МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Новомученники киевские. Обида и боль наша.

11/17/2003 | Ипатий Галаган Коровский
Полицаями был уничтожен один из самых знаменитых киевских священников о. Александр Вишняков. Вот отрывок из воспоминаний внучки о. Александра Людмилы Барановской:

"Магистр богословия архимандрит Александр (Вишняков) родился 10 мая 1890 г. погиб 6 ноября 1941г. от рук украинских националистов, автокефалов. Раньше они доносили на православных священников в НКВД, а при немцах - в гестапо.

Воспитывался Александр в благочестивой семье священника - о. Василия. В роду Вишняковых насчитывалось 300 лет преемственного священства. Один из предков будущего архимандрита Александра служил полковым священником в войске Иоанна Грозного в его походе на Казань Посему, выбор духовной стези Александром был органически предопределен: Среди грозных событий того времени судил Господь о. Александру ступить на стезю своего служения в качестве военного священника. Его направляют в армию полковым священником Ставропольской дивизии. Весь жар своего сердца отдает он для поддержания в войсках высокого патриотического духа. Знаменателен и уникален такой факт из военной биографии о. Александра: под селом Вишневым немецкие войска вступили в бой с частями Русской армии. Силы были неравны. Наши войска терпели поражение. Был убит командир роты, войска дрогнули. И тогда о. Александр в рясе, с крестом в высоко поднятой руке поднимает солдат в атаку. Бой был выигран. За личное мужество и героизм о. Александр был награжден солдатским Георгиевским крестом.

После войны о. Александр переезжает в Киев, где получает приход в церкви Св. Троицы.

Обстановка в городе накалена. Власть меняется не по дням, а по часам: поляки, красные, белые, махновцы, петлюровцы и т.д.

Во время установления власти Украинской Народной Республики (УНР) в Киеве начинаются еврейские погромы. В доме, где жил о. Александр проживало несколько еврейских семей. Однажды, когда вооруженная толпа после разгрома синагоги Бродского, ворвалась во двор дома, он вышел к ним навстречу с крестом и уверил, что евреев в этом доме нет.

5 февраля 1918г. победой Красной армии под руководством Щорса в Киеве устанавливается большевистская власть. Начинается "Красный террор".

"Если можно обвинить в чем-нибудь ЧК, - говорит М.Лацис, - известный киевский садист-палач - то не в излишней ревности к расстрелам, а в недостаточности применения высшей меры наказания... мы все время были чересчур мягки, великодушны к побежденному врагу".

В числе первых 3000 арестованных под лозунгами "Красного террора" оказывается и о. Александр. Обреченных людей свозят в Октябрьский дворец культуры, где в подвалах пытают, а затем расстреливают как "врагов Советской власти". В стране идет активная антирелигиозная кампания. Чувствуя личную ответственность за чистоту христианской нравственности народа, о. Александр принимает участие в религиозных диспутах. Примечателен в связи с этим приезд в Киев наркома просвещения А.Луначарского. С большой помпой по городу было объявлено об атеистической дискуссии наркома со священником Александром Вишняковым. Послушать "златоуста" советской власти собрался полный зал. Но "Бог поругаем не бывает". Мощная эрудиция о. Александра, его глубокая вера, блестящий талант красноречия наголову разбивают бесовскую доктрину глашатая безбожной власти. Нарком остается посрамленным.

Под эгидой НКВД провозглашается создание революционной автокефальной "церкви", "посвящается" в митрополиты всея Украины лишенный сана Василий Липкивский. Возникает множество группировок, призывающих к "революции" в Церкви, к "всестороннему обновлению". В 1922г. арестовывают Патриарха Тихона. О.Александр проводит серьезную пастырскую работу, бесстрашно защищая Церковь от нападок обновленцев и автокефалистов. И хотя властями (особой комиссией при НКВД) запрещалось поминовение на службах патриарха Тихона, под угрозой смерти, о. Александр честно выполняет свой долг, поминая первоиерарха Церкви.

В 1935 г. после убийства Кирова в стране проводится очередная кампания арестов и расправ. Массовый характер приобретают аресты священнослужителей. Одним из первых в городе арестовывают о. Александра. Его заключают в скользкие от крови подвалы НКВД в том же Октябрьском дворце Решением пресловутой "тройки" о. Александр приговаривается к тюремному заключению с последующей ссылкой: Для отбытия наказания направляется в бухту Нагаево, Севвостлага".

