МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Суд присяжних. (Російський досвід)

10/07/2001 | НеДохтор
Цитата:
---------------
...
Возрождение суда присяжных стало главным событием в реформе судебной системы за 1992-1993 гг. Для начала суд присяжных ввели только в 9 регионах (Московской, Рязанской, Саратовской, Ивановской, Ульяновской и Ростовской областях, Ставропольском, Алтайском и Краснодарском краях), где предварительно была проведена большая подготовительная работа.

Предполагалось, что передача права вынесения приговора двенадцати независимым представителям народа приведет к появлению состязательности процесса, ослабит обвинительный уклон, столь характерный для советской неоинквизиционной судебной системы, и продемонстрирует общественности, что правосудие освободилось от политического влияния.

В соответствии с законом присяжным заседателем может стать любой достигший 25 лет, несудимый, дееспособный гражданин из перечисленных регионов России. Из списков кандидатов в присяжные заседатели исключаются по их заявлению сотрудники правоохранительных органов, судьи, военнослужащие, священнослужители, руководители органов государственной власти и их заместители, а также лица, не владеющие языком судопроизводства, люди старше 70 лет, инвалиды либо лица, имеющие физические или психические недостатки, мешающие им понять, что происходит в зале суда. Для всех остальных участие в процессах в качестве присяжного заседателя в течение 10 календарных дней в году - гражданская обязанность.
...

---------------
Читайте повністю:
http://www.fiper.ru/spr/chapter-2-2.html


Також конкретне втілення:
УПК (Глава тридцать пятая)
Суд присяжных общие положения
http://hipp.spb.ru/upk/upk35.htm

Відповіді

  • 2001.10.07 | Мартинюк

    Ще цитата звідти ж. Видно як у Росії загальмували цю реформу суду.

    Результаты работы судов присяжных в 9 регионах России оказались
    обнадеживающими. Хотя процессы в среднем продолжались около 5 дней, что почти
    вдвое больше среднего срока разбирательства аналогичных дел в судах с участием
    народных заседателей, новые правила судопроизводства в значительной степени
    способствовали устранению обвинительного уклона и созданию действительно
    состязательного процесса. В начале 90-х годов областные (краевые) суды оправдывали
    0,5% подсудимых, а присяжные за 1994-1995 гг. вынесли около 15% оправдательных
    вердиктов. По каждому четвертому делу присяжные признавали подсудимых виновными
    в менее тяжких преступлениях по сравнению с теми, которые фигурировали в
    обвинительных заключениях, подписываемых следователем и утверждаемых прокурором,
    а по каждому второму признавали осужденного заслуживающим снисхождения или
    особого снисхождения. Это обязывало судью снизить наказание.

    Любопытно, что критики суда присяжных, которые во время прохождения закона
    через парламент утверждали, будто суды будут в основном оправдывать преступников и
    направлять дела на дополнительное расследование, теперь могли бы, ссылаясь на
    приведенные статистические данные, упрекать присяжных в излишней
    снисходительности, но почему-то этого не делают. Видимо, пришло понимание того, что
    расправный суд и надлежащая правовая процедура - далеко не одно и то же. Суд
    присяжных заставляет судей, прокуроров и адвокатов во многом пересмотреть свои
    взгляды на профессию.

    Прокурор больше не может рассчитывать на то, что судья - его сподвижник по
    борьбе с преступностью - "не заметит" погрешностей предварительного следствия
    (сколько изломанных человеческих судеб стоит за ними) и "вытащит дело" за прокурора.
    Адвокату не имеет смысла "договариваться" с прокурором или судьей, а необходимо
    проявлять профессиональное мастерство. И сам судья начинает понимать: слово "суд"
    происходит не от "осудить", а от "рассудить".

    Осенью 1995 г. в Госдуму был внесен законопроект, который распространял суд
    присяжных еще на 12 субъектов Федерации. Но правительство дало отрицательное
    заключение, ссылаясь на нехватку денег в бюджете. За прошедшие с тех пор годы денег
    так и не нашлось. Вопреки желанию почти 20 субъектов Федерации ввести на своей
    территории суд присяжных география его применения не расширяется.

    Сложилась парадоксальная ситуация: параллельно существуют две системы
    правосудия - неоинквизиционная, принятая в подавляющем большинстве судов общей
    юрисдикции, и состязательная, организованная для нескольких судов с участием
    присяжных заседателей. Состязательное судопроизводство, оказывая положительное
    влияние на обычный уголовный процесс (в частности, созданием прецедентов правового
    решения вопроса о допустимости доказательств), погоды не делает. Оно постепенно
    деградирует в чуждой среде, не становясь правилом, оставаясь исключением. Так и не
    реализованы нормы Конституции, обеспечивающие гражданам защиту от произвольных
    арестов, гарантирующие право обвиняемого предстать перед судом присяжных,
    провозглашающие принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности
    и равноправия сторон.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2001.10.07 | НеДохтор

      Re: хороший приклад, як парламентаризм (Дума чи ВР) може і гальмувати демократію (-)

      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2001.10.08 | Мартинюк

        Це хороший приклад як номенклатура обмежує демократію для власної зручності.

        Видно що в Росії ( рівень еліти якої вищий аніж української) спочатку більш послідовно намагалися впровадити нормальну демократичну систему, в тому числі і її судову складову.

        Однак у 1993 -1994 роках ( як і в Україні) в Росії пройшла повзуча реставрація влади номенклатури. Власне відбувалася не реставрація а утвердження - тому що номенклатури так і не випустила з рук важелів правління. Причиною цього стали почасти неуспішні, а в більшості свідомо руйнівні економічні"реформи", які майже повністю позбавили ідеї демократії підтримки серед голодного населення і і матеріально ображених виборців зокрема.

        Для Росії це проявилося в тому що судова реформа залишилася незакінченою. Цікаво що зараз в Україні просто пробують скопіювати цю російську незакінченість за одним заходом. Те що в Росії виявилося результатом багаторічного протистояння в Україні пробують запозичити як готовий зразок успішного перетравлення західної демократії східною номенклатурою
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