МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ.

09/14/2001 | Голубь
Это выписка из книги А. Меня "Сын Человеческий", о его предшественнике, Иоанне, Данные собранны А. Менем из всевозможных источников, в том числе и из не совсем достоверных языческих, но тем не менее, представляют интерес.

ПРЕДТЕЧА.
27 г.
Однажды группа людей, состоявшая из духовенства и книжников, вышла за ворота Иерусалима и отправилась по дороге, ведущей к берегам Иордана. Предпринять путешествие их побудил слух о молодом пустыннике Иоанне. За короткое время о нем стало известно по всей стране. Посольству было поручено выяснить, каковы притязания этого человека, чему он учит и не является ли он опасным возмутителем народа.
Иоанн называл себя "гласом вопиющего" [Т. е. голосом глашатая, вестника], что само по себе говорило о многом.
Пять веков назад, когда кончились дни изгнания и иудеи смогли вернуться из Вавилона, великий учитель веры Исайя … сложил гимн о Богоявлении. В нем описано пасхальное шествие через бесплодную пустыню, которая расцветает перед лицом Господним, превращаясь в сад. Впереди - глашатай. Он призывает расчистить путь Идущему 1.
С тех пор мессианские надежды связывались с этим видением. Ожидали, что предтечей Избавителя станет сам пророк Илия, который вновь будет послан на землю.
Жившие у Мертвого моря ессейские монахи уверяли, что роль глашатаев выпадет именно на их долю 2. Но им казалось, что мир слишком глубоко погряз в беззакониях и только "Сыны света" достойны встретить Мессию. Обитатели Кумрана смотрели на себя как на единственных избранников. История мира, по мнению ессеев, не удалась, и все, кроме них, обречены. Они жили за стенами своих поселков, пунктуально соблюдая обряды и веря, что только с ними будет заключен Новый Завет, предсказанный пророком Иеремией [См. с. 22].
Конечно, и среди сектантов попадались люди, которых заботил жребий "сынов тьмы". Не каждый из них мог радоваться гибели мира или спокойно примириться с ней. Один из кумранских богословов писал: "Разве не все народы ненавидят Кривду?.. Разве не из уст всех народов раздается голос Истины?" 3. Но тут же он с горечью признавал, что на деле никто не следует правде Божией. А если так, то рассчитывать грешникам не на что. Святые должны оставаться на страже. Что им за дело, если нечестивцы получат по заслугам?..
Проповедь Иоанна, вероятно, привела ессеев в замешательство. Им не в чем было упрекнуть его, и тем более не могли они причислить отшельника к "сынам тьмы". Иоанн вел жизнь аскета, еще более строгую, чем кумранцы. Он одевался в грубую пастушескую власяницу из верблюжьей шерсти, хранил назорейские обеты, то есть не стриг волос и не пил вина. Его пищу составляли сушенная на солнце саранча и дикий мед 4. Однако этот пустынник не разделял холодного самодовольства ессеев, не отвернулся от мира, а стал проповедовать "всему народу израильскому".
Иоанн происходил из священнического сословия. Он рано потерял родителей, и его вырастили чужие люди. Весьма вероятно, что он был усыновлен не кем иным, как ессеями, которые нередко брали сирот на воспитание 5. Но когда Иоанну исполнилось тридцать лет, Бог призвал его покинуть пустыню. Ему было открыто, что на него возложена миссия стать "гласом вопиющего", предшественником Избавителя. Из пустыни Иоанн пришел в соседнюю с ней долину Иордана, где и начал свою проповедь. "Покайтесь,- говорил пророк,- ибо близко Царство Небесное!" Его слова упали на подготовленную почву и сразу же нашли широкий отклик. К реке толпами шли люди из окрестных городов и сел. Шли книжники и солдаты, чиновники и крестьяне. Впечатление от речей и самого облика пророка было огромным. Он говорил о Суде над миром, и, казалось, все вокруг Иоанна дышало предчувствием близости великих событий. Символом вступления в мессианскую эру Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана, реки, которая издревле считалась рубежом Святой земли. Подобно тому как вода омывает тело, так и покаяние очищает душу. Когда язычник присоединялся к ветхозаветной церкви, над ним совершали тевилу, омовение 6. Пророк же требовал этого от самих иудеев в знак того, что они родились для новой жизни. Поэтому Иоанна называли Хаматвилом, Крестителем [Слово "тевила" - по-гречески baptioma - означает погружение, омовение; по-русски оно обычно переводится как "крещение"].
Многих израильтян задевало, что им предлагают пройти через омовение, словно они - новообращенные иноверцы. Разве принадлежность к народу Божиему не освящает сама по себе? Но Креститель, не колеблясь, объявил подобный взгляд заблуждением. Когда он увидел на берегу книжников, он заговорил с ними резко и сурово: "Отродье змеиное! Кто указал вам бежать от будущего гнева? И не думайте говорить сами себе: "Отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что может Бог из камней этих воздвигнуть Себе детей Авраама" 7. Не рождение делает сынами Завета, а верность заповедям Господним.
Иоанн упрекал в легкомыслии и тех, кто рассчитывал, что одного обряда тевилы уже достаточно для прощения грехов. Он требовал переоценки всей жизни, искреннего раскаяния. Перед крещением люди "исповедовали грехи свои" 8. Но и этого было мало. Нужны были реальные результаты внутренней перемены. "Сотворите,- говорил пророк,- достойный плод покаяния! .. Уже топор лежит при корне деревьев; итак, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь" 9.