Батюшка возвращается из ссылки в 1940 г.

Куда идти? Дома нет, церковь закрыта, в паспорте отметка об отбытии заключения. Вокруг - зловещий быт тех лет: предательство близких и друзей, недоверие, подозрительность, злоба.

Пятидесятилетний священник осмысляет весь пройденный жизненный путь, подводит итог сделанного, пережитого и принимает решение. Он едет в Москву, где местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Сергий (Страгородский) постригает его в монашество в чин архимандрита.

После возвращения в Киев архимандрит Александр получает приход в Соломенской церкви и назначается ее настоятелем. Грядет 1941 год. Начинается великая Отечественная война. Но уже в первый день войны Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий обращается с "Посланием" к русскому народу, в котором призывает православных к защите Отечества. В Киев "Послание" привозит митрополит Николай, и вместе с о. Александром они развозят обращение по всем церквям Киева. Ежедневно батюшка читает на службах "Послание" митрополита прихожанам.

Вскоре после начала войны до Киева стали доходить известия об уничтожении евреев в Житомире и Виннице. Киевские евреи стали обращаться к о. Александру с просьбой окрестить их в Православную веру. Движимый чувством христианской любви, батюшка крестит евреев и выдает им свидетельства о крещении на сохранившихся у него церковных бланках. Таким образом ему удалось спасти от расстрела много еврейских семей, в числе которых пианист Райский, солист оперного театра Иванов, зубной врач Паин с семьей, дирижер Рахлин, семьи евреев, живших по соседству. 19 сентября 1941г. немцы вошли в Киев. Вместе с ними пришли униаты и автокефалисты-самостийники. Начался жестокий период оккупационной власти. С огромным риском для жизни о. Александр читает на службах "Послание" митрополита Сергия. Находятся предатели, которые доносят на батюшку оккупантам. Его вызывают в управление гестапо. Сила личности о. Александра, его отличное владение немецким языком вызывают у немцев уважение к священнику, а его биография репрессированного советским режимом дает им основание надеяться на помощь о. Александра в работе с населением. Его отпускают с запретом читать "Послание" и обязуют служить в церкви молебен о здравии фюрера.

"Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941г. к 8-ми часам утра на угол Мельниковской и Дохтуровской (возле кладбищ). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и проч. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян".

В указанный день начались расстрелы в Бабьем Яру. К о. Александру прибежал запыхавшийся сосед по ул. Казачей Ян (фамилия забыта). Это был мадьярский еврей, который проживал на этой улице с женой Симой и тремя детьми. Еще в первые дни войны о. Александр крестил всю его семью. Теперь немцы отправили их всех в Бабий Яр. Яну удалось убежать. Он просил батюшку, чтобы он засвидетельствовал перед немцами, что семья его крещена в православие.

Надев рясу, с крестом и орденом Георгиевского кавалера, отправляется о. Александр в Бабий Яр. Уже издали слышны отчетливые выстрелы из пулеметов. Чем ближе - гул толпы, крики, визг. Батюшка с Яном пробирается к немецкому офицеру, показывает свидетельства о крещении семьи. На немца производит впечатление чистая немецкая речь священника, его спокойствие и убедительность. Он разрешает отыскать в огромной толпе обреченную семью Яна. До ночи ходит о. Александр среди обезумевших от страха людей, утешая и ободряя их. Среди толпы много военнопленных. Батюшка поддерживает их дух, благословляет. Наконец, находятся жена и двое детей Яна. Третьего ребенка найти не удалось. Немцы приказывают уйти.

Долго молился о. Александр в ту ночь. А на утро в церкви вновь зазвучала его гневная проповедь - обличение врагам Отечества. Доносчики не дремали. Со всей ненавистью к прежней власти, ассоциировавшейся для них с Россией, с русскими людьми, с Русской Церковью, выслеживали они каждый шаг и каждое слово архимандрита. Следует очередной донос в гестапо.

