МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Партизанскими тропами Медведчука

10/03/2001 | Спостерігач
Партизанскими тропами Медведчука


Информация о том, что во Львове готовится к изданию книга, посвященная деятельности отца нынешнего вице-спикера Виктора Медведчука Владимира Медведчука, давно гуляет в околонаучных кругах. Пока книга не вышла, имена ее авторов не разглашаются. Однако стало известно, что один из них имеет статус академика и имидж солидного ученого. Второй немало усилий приложил к изданию документов из истории ОУН и УПА. Украинская история может вскоре обогатиться еще одним мифом, которыми она и так богата. Теперь это уже будут даже два мифа. Первый – об исключительной роли Медведчука-старшего в деятельности националистического подполья в Украине. Второй – о преемственности традиций ОУН и УПА в деятельности Социал-демократической партии Украины (объединенной).


Что реально известно об отце Виктора Медведчука? Владимир Нестерович Медведчук родился в 1918 году. В годы Второй мировой действовал в подпольной националистической организации на Житомирщине. Попал в руки НКВД и отбывал тюремное заключение и ссылку в поселке Почет Абанского района Краснодарского края. Здесь он познакомился со своей будущей женой Фаиной Григорьевной. Именно там, в России, в поселке Почет Абанского района, родился Виктор. Через пять лет там же родился второй сын Сергей. В 1962 году семья Медведчуков вернулась в Украину и поселилась в селе Боровая Фастовского района на Киевщине. В 1980 году умерла Фаина Григорьевна. В 1981 – Владимир Нестерович. Оба похоронены в Боровой.


Что же побуждало львовских историков к тому, чтобы создать очередной миф об очередном герое? Очевидно, не желание поднять неизвестные страницы нашей истории. И не желание “вспомнить всех поименно”. Тем более что, как известно с советских времен, “это нужно не мертвым, это нужно живым”. А живые нынче активно готовятся к парламентским выборам и даже будут пытаться на этих выборах побеждать. Среди этих самых живых есть и Виктор Медведчук, сын Владимира Нестеровича.


Социал-демократы в течение последнего времени поняли, что они могут побороться за электорат в Западном регионе Украины. Причем побороться на районном уровне. А в галицкой провинции еще и до сих пор сильны отголоски далеких боев. Солдат УПА здесь почитают несравненно больше, чем ветеранов Красной Армии (это и понятно), а история Украины здесь неразрывно связана с деятельностью Бандеры, Шухевича, Лебедя... Были “благословенные” времена, когда политику, баллотирующемуся в Верховную Раду, достаточно было прийти в село и заявить: “Я – за реабилитацию УПА”. И сразу же голоса сельского электората были его.


Социал-демократы, понимая этот феномен галицкого села, во-первых, пытаются работать в районах, а не с областным руководством, а во-вторых, облачаются в тогу защитников национальной идеи.


Тенденция к эксплуатации националистической идеологии в угоду социал-демократам наметилась еще в прошлом году, когда львовские эсдеки открыли памятник на могиле одного из лидеров УВО и ОУН Юлиана Головинского. Потом была серия статей в социал-демократической прессе, где авторы пытались использовать националистическую идеологию. Потом было выступление Медведчука в Тернополе, где он практически впервые вспомнил о героическом пути своего отца. Потом был визит Суркиса в село Зашкив, в музей-усадьбу учредителя ОУН Евгения Коновальца... Но почти одновременно были и другие акции на Востоке Украины. Луганские эсдеки, например, не менее активно в сентябре этого года почтили память молодогвардейцев.


Т.е., социал-демократы используют такой фактор как традиционализм. В 1999 году еще единая, не расколотая Народно-демократическая партия провела научно-практический семинар, посвященный проблеме традиционализма и поиска традиций в политической жизни Украины. Тогда НДП предлагали привязать свою идеологию к НДП начала века, УНДО и других структур, существовавших в Галиции. Партийные политологи типа господина Зарубинского горячо запротестовали: нам навязывают галицийство. Восток нас, мол, не поймет. Социал-демократы не боятся стать непонятными для восточноукраинского избирателя. И будут вербовать свои кадры именно на западе Украины. Не в последнюю очередь посредством националистической идеологии.


... Книга о Владимире Медведчуке еще не появилась, а уже окружена скептическими репликами солидных ученых – знатоков проблемы. Информация о ней уже распространяется из уст в уста. И в таком случае на месте Виктора Владимировича я бы задумался: а может, информации о книге более чем достаточно и издавать ее широким тиражом не целесообразно? Пусть будет своеобразная книга-загадка: все знают, что она существует, но никто не держал ее в руках. И тогда и авторов никто не схватит за руку на определенных недомолвках или гиперболах. И никому не придет в голову исследовать слухи, которые распространяются параллельно со слухом о книжке. Например, об участии отдельных видных членов житомирской ОУН в действиях отрядов шуцманншафта (проще говоря – полиции) и об их откровенном коллаборационизме. О том, что один молодой, но достаточно перспективный историк собирается снять документальный фильм о настоящей роли Владимира Медведчука в украинской истории (и тогда книжка опять-таки окажется не нужной, поскольку телевидение имеет большее влияние, нежели печатное слово). Т.е., дело обрастает новыми слухами и новыми фактами...


Похоже на то, что Медведчук выбрал не самый лучший PR-ход. Тем более что еще со сталинских времен известно, что сын за отца не в ответе. Тем более, отец за сына. Даже если допустить, что Владимир Медведчук действительно был выдающимся деятелем ОУН и УПА, не жалел своей крови за Украину и мечтал о независимой Украине, то вряд ли он ныне, на десятом году независимости, порадовался бы, созерцая нынешнюю систему и нынешнюю Украину. Украину, в которой нет ни социальных гарантий, ни демократии, ни – тем более – национализма. Украину, одним из главных лидеров которой является его сын Виктор, а одной из самых влиятельных партий является партия, возглавляемая человеком по фамилии Медведчук.


Можно сколько угодно говорить “халва”, но от этого слаще во рту не станет. Социал-демократы могут сколько угодно эксплуатировать национализм, но от этого Украины в Украине не прибавится.


А в галицких селах, где национализм связан с глубокой набожностью, стоит вспомнить старую евангельскую истину о тех, кто приходит в шкурах овечьих...


Кость Бондаренко


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".