамета: «…bu muhalif cereyanın asıl gayesi, bizim programımızdaki bir kaç maddeyi degiştirmek degil, İcra Komitemizin otoritesini yıkmaktı. Hatta bunlar, halk arasında bir Merkezi Komiteye ihtiyaç olmadığını bile propogandaya geçmişlerdi. Bu cereyanda çarlik taraftarı Rusların tesiri de kuvvetle sezilmekte edi».
Так что, как видите, уже была в нашей истории ситуация, когда свои же наши люди гнобили институт национального самоуправления – «İcra Komitemizin otoritesini yıkmaktı». И тогда же, оказывается, проводилась пропаганда среди нашего народа, навязывающая идею, что нет необходимости в существовании национального Мусисполкома. Откуда исходила эта антинародная идея? И Джафер Сейдамет дает ответ: «В таком развитии событий сильно ощущалось влияние российских приверженцев самодержавия».

…Меня интересует вопрос, не теряет ли самоуважения человек, позволяющий себе высказывать ругательства в адрес национальной системы самоуправления и ее избранных народом лидеров. Находятся авторы, которые пишут, что Курултай и Меджлис были созданы, чтобы «предотвратить государственную программу возвращения из мест высылки реабилитированного Союзным Верховным Советом крымскотатарского народа» - и находятся издания, печатающие этот текст! Такое заявление есть предел антиисторического цинизма! В этом случае мы имеем дело с уникальной формой нанесения оскорбления крымскотатарской нации, за такое оскорбления нет человеческого возмездия, только в руках Аллаха наказание за такое кощунство!
Остаются, однако, вопросы:
Каким таким злодеем была предпринята попытка «предотвратить» полную любви к крымским татарам программу благороднейшего «Союзного Верховного Совета»?
И другой вопрос - о каком таком возлюбившем справедливость «Союзном Верховном Совете» идет речь? О том, который создал Комиссию под руководством Громыко? Или о «Союзном Верховном Совете», создавшем Комиссию Догуджиева, о которой на собрании НДКТ в мае 1990-го года справедливо было сказано, что она предполагает «оставить за бортом Крыма большую часть нации», предполагает «протянуть решение на десятилетие»?
Но хватит пока что говорить о тех, кто глумится над историей нации, забудем о «Союзном Верховном Совете», о громыках и о догуджиевых.

Крымские татары, восставшие против режима спецпоселения, возвысили не только личное достоинство, но и достоинство нации. Крымскотатарское Национальное Движение подняло наш народ над той привычно-послушной повседневностью, безысходной покорностью, в которую были погружены все народы коммунистической империи. Среди российских диссидентов сформировалось в те годы единодушное мнение, что крымскотатарская нация, создавшая общенародное Движение сопротивления, снискала уважение со стороны всех других народов, так же, как и право на высокое самоуважение. «За те десятилетия, что крымские татары боролись за свои права, они стали нацией — с правосознанием и самоуважением» - таково было мнение достойнейших российских людей.

Тут я считаю необходимым заметить, что наша нация всегда была гордой и достойной, однако, к сожалению, правда в том, что после уничтожения духовных лидеров нации в период с 1929-го года и особенно в 37 – 38 годах, «в вольтеры были назначены фельдфебели»… А если без литературных аллюзий, то можно сказать по-татарски так: акъай къалмагъанындан къоразларгъа паша дегенлер. Ну, какой из пронырливого петуха паша!

Нам, поднявшимся на всенародное Движение сопротивления против лишившего нас родной земли режима, действительно, стало, чем гордиться, тем более что не милость вдруг устыдившихся властей, а самоотверженная борьба сынов и дочерей нашего народа привела нас к возвращению на нашу родную землю. Эта наша народная победа, хотя победа частичная, пока что не полная.

Те люди, которые сознательно или под влиянием нервного возбуждения устраивают сегодня сборища с руганью в адрес Курултая и Меджлиса, в адрес работающих в этих структурах лиц, хотят вернуть нас к временам, когда освистывали академика Сахарова и аплодировали получившей в руки микрофон доярке. Многие ли хотят возвращения к такому режиму?

Образование и культура все же необходимы тем, кто вообразил себя вправе заниматься политикой. Доярка с микрофоном на трибуне есть просто тряпичная кукла, марионетка, и сама она сгниет, и имя ее сгниет, как только кукла сойдет с трибуны на землю.

95-летие национальной революции (организация Мусульманского революционного комитета, созыв Первого Всекрымского Мусульманского съезда, избрание Крымского Мусульманского Исполнительного Комитета) совершенно необходимо отметить хотя бы серией статей, а лучше бы мемориальными собраниями и конференциями.

Відповіді

  • 2012.02.20 | читач

    Re: Курултай и Меджлис в сознании народа сохраняются там же, где Ислам

    Я бы посоветовал Айдин-ака пожить в Крыму, желательно на самострое, добиваться выделения участка, построиться своими силами, а потом рассуждать о том, соответствует ли нынешний меджлис-курултай тому - 1917-19 г.г. или нет. А сидеть в московской квартире, получать от Путина пенсию с московской надбавкой за доблестный труд в СССР и что-то советовать, как-то нескромно. Совесть еще никто не отменял, даже для московских аксакалов.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2012.02.20 | Камиль

      Re: Курултай и Меджлис в сознании народа сохраняются там же, где Ислам

      Как бы я не относился к Меджлису, скажу одно, что проблемы крымских татар должна решать власть и поэтому в первую очередь надо спрашивать с нее. А облить грязью Меджлис шовинистические организации и без нас успешно умудряются. так что давайте поможем меджлису заставить работать власть на народ, а потом спросим с него.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2012.02.20 | QIRIMLI

        Re: Курултай и Меджлис в сознании народа сохраняются там же, где Ислам

        сорока пяти миллионам украинцам это ещё не удалось сделать (заставить власть работать)...не говоря уж о 300 тыс. крымских татар...Могилёв только на вторые сутки созвал экстренное совещание в ответ на стихиные бедствия...люди за свои кровные дороги расчищали, а мент на пресс конференцию не боится в запанках с брилиантами выходить...
    • 2012.02.20 | QIRIMLI

      Re: Курултай и Меджлис в сознании народа сохраняются там же, где Ислам

      Меджлис получит свою более объективную оценку через несколько поколений-это без вариантов... пока только видно эмоции


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".