В этот день после литургии о. Александр намеревался исповедовать на дому больную женщину. Сын Гавриил, прибежал в церковь предупредить отца, что домой уже дважды приходили гестаповцы, разыскивая его. Сын просит отца укрыться где-нибудь на время. Но батюшка решает выполнить свой долг и отправляется к больной прихожанке. У дома его с сыном останавливают гестаповцы на мотоцикле. Удостоверившись, что перед ними о. Александр (Вишняков), они приказывают ему садиться в коляску мотоцикла. Архимандрит снимает свои карманные часы, отдает их сыну и говорит: "Возьми, сынок. Больше мы не увидимся".

Два дня сын надеялся, что отец вернется. На третий день, 4 ноября пошел в управление гестапо. Оттуда его выгнали. Тревожась за судьбу отца, он отправляется в Андреевскую церковь, в нижнем этаже которой размещалась резиденция недавно созданной на Украине Церковной Рады.

Церковная Рада была образована в октябре 1941г. группой самосвятских священников. Во главе Рады был поставлен викарный епископ Волынской епархии Поликарп Сикорский. Идеологическая позиция этой организации отражена в деятельности ее руководителя: в 1942г. Поликарп нанес визит в Ровно заместителю рейхскомиссара фон Вендельштодту и передал ему приветствие, адресованное рейсхкомиссару Коху. Заканчивалось оно словами: "Прошу принять для великого вождя немецкого народа Адольфа Гитлера пожелание полноты сил духовных и телесных, а также неизменного успеха для окончательной победы над врагом Востока и Запада. За эту победу, вместе со своими верующими опекать духовенство которых я призван, буду возносить молитвы Всемогущему Господу".

Откуда было знать юноше, что пришел он в самое сердце яростных врагов истинного Православия? Будучи украинской националистической колабрационисткой организацией, Церковная Рада в интересах автокефалистов развязала настоящий террор против канонических православных священников.

Войдя в канцелярию Рады, Гавриил Вишняков обратился к находившемуся там священнику с просьбой разузнать о судьбе отца. Тот яростно обрушился на него: "Вон отсюда! Ты, сын москальского попа! Вон, а то будет тебе то же, что твоему отцу!" (цитата их рассказа Гавриила Вишнякова).

Юноша спросил у секретаря, кто с ним разговаривал, ему ответили: "Это архимандрит Мстислав".

Да, это был тот самый Мстислав, который уже в наше время стал "знамением" самостийности и преемственности в движении за автокефалию, и в 1989 г. был провозглашен "первоиерархом" УАПЦ.

Из воспоминаний давнего сотоварища Мстислава Скрыпника - лжемитрополита Феофила: "О, это страшный человек. Это бандит в епископском клобуке. Он из тех, кто может убить, удавить человека, если он станет ему препятствием. Епископ Мстислав - доверенное лицо гестапо и администратора Поликарпа Сикорского. Это племянник Петлюры, его адъютант по фамилии Скрыпник. В келейном разговоре с Мстиславом я с какой-то боязнью спросил его об унии с Римо-католической Церковью. А он мне отвечает: "Уния? А почему бы и нет? Разве те, кто пошли на унию с Римом что-либо потеряли? Пусть с чертом, лишьбы не с Москвой, но об этом еще рано говорить".

Правду о гибели отца Гавриил Вишняков узнал от Владыки Пантелеимона в декабре 1941г. Со слезами на глазах владыка сказал: "Ваш отец, архимандрит Александр Вишняков, убит в Бабьем Яру 6 ноября 1941г."

6 ноября 1941г. Угрюмый осенний день. Скорбной дорогой смерти под конвоем немцев и полицаев шла в Бабий Яр колонна измученных, избитых, голодных людей. Это были военнопленные красноармейцы, евреи, подпольщики. Были в этой колонне и православные священники, приговоренные к смерти по доносам немецких дружков - украинских националистов, бандеровцев, которых "благословили" на их предательскую деятельность автокефалы-самостийники.