Чего же хотел Иоанн? Призывал ли он народ бежать от мира и запереться в монастырских стенах? Это звучало бы вполне естественно в устах аскета. Но Креститель хотел большего: чтобы люди, оставаясь там, где живут, сохраняли верность слову Божию.
По свидетельству Иосифа Флавия, Иоанн учил народ "вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными к Предвечному" 10. Подчеркивая важность этических норм Закона, Креститель тем самым следовал традиции древних пророков. Мало говоря о ритуалах, он ставил на первое место нравственный долг человека: "У кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть так же поступает" 11. …
В то же время по отношению к сильным мира сего Иоанн вел себя настолько независимо, что скоро вызвал недовольство. По преданию, Креститель однажды посетил Иерусалим и там выступил против членов Совета. Когда его спросили, кто он и откуда, Иоанн сказал: "Я человек, и жил там, где водил меня Дух Божий, питая меня кореньями и древесными побегами". На угрозу расправиться с ним, если он не перестанет смущать толпу, Иоанн ответил: "Это вам надо перестать творить ваши низкие дела и прилепиться к Господу Богу своему". Тогда оказавшийся в собрании ессей по имени Симон презрительно заметил: "Мы ежедневно читаем священные книги, а ты ныне вышел из леса, как зверь, и смеешь учить нас и соблазнять людей своими мятежными речами" 12. После этого Креститель больше никогда не приходил в столицу.
Иоанн обычно жил близ Бетании, или Бетавары,- речной переправы, где и крестил приходящий к нему народ 13. Вскоре вокруг него образовалась община, которой Иоанн дал свои правила и молитвы. По имени мы знаем только двух из учеников Крестителя - Андрея из Вифсаиды и юношу Иоанна, сына Зеведеева. Оба были рыбаками и пришли с берегов Галилейского моря 14. Как смотрели иоанниты на учителя? Скорее всего они видели в нем эсхатологического Пророка, чей приход ожидался многими 15. Но у некоторых сложилось убеждение, что сам Креститель и есть обетованный Мессия. Влияние Иоанна возрастало с каждым днем. В своих речах он стал затрагивать и Ирода Антипу, которому принадлежала Иорданская область. В результате, пишет Флавий, тетрарх "начал опасаться, как бы власть Иоанна над массами не привела к каким-нибудь беспорядкам" 16. Был встревожен и Синедрион, и именно поэтому на Иордан были отправлены священники с полномочиями от него. Кто ты? Не Мессия ли? - задали они вопрос Крестителю. Я не Мессия,- отвечал тот. Что же? Ты Илия? Я не Илия. Пророк? Нет. Тогда кто же ты, чтобы дать нам ответ пославшим нас? Что ты говоришь о самом себе? Я глас вопиющего: "В пустыне выпрямьте дорогу Господу", как сказал пророк Исайя. Что же ты крестишь,- спросили его,- если ты не Мессия, и не Илия, и не Пророк? И тогда они услышали ответ, полный смирения и веры, который ясно определил призвание Иоанна как Предтечи Христа: Я крещу водою, посреди же вас стоит Тот, Кого вы не знаете, Идущий за мною, Который впереди меня стал, Кому я недостоин развязать ремень обуви Его... Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницы, а мякину сожжет огнем неугасимым 17.
Все поняли, что это значит. Мир должен пройти через огонь правды Божией, Иоанн же - лишь предвестник очистительной грозы.
О Мессии говорили уже давно, но только иорданский учитель возвестил, что дни Его прихода наконец наступили. Слушая Предтечу, народ постоянно "находился в ожидании". Многие знали, что Избавитель долго будет скрываться неузнанным, поэтому слова Иоанна: "Он стоит среди вас" - заставляли учащенно биться сердца. В это самое время на берегу среди толпы появился Человек из Назарета. Приход Его едва ли привлек внимание, тем более что Он вместе с другими готовился принять крещение от Иоанна. Однако когда Он подошел к воде, всех поразили странные слова пророка, обращенные к Галилеянину: "Мне надо креститься от Тебя". Знал ли Иоанн еще прежде или только теперь почувствовал, что перед ним не простой человек, а Некто, больший его самого? Ответ Иисуса: "Допусти сейчас, ибо так подобает нам исполнить всякую правду" - ничего не объяснил окружающим 18. Хотел ли Он сказать, что "нам", людям, нужно начинать с покаяния? Хотел ли дать пример? Или смотрел на крещение как на акт, знаменующий начало Его миссии? Во всяком случае для Иоанна эти слова имели определенный смысл, и он согласился совершить обряд. Это была символическая встреча. Отшельник во власянице, с почерневшим от солнца, изможденным лицом, с львиной гривой волос, воплощал собой тернистый путь дохристианской религии, а новое откровение приносил Человек, Который внешне, казалось, ничем не отличался от любого простолюдина из Галилеи. В тот момент, когда Иисус стоял в реке и молился, произошло нечто таинственное. Впоследствии Иоанн говорил своим ученикам: "Я увидел Духа сходящего, как голубь, с неба, и Он пребыл на Нем. И я не знал Его, но Пославший меня крестить водою, Тот мне сказал: "На ком увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Он есть крестящий Духом Святым". И я увидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий"


