МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

"Ты ушел от такой женщины, Козлодоев!"

09/28/2001 | Спостерігач
http://www.obkom.net

"Ты ушел от такой женщины, Козлодоев!"

"После всего того, что между нами было, Вы как честный человек обязаны...", - вот именно этого меж строк открытого письма Юлии Тимошенко Виктору Ющенко и не читалось.

Евгений Косячков [13:38/28.09]

Со времен знаменитого письма запорожцев турецкому султану еще ни один продукт эпистолярных усилий не привлекал такого внимания украинской общественности. Данная аналогия уместна и потому, что речь идет, во-первых, о коллективном творчестве, ибо подпись Юлии Владимировны не отменяет того факта, что текст ее вчерашнего письма к бывшему премьеру - проекция "коллективного бессознательного". Во-вторых, налицо смешение жанров: у запорожцев присутствуют площадные мотивы в послании к официальному лицу, в письме Тимошенко... как бы это выразить... ну, лучше Довлатова не скажешь: "Это должен быть рапорт. Но - рапорт дорогому человеку".
Ющенко среагировал на признание так, как и ожидалось. Ну не видит он себя во главе оппозиции! А кто его "видит" или "видел" в этой роли? Но, тем не менее, он "получил эту роль", и, что ж теперь - всю предвыборную кампанию разрываться: президенту доказывать, что идешь в парламент не затем, чтобы досрочно отправить Леонида Даниловича по пути Чаушеску-Милошевича, и оппозиционерам постоянно напоминать, что не им, отчаянным и бескомпромиссным, он, конкретный Ющенко, обязан своей профессиональной и политической карьерой, и что если на него и возложили тяжелый крест последней надежды, то, конечно, не бросать же его теперь. Но ведь и до обретения статуса национального мессии Виктор Андреевич располагал некоторой харизматичностью, и до поста премьера добрался задолго до появления палаток на Майдане! В общем, желание оппозиции навалить на одного единственного Боливара (не в смысле конь из новеллы О'Генри, а в смысле латиноамериканский герой-освободитель) весь груз несбывшихся надежд 50-миллионной нации можно понять, но не оправдать. Поразительный факт: от Виктора Андреевича требовали твердости и несгибаемости! Уважаемые, символ нынешней оппозиции - не баррикады, а стены из разборных картонных коробок - не бастионы, и легкие туристические палатки, из которых и город построить можно, а можно и спрятать на балконе. Единственное монументальное сооружение - надгробье - и то сколько раз по Крещатику носили!
...Наверное, это футболом и "бенефисом" Филимонова в Лиге Чемпионов навеяло, но Виктор Ющенко почему-то стал прочно ассоциироваться, и боюсь, не только у автора этих строк, с Александром Шовковским, кипером динамовским. Вроде бы тоже - последний рубеж и надежда, если не он - то и некому, и веских поводов для претензий вроде бы не подает, - но все до того момента, пока на поле не вышел. Симпатия улетучивается, и непонятно, чего ждать - то ли на ровном месте сам себя покалечит, то ли сведет "на нет" все усилия партнеров. Но это, видимо, все же от футбола и от лукавого. Ющенко ведет себя именно так, как должен вести. Нужно просто забыть, в какой стране мы живем, снять все обвинения в адрес узурпаторов власти, вычеркнуть из лексикона страшилки про преступный режим, наконец, не обращать никакого внимания на результаты выборов в Белоруссии, чтобы требовать подвигов от Виктора Андреевича, - такого, какой он есть и которому по-прежнему симпатизируют миллионы людей, и реальной замены которому что-то не видно. По крайней мере - на период до 2004 года.
Юлия Владимировна должна была написать это письмо. Именно такое по содержанию, и именно таким образом его обнародовать. Во-первых, это "перекличка парохода с пароходом вдалеке" - нужно было что-то ответить на иное письмо - то самое "письмо трех". Во-вторых, уж кто-кто, а госпожа Тимошенко имела редкую возможность изучить нынешний режим со всех сторон и ощутить все его прелести - и как бизнесмен, и как заключенная, и как жена заключенного, и как вице-премьер, наконец. И выход из ситуации, при которой Виктор Андреевич выглядит как голый на перекрестке, когда из самого абстрактного его суждения, чуть ли не из междометий, строятся не просто политические прогнозы, а делаются выводы личностного характера ("эх, дескать, не мужик") должна была найти именно она.
Посыпавшиеся, как бюллетени из перевернутой урны для голосования, известия, призванные свидетельствовать, что "Наша Украина" и ее лидер вступили в какую-то качественно новую фазу (то ли кристаллизации, то ли разбухания), на самом деле ни о чем таком не свидетельствуют. Образование межфракционного объединения "НУ", появление господина Бессмертного в непосредственной близости к Виктору Андреевичу, очередной список не самых влиятельных партий, которые тоже сели "на стул переговоров" - что это дает в понимании тайных помыслов и скрытых желаний бывшего премьера? И даже предпоследнее предложение, поступившее Ющенко от Фронта нацспасения и оглашенное господином Матвиенко - составить предвыборный список единого блока - можно проигнорировать в виду его откровенной назойливости: где написано, что граждане Украины обязаны проявлять отзывчивость, когда на пороге офиса появляется очередной представитель "канадской оптовой кампании" с товарами, без которых вы, по его уверению, жить не сможете?
И если уж начали с кинокомедии, то можно и продолжить - той самой знаменитой сценой с "Гурченко и Михалковым": "Сама, сама, быстренько сама..." И Юлия Владимировна, прославившая, что ставила в самое неловкое положение практически всех "могучих мужей" этой страны сама решила проблемы вывода Виктора Ющенко из-под перекрестного огня надежд и подозрений. И предстоит Виктору Андреевичу сражаться на одном фронте, и сражаться именно "за", как он любит говорить, - за голоса избирателей. Оставаясь самым рейтинговым, самым перспективным. А Юлия Владимировна, в свою очередь, обречена оставаться самой интересной женщиной современной эпохи.
Вряд ли когда-нибудь Виктор Ющенко ответит на письмо-признание Юлии Тимошенко по-онегински: "Как я ошибся! Как наказан!" Вряд ли когда-либо ощутит себя "лишним человеком". Но и в рамки иного персонажа, уготованного ему "друзьями по оружию", теперь бывшего премьера едва ли загонишь. Не повторится сюжета из "Бесов" Достоевского: Верховенский, признающийся что он "не социалист, а мошенник", уговаривает Ставрогина выступить в роли Ивана-царевича, стать "нашим знаменем" и т.п. А до того все называли господина Ставрогина "принцем Гарри".
Кстати, о царственных титулах. Не так давно Оксана Забужко посетовала, вспоминая общенациональный траур в Великобритании в день похорон принцессы Дианы, что современную Украину, наверное, "не всколыхнула ничья смерть", и с точки зрения "культурной диагностики это очень плохой симптом". Может быть, так оно и есть. Ну нет у нас своей принцессы Дианы! Даром, что ли, наши предки революцию совершали. Зато была у нас газовая принцесса. А с недавних пор появился и наследный принц. Политическая смерть которого пока откладывается.
Разумеется, проблем у господина Ющенко осталось достаточно. Но об этом позже. Пока же констатируем - одной проблемы у него стало меньше.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".