Среди смертников был и архимандрит Александр. Рассказ о его трагической смерти записан по свидетельству очевидцев, чудом избежавших смерти:

"Колонну разделили. Священников отвели вперед по краю обрыва. Архимандрита Александра вытолкали из общей группы и отвели метров за 30. Несколько автоматчиков бесстрастно и четко расстреляли группу священников. Затем украинские полицаи в вышитых сорочках и повязках на рукавах подошли к о. Александру. Его заставили раздеться донага. В это время он спрятал в рот свой нательный крестик. Полицаи выломали два дерева и сделали из них крест. Пытались распять батюшку на этом кресте, но у них не получалось. Тогда вывернули ему ноги, и колючей проволокой за руки и ноги все же распяли его на кресте. Затем, облили бензином и подожгли. Так, горящим на кресте, его сбросили в обрыв. Немцы в это время расстреливали евреев и военнопленных".

Так мученически окончил свой земной путь верный друг Христов архимандрит Александр".

ОУНовцы проводили геноцид православных на Волыни - многие священники, отказавшиеся переходить в автокефалистский раскол, уничтожались самым зверским образом - сбрасывались вниз головой в колодец, подвергались пыткам. Факты и свидетельства на эту тему собраны в уникальной книге С.Раневского "Украинская автокефальная церковь" (Джорданвилль, 1948 г.). По церковному учению убитые бандеровцами епископы и священники являются мучениками. Съезд Союза Православных братств Украины обратился в 2001 году к Священноначалию Московского Патриархата с просьбой рассмотреть вопрос о канонизации сонма новомучеников и исповедников, от "бандеровцев и раскольников убиенных". Те, кто пытается реабилитировать ОУН-УПА, соответственно, делают свой выбор и становятся в стан противников Православной Церкви.

Відповіді

  • 2003.11.17 | Ипатий Галаган

    Ровно через два года, в этот день 6 ноября 1943 года

    наша армия освободила Киев.

    Бабий Яр, наша обида, наша боль.

    Ипатий Галаган.
  • 2003.11.17 | Георгій

    Хто автор? (-)

    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2003.11.17 | Галаган

      Кирилл Фролов (-)

  • 2003.11.17 | Мінор

    І прости же нам провини наші, яко же і ми прощаєм

    боржникам нашим...

    Галагане, я забув, це з якої молитви, мо" іудейської чи буддистської? Мені здавалося, що з православної християнської.


    Ипатий Галаган Коровский пише:
    >Те, кто пытается реабилитировать ОУН-УПА, соответственно, делают свой выбор и становятся в стан противников Православной Церкви.


    А то ж так далеко зайдемо... Ну наприклад можна було б вирахувати за документами всіх енкаведистів, які ще живі, і на довічне ув"язнення - сіль в Сиваші копати. А в дітей їхніх власність відібрану у репресованих позабирати. На користь репресованих.

    А проти канонізації невинно убієнних, хто б вони не були і ким би не вбивались, я не проти.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2003.11.18 | Галаган

      Re: І прости же нам провини наші, яко же і ми прощаєм

      Галагане, я забув, це з якої молитви, мо" іудейської чи буддистської? Мені здавалося, що з православної християнської.


      Ипатий Галаган Коровский пише:
      >Те, кто пытается реабилитировать ОУН-УПА, соответственно, делают свой выбор и становятся в стан противников Православной Церкви.

      Речь не о прощении убийц, а о их современных почитателях, таких, как Вы. Кстати интересна позиция по этому поводу Филарета.


      А то ж так далеко зайдемо... Ну наприклад можна було б вирахувати за документами всіх енкаведистів, які ще живі, і на довічне ув"язнення - сіль в Сиваші копати. А в дітей їхніх власність відібрану у репресованих позабирати. На користь репресованих.

      Дети не отвечают за отцов. А НКВДшников причастных к убийствам никто в герои не выводит. Впрочем, заниматься их посиком и назвать имена, Ваше право. Я вам готов в этом даже помочь, если Вы поможете мне называть имена убийц УПАшников. Вам такой вариант подходит ?
      Освободимся от преступного прошлого. сдадим их всех на суд истории.
      Дистанцируем Украинц от преступлений большевиков и националистов и может быть тогда у нас будет мир.


      А проти канонізації невинно убієнних, хто б вони не були і ким би не вбивались, я не проти.


      Спасибо.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2003.11.19 | Мінор

        Re: І прости же нам провини наші, яко же і ми прощаєм

        Галаган пише:
        > Речь не о прощении убийц, а о их современных почитателях, таких, как Вы.

