Part.org.ua: Кто Ющенко помянет…
09/26/2001 | Спостерігач
Кто Ющенко помянет…
Дмитрий Скрябин, Part.org.ua
26.09.2001
26 сентября страна отмечает своеобразный юбилей – пять месяцев со дня отставки «правительства реформаторов». За это время возникла и оформилась целая новая наука – «ющенковедение», которая призвана объяснить «феномен Ющенко» и поставить его на службу людям.
Пособие для имиджмейкеров младшего возраста
Высокий рейтинг Виктора Ющенко во времена его премьерства традиционно списывали на высокую должность. Дескать, это именно тот случай, когда место красит человека. Однако прошло пять месяцев со дня отставки (напомню, что ВР проголосовала за отставку 26 апреля), а Ющенко по-прежнему лидирует в различных социологических опросах. Если эта тенденция сохранится, то новый памятник на Майдане Незалежности получит новую трактовку – «высоченный столб, символизирующий незыблемый рейтинг экс-премьера».
С другой стороны, сегодня стало очевидно, что имидж-впередсмотрящие в аналитических штабах конкурентов просто спали на вахте, надеясь, что когда Ющенко снимут, сам собой рассосется и его рейтинг. Не рассосалось. Согласно данным одного из последних летних социоопросов, в ответах на вопрос: «Кто бы мог возглавить список партии, за которую бы вы голосовали» - лидирует Ющенко (26,0%), за ним с небольшим отрывом идет Симоненко - 21,1%. Кстати, высокое доверие граждан к Ющенко подтверждает и ответы на вопрос о причинах отставки его правительства. Каждый третий (28%) считает, что его уволили из-за высокого авторитета премьера, который вызвал опасения у претендентов на пост будущего президента. (Центр «Социополис». Опрос проводился в репрезентативной выборке в 24 областях, АРК, Киеве и Севастополе). Собственно говоря, сами социологические опросы лишь отражают пресловутый «феномен Ющенко», который на бытовом уровне выражается, например, в том, что когда я утром иду на работу, бабушки на лавочке возле подъезда озабоченно спрашивают: «Не уничтожили ли злобные олигархи реформатора Ющенко, который выплатил нам пенсии?» Вот такая «бытовуха» и есть результат на самом деле классной имиджмейкерской работы: «задолженности по пенсиям были ликвидированы при премьере Ющенко, и об этом знает каждый пенсионер». А теперь можете сколько угодно рассказывать о ющенковской нерешительности, или о ющенковской непоследовательности, или о ющенковской неопытности – реакция населения вполне предсказуема: «это злобные олигархи мстят Ющенко за то, что он выплатил зарплаты и пенсии». Справедливости ради надо сказать, что власть делает все возможное, чтобы поддерживать этот имидж, например, такими заявлениями: «Задолженность по зарплатам в августе уменьшилась».
Плюс, конечно, сам Ющенко выделяется на общем фоне тем, что называется «лица не общим выраженьем». Самый простой пример: во время церемонии инаугурации Леонида Кучмы во Дворце Украина (1999 год), я, воспользовавшись тем, что весь украинский политический бомонд собран в одном месте, провел блиц-опрос на тему: «Кто будет следующим премьером после Валерия Пустовойтенко?». Все кандидаты на пост премьера осторожничали, и под всяческими благовидными предлогами озабоченно скрывались в зале. Виктора Ющенко я «поймал» в вестибюле возле гардероба. Уже прозвенел третий звонок, призывающий в зал на начало церемонии, а будущий премьер, так и не сняв плащ, серьезно и вдумчиво отвечал на мои вопросы. Мораль: не спрашивайте, почему журналисты так любят Ющенко.
Что дальше?
Ющенко превратился в своеобразный знак качества для любого избирательного списка. Однако, если это будет блок партий, то этот знак качества можно поставить под сомнение, пристально рассматривая отдельных партийных субъектов «Нашей Украины», к которым за все эти годы накопилось огромное количество претензий. Поэтому, возможно, для самого Ющенко наиболее сильный ход – изначально создавать внутреннюю организационную структуру не как блок партий, а именно как список Ющенко. В этом случае лидеру блока в новом парламенте будет значительно легче усмирять бунты на партийных кораблях, которые войдут в состав «Нашей Украины» - господа, вы попали в парламент по моему списку, умерьте свои лидерские амбиции. Уже сейчас команда экс-премьера прилагает массу усилий, чтобы построить всех заслуженных национал-патриотов и заставить их прекратить традиционную партизанскую войну друг с другом, - оказалось, что политическое мародерство пустило в национал-демократической среде гораздо более глубокие корни, чем представлялось ранее.