А далее идут записки одного человека, знавшего А Меня, в связи с 10-м его убийства

"Следствие по делу об убийстве отца Александра Меня приостановлено - в связи с полной исчерпанностью всех возможных следственных действий", - сообщили в –ентре информации и общественных связей ѓенеральной прокуратуры РФ.

"Порадовал" и высший клир православия, который даже не приступает к обсуждению уже старого предложения причислить Александра Меня к лику святых.

Ќи одно громкое дело, которое бралось под личный контроль министрами внутренних дел (сколько их уже сменилось... ) и даже самим президентом, не раскрыто! Ќи убийство Александра Меня, ни Игоря Фалькова, ни Владислава Л‹истьева, ни банкира Кивелиди, ни журналиста Холодова, ни Галины Старовойтовой, ни взрыв на Љотляковском кладбище, ни взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске

Один из неназвавшихся чинов прокуратуры как-то обмолвился, что всякий раз при раскрытии громких преступлений нити вели так высоко, что только при полном изменении политического режима эти дела могут быть раскрыты. „Дескать, зачем узнавать то, что этим "высоким чинам" и так хорошо известно и "взятие под контроль" как раз и означает, что тайна будет хранится вечно, как дела зэков по 58-й статье.

Скандальность ситуации оказалась столь велика, что в случае с убийством Александра Меня, (когда минуло шесть лет), генпрокурор и следователь по особо важным делам ‚. Колесников решили показать всем россиянам, на что способны обновленные органы демократической России.

Но прежде, чем рассказать, как шло и чем кончилось единственное судебное заседание по делу об убийстве Меня, одно маленькое личное воспоминание.

Я видел Меня в субботу 8 сентября на Пушкинской площади, за день до убийства. Он очень спешил, быстро шел в своей обычной черной рясе с портфелем в руках. Ћн делал тогда множество лекций, чтений, семинаров, писал, писал... Как будто боялся не успеть...

Я не решился его останавливать (был немного знаком, не раз слушал его блестящие выступления) - у Меня тогда весь день был расписан по минутам. А у меня - никакого предчувствия. —то же задерживать?

Как только я получил по частным каналам известие об убийстве Александра Меня, то сразу же на следующий день (10 сентября 1990 года) поехал на машине в Новую Деревню (там находился храм, в котором служил о. Александр). Почти еще никто не знал о трагедии, и около храма было пусто. —через минут десять приехал районный прокурор со следователем. џ поинтересовался, что известно о мотивах преступления и преступнике. "„а ничего пока, - ответил прокурор. - заурядный случай, какого-то попа убили, наверное, из-за денег. Попы у нас все богатые". Я сказал, что речь идет о знаменитом человеке, выдающемся философе, культурологе и теологе, а не о "каком-то попе", и что к этому делу будет привлечено очень большое внимание.

- ‚от вы тут назвали этого попа культурным, - начал следователь.
- Не культурным, а знаменитым культурологом... - поправил я.
- Ну, какая разница? - усмехнулся следователь, - нынче все культурные. Нес, небось, церковные деньги, попы все богатые, вот его и пришили.