        Я в захваті від того, що в моєму, на перший погляд безхребетному народі, знайшлись люди, які відмовились від раціональних вигод і пішли помирати за ідею - бійці Української Повстанської Армії. Коли я згадую про УПА, я відчуваю, що ми ще не зовсім деградували у 20 сторіччі. Думаю, якби не голодомор 30-х років, Наддніпрянщина ще більш потужне повстання, аніж Галичина влаштувала б совітам. І ми б уже десятки років жили б у нормальній країні.

        > Дети не отвечают за отцов.

        Я не про відповідальність дітей, а про власність, яку відібпали у репресованих і у якій досить часто і зараз живуть нащадки палачів з НКВД.

        >А НКВДшников причастных к убийствам никто в герои не выводит. Впрочем, заниматься их посиком и назвать имена, Ваше право. Я вам готов в этом даже помочь, если Вы поможете мне называть имена убийц УПАшников. Вам такой вариант подходит ?

        Принципова різниця між УПА та НКВД у тому, що УПА провадила бойові дії. А НКВД - репресувала власний народ. Доречі у росіян теж чимало репресованих НКВД. Поки ми не навчимося карати за злочини, доти з нас не буде ніякого толку, а злодюги будуть ховатись за депутатство або міністерське крісло.

        Пам"ятаєте, як у монолозі Чацкого:

        "Где, покажите нам, Отечества "отцы",
        Которых мы должны принять за образцы?!
        Не эти ли, грабительством богаты,
        Защиту от суда, в друзьях нашли в родстве..."

        200 років пройшло, кілька режимів змінилося, а люди все ті ж самі. Ось, Галагане, наші з вами вороги, а не тіні минулого.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2003.11.19 | Георгій

          Re: І прости же нам провини наші, яко же і ми прощаєм

          Мінор пише:
          > Я в захваті від того, що в моєму, на перший погляд безхребетному народі, знайшлись люди, які відмовились від раціональних вигод і пішли помирати за ідею - бійці Української Повстанської Армії. Коли я згадую про УПА, я відчуваю, що ми ще не зовсім деградували у 20 сторіччі. Думаю, якби не голодомор 30-х років, Наддніпрянщина ще більш потужне повстання, аніж Галичина влаштувала б совітам. І ми б уже десятки років жили б у нормальній країні.
          (ГП) Я теж так думаю.

          > Принципова різниця між УПА та НКВД у тому, що УПА провадила бойові дії. А НКВД - репресувала власний народ. Доречі у росіян теж чимало репресованих НКВД.
          (ГП) Я вчився в київській школі номер 51, яка стояла на вулиці Чекістів (зараз Пилипа Орлика). В моєму класі було кілька учнів, в яких батьки були штатними кагебістами, мали військові звання майорів чи підполковників державної безпеки. Тоді я зовсім не розумів, а зараз думаю - мабуть, ці люди в ті самі роки (перша половина 1970-х), коли я вчився і грався разом з їх дітьми, мучили в підвалах Дзюбу, Білика, Мороза, Снєгірьова, Стуса і інших київських "диссидентів." А в одного хлопця і в однієї дівчини діди були відставними чекістами. Вони завжди приходили до нас на урочисті збори і розповідали нам зворушливі історії про те, як вони разом у усім радянським народом мужньо боролися з ворогами нашої Батьківщини. Зараз я думаю, що ті дідусі, мабуть, у своїй молодості трощили людям кості і вибивали зуби в катівнях Жовтневого палацу культури на Інститутській. Вони, мабуть, вже померли, і ніколи не отримають справедливого покарання від людей (може, хіба що, від Бога...).

          >Поки ми не навчимося карати за злочини, доти з нас не буде ніякого толку, а злодюги будуть ховатись за депутатство або міністерське крісло.
          (ГП) Абсолютно точно. Злочин МУСИТЬ бути покараним. Християнське всепрощення не полягає в тому, щоби порушувати цей святий принцип. Прощати треба всіх, але звільняти від заслуженої кари не можна.