К тому же и раскручивать такой список (читай, «список всех честных людей Украины») гораздо легче (например, «Батькивщина» имени Юлии Тимошенко несколько «потерялась» среди маловлиятельных партий-участников ФНС).
Во всяком случае, ничто не мешает переводчикам с «ющенковского языка» на политологический именно в этом ключе трактовать одно из последних заявлений экс-премьера о том, что консолидация демократических сил является единственным ключевым принципом, который обеспечит победу демократии в Украине на предстоящих парламентских выборах. При этом, по мнению лидера "Нашей Украины" "для значительной части демократических сил процесс консолидации вошел продуктивную стадию".
Ситуация с «брэндом Ющенко» сегодня напоминает ситуацию с «брэндом Довганя». Напомню, что года четыре назад развелось столько самопальной водки, что г-н Довгань первое время весьма успешно торговал наклейкой со своей фотографией, наличие которой на бутылке гарантировало качество продукта. Однако он погорел, когда попытался существенно расширить торговлю сертификатом Довганя, поскольку не учел специфику продаж иного ассортимента товаров.
Ценность «брэнда Ющенко» может упасть, если в списке по тем или иным причинам окажутся люди, чье присутствие сделает из «Нашей Украины» «Чисто нашу Украину». Но ценность «брэнда Ющенко» непременно упадет, если будет продаваться только брэнд без создания качественно нового политического товара, без конструирования новой украинской политической реальности.
Насколько сам Ющенко и его команда готовы к этому, покажет состав и программа «Нашей Украины». Потому что анализировать будут уже не фотографию г-на Ющенко на титульной странице, а реальный политический, финансовый и интеллектуальный потенциал блока, равно как и реальность появления новой политической силы в Украине.
Дмитрий Скрябин, Part.org.ua
26.09.2001
26 сентября страна отмечает своеобразный юбилей – пять месяцев со дня отставки «правительства реформаторов». За это время возникла и оформилась целая новая наука – «ющенковедение», которая призвана объяснить «феномен Ющенко» и поставить его на службу людям.
Пособие для имиджмейкеров младшего возраста
Высокий рейтинг Виктора Ющенко во времена его премьерства традиционно списывали на высокую должность. Дескать, это именно тот случай, когда место красит человека. Однако прошло пять месяцев со дня отставки (напомню, что ВР проголосовала за отставку 26 апреля), а Ющенко по-прежнему лидирует в различных социологических опросах. Если эта тенденция сохранится, то новый памятник на Майдане Незалежности получит новую трактовку – «высоченный столб, символизирующий незыблемый рейтинг экс-премьера».
С другой стороны, сегодня стало очевидно, что имидж-впередсмотрящие в аналитических штабах конкурентов просто спали на вахте, надеясь, что когда Ющенко снимут, сам собой рассосется и его рейтинг. Не рассосалось. Согласно данным одного из последних летних социоопросов, в ответах на вопрос: «Кто бы мог возглавить список партии, за которую бы вы голосовали» - лидирует Ющенко (26,0%), за ним с небольшим отрывом идет Симоненко - 21,1%. Кстати, высокое доверие граждан к Ющенко подтверждает и ответы на вопрос о причинах отставки его правительства. Каждый третий (28%) считает, что его уволили из-за высокого авторитета премьера, который вызвал опасения у претендентов на пост будущего президента. (Центр «Социополис». Опрос проводился в репрезентативной выборке в 24 областях, АРК, Киеве и Севастополе). Собственно говоря, сами социологические опросы лишь отражают пресловутый «феномен Ющенко», который на бытовом уровне выражается, например, в том, что когда я утром иду на работу, бабушки на лавочке возле подъезда озабоченно спрашивают: «Не уничтожили ли злобные олигархи реформатора Ющенко, который выплатил нам пенсии?» Вот такая «бытовуха» и есть результат на самом деле классной имиджмейкерской работы: «задолженности по пенсиям были ликвидированы при премьере Ющенко, и об этом знает каждый пенсионер». А теперь можете сколько угодно рассказывать о ющенковской нерешительности, или о ющенковской непоследовательности, или о ющенковской неопытности – реакция населения вполне предсказуема: «это злобные олигархи мстят Ющенко за то, что он выплатил зарплаты и пенсии». Справедливости ради надо сказать, что власть делает все возможное, чтобы поддерживать этот имидж, например, такими заявлениями: «Задолженность по зарплатам в августе уменьшилась».