Говорить больше было не о чем. Ясно только: все, что происходило в последующие годы, показывает, как областная прокуратура и следствие, а потом и центральная, несмотря на патронаж президентов (сначала Горбачева, потом …Ельцина, вот только Путин занят другими делами), всю работу проводили под углом зрения, будто "убили какого-то попа, невелика беда". А беда велика. И не только потому, что не стало выдающегося человека, но и потому, что в деле убийства Меня в России продемонстрирована полная беспомощность в борьбе с преступностью. судите сами.

‚скоре после убийства о. Александра был арестован некто Игорь Бушнев, житель Сергиева Џосада ( Загорска), который якобы в припадке ярости, но ошибочно убил Меня. “же и в тот, первый арест (его выпускали и снова арестовывали не раз) концы не сходились с концами, и Бушнева отпустили. Однако других подозреваемых что-то никак не находилось, все сроки следствия давно прошли, и тогда в третий раз решили арестовать Бушнева, хорошенько с ним поработать и выдать его с чистосердечным признанием вины на суд.

И вот в июне 1996 года начался суд. И на нем при всем честном народе материалы следствия начинают разваливаться на куски, а те - на еще меньшие "дребезги", и из этих "дребезгов" складывается, как из мозаики, весьма убогое зрелище непрофессиональной работы следствия. Непрофессиональной - это мягко сказано.

Чтобы картина стала ясной, напомню несколько основных моментов. Рано утром (в начале седьмого) 9 сентября 1990 года Александр Мень вышел из своего дома в поселке Семхоз (по Ярославской ж-д дороге) и отправился на станцию, чтобы электричкой ехать в Новую Деревню, в свой небольшой деревянный храм, для проведения воскресной службы. ‚ тот самый храм, о котором Галич пел: "ѓде с куполом синим не властно соперничать небо". На тропинке к платформе его поджидали двое (то, что двое, реконструируется по деталям убийства).

Один ударил Меня по голове топором, второй вырвал из рук портфель, в нем лежали документы, изобличающие многих высших иерархов церкви в тесном сотрудничестве с КГБ. Отец Александр, стараясь зажать рукой страшную рану на шее (была перерублена сонная артерия), упал, пытался найти портфель (по словам свидетельницы, жительницы Семхоза, которая шла на ту же электричку, знала о. Александра и спросила у ползающего в кустах рядом с тропинкой Меня, что он там ищет). А. Александр ответил, что ищет очки и что помощь ему не нужна.

Затем, шатаясь, пошел обратно. По дороге ему встретилась еще одна жительница Семхоза, спросившая, что с ним случилось, не нужна ли ее помощь. Он ответил, что ничего страшного, дойдет сам. И он дошел ! Упал на пороге своего дома, застонав. Вышедшая на странный звук жена (думала, что под дверью кошка) увидела умирающего от потери крови Александра Меня. Ќа вопросы о том, кто совершил злодейство, Мень ничего не ответил. Иногда жена Меня вспоминала, что он прошептал : "Не важно".

Он ушел ко Всевышнему, унеся тайну с собой. Можно сказать, что отказавшись назвать убийц, он их простил как Великий Христианин. И - одновременно, он тем самым сказал, что зло есть составная часть мира. Или нехватка Добра, чтобы не путаться в теологических спорах. Одна яркая дама, которая крестилась у Меня, а до того посещала его занятия, написала мне недавно так: "это была любовь неземная… И таких как я рядом с ним был легион. И каждый из нас не задумываясь стал бы в тот роковой день между ним и убийцей, которого никогда не найдут, потому что как можно найти дьявола, принявшего человеческое обличье… „а что там, была… Она есть и останется со мной пока я жива… вот уж где полное слияние духовности (нравственности ), интеллекта и веры".

вернемся к тому судебному процессу. €так, в прокуратуре решили "закрыть" дело, свалив преступление на первого попавшегося фигуранта - Бушнева. Почему именно на него?

За день до убийства Александра Меня Игорь Бушнев вместе со своей подругой ехал к ней домой на электричке из Њосквы в сторону Загорска. Было восемь часов вечера. Џо пути к ним пристала какая-то шпана. Молодчики избили Бушнева, а потом на одной из остановок выкинули его из поезда на платформу. Он отправился домой, взял топор и поехал искать обидчиков. Не нашел, вернулся домой, а потом поехал снова в Москву искать девушку; она, как позже выяснилось, в ту же ночь попала под поезд и погибла.

Таких маловероятных %E


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".