          > Пам"ятаєте, як у монолозі Чацкого:
          >
          > "Где, покажите нам, Отечества "отцы",
          > Которых мы должны принять за образцы?!
          > Не эти ли, грабительством богаты,
          > Защиту от суда, в друзьях нашли в родстве..."
          >
          > 200 років пройшло, кілька режимів змінилося, а люди все ті ж самі. Ось, Галагане, наші з вами вороги, а не тіні минулого.
          (ГП) Правда, це дійсно так.
  • 2003.11.18 | Георгій

    А ось зовсім інша точка зору на автокефальників

    http://www.uaoc.org/uaochistory.html

    1921 - Sobor of the Ukrainian Autocephalous Orthodox Church in Kyiv ordains Mitropolit Wasyl Lupkivskyj as head of the UAOC. Persecutions from the Soviet government and Moscow's Russian Orthodox Church deter the UAOC from permanently establishing ecclesiastical order for some time.

    1924 - A Tomos was issued by His All-Holiness Gregorios VII, Ecumenical Patriarch, re-establishing the historic Kyivan-Rus (Ukrainian) Metropolitanate as an Autocephalous Church, placing the responsibility of establishing a new Synod of Bishops upon His Beatitude, the Metropolitan-Archbishop of Warsaw, Dionisij Waledynskyj.

    1941 - Ukrainian Autocephalous Orthodox Church Sobor. The participants in the synod, many of whom were Russian oriented, decided to keep the Ukrainian Church in German-occupied Ukraine in canonical dependence upon the Muscovite Patriarchate. Archbishop Oleksiy was declared by the synod to be Metropolitan of this church which came to be known as the "Autonomous Church".

    Autumn, 1941 - Mitropolit Feofil Buldovsky of Kharkiv, ordained in 1923 as a bishop of the Muscovite Patriarchate, joined the Ukrainian Autocephalous Orthodox Church. In 1942 he became head of the UAOC in Left-Bank (Eastern) Ukraine. Poor health prevented Mitropolit Feofil from fleeing Ukraine when the Bolsheviks retook Ukraine from the Germans in 1944.

    December 24, 1941 - Mitropolit Dionisij Waledynskyj {of the Polish Orthodox Church - Ecumenical Patriarchate, who's primary ordaining bishop in 1913 was Gregorious IV, Patriarch of Antioch, successor in the apostolic lineage of St. Peter} designated Bishop Polikarp Sikorsky {consecrated in 1932 by Mitropolit Dionisij} temporary administrator of German-occupied Ukrainian lands and granted him the title of Archbishop of Lutsk and Kovel.

    February 9-10, 1942 - Mitropolit Dionisij blesses the meeting of the Ukrainian Episcopate in Pinsk (Byelorussia) at the First Synod of Bishops of the Ukrainian Autocephalous Orthodox Church (UAOC) which restores canonical ties and unity with the Ecumenical Patriarchate of Constantinople. During this historical meeting, Archimandrit Nikanor Abramovych (February 9) and Archimandrit Ihor Huba (February 10) are ordained by Archbishop Polikarp Sikorsky, Archbishop Olexander Inozemtsev and Bishop (later Metropolitan of Warsaw) Yuri Korenastov. Mitropolit Dionisij assigns them to serve as joint vicars of Archbishop Polikarp with responsibilities in Kyiv.

    (...)

    October 8, 1942 - Archbishop Nikanor and Bishop (now Patriarch) Mstyslav of the UAOC and Mitropolit Oleksiy (Hromadsky) of the Autonomous Church sign an Act of Union at the Pochaev Lavra. However, German occupation authorities and pro- Russian hierarchs of the Autonomous Church forced Mitropolit Oleksiy to remove his signature. Mitropolit Oleksiy was shot to death in Volynia on May 7, 1943.

    1944 - After World War II, many of the bishops of the UAOC fled to the West, via Germany, some eventually reaching the United States, where they headed various jurisdictions of the UAOC. The UAOC in Ukraine is liquidated by the Soviets with the assistance of the Patriarchate of Moscow. Any UAOC hierarchs or clergy remaining in Ukraine who refused to join the Russian Church were executed or sent to concentration camps. In the next several years, the same action is taken against the Ukrainian Greek Catholic Church in Western Ukraine and Transcarpathia.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2003.11.19 | Шевченко

      Re: Дякую за цінні інформації

      Побільше б таких історичних інформацій на цьому форумі. Може б нарешті різні "галагани" перестали б вишукувати наклепи на Україну, на її народ, на її церкву.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".