Плюс, конечно, сам Ющенко выделяется на общем фоне тем, что называется «лица не общим выраженьем». Самый простой пример: во время церемонии инаугурации Леонида Кучмы во Дворце Украина (1999 год), я, воспользовавшись тем, что весь украинский политический бомонд собран в одном месте, провел блиц-опрос на тему: «Кто будет следующим премьером после Валерия Пустовойтенко?». Все кандидаты на пост премьера осторожничали, и под всяческими благовидными предлогами озабоченно скрывались в зале. Виктора Ющенко я «поймал» в вестибюле возле гардероба. Уже прозвенел третий звонок, призывающий в зал на начало церемонии, а будущий премьер, так и не сняв плащ, серьезно и вдумчиво отвечал на мои вопросы. Мораль: не спрашивайте, почему журналисты так любят Ющенко.
Что дальше?
Ющенко превратился в своеобразный знак качества для любого избирательного списка. Однако, если это будет блок партий, то этот знак качества можно поставить под сомнение, пристально рассматривая отдельных партийных субъектов «Нашей Украины», к которым за все эти годы накопилось огромное количество претензий. Поэтому, возможно, для самого Ющенко наиболее сильный ход – изначально создавать внутреннюю организационную структуру не как блок партий, а именно как список Ющенко. В этом случае лидеру блока в новом парламенте будет значительно легче усмирять бунты на партийных кораблях, которые войдут в состав «Нашей Украины» - господа, вы попали в парламент по моему списку, умерьте свои лидерские амбиции. Уже сейчас команда экс-премьера прилагает массу усилий, чтобы построить всех заслуженных национал-патриотов и заставить их прекратить традиционную партизанскую войну друг с другом, - оказалось, что политическое мародерство пустило в национал-демократической среде гораздо более глубокие корни, чем представлялось ранее.
К тому же и раскручивать такой список (читай, «список всех честных людей Украины») гораздо легче (например, «Батькивщина» имени Юлии Тимошенко несколько «потерялась» среди маловлиятельных партий-участников ФНС).
Во всяком случае, ничто не мешает переводчикам с «ющенковского языка» на политологический именно в этом ключе трактовать одно из последних заявлений экс-премьера о том, что консолидация демократических сил является единственным ключевым принципом, который обеспечит победу демократии в Украине на предстоящих парламентских выборах. При этом, по мнению лидера "Нашей Украины" "для значительной части демократических сил процесс консолидации вошел продуктивную стадию".
Ситуация с «брэндом Ющенко» сегодня напоминает ситуацию с «брэндом Довганя». Напомню, что года четыре назад развелось столько самопальной водки, что г-н Довгань первое время весьма успешно торговал наклейкой со своей фотографией, наличие которой на бутылке гарантировало качество продукта. Однако он погорел, когда попытался существенно расширить торговлю сертификатом Довганя, поскольку не учел специфику продаж иного ассортимента товаров.
Ценность «брэнда Ющенко» может упасть, если в списке по тем или иным причинам окажутся люди, чье присутствие сделает из «Нашей Украины» «Чисто нашу Украину». Но ценность «брэнда Ющенко» непременно упадет, если будет продаваться только брэнд без создания качественно нового политического товара, без конструирования новой украинской политической реальности.
Насколько сам Ющенко и его команда готовы к этому, покажет состав и программа «Нашей Украины». Потому что анализировать будут уже не фотографию г-на Ющенко на титульной странице, а реальный политический, финансовый и интеллектуальный потенциал блока, равно как и реальность появления новой политической силы в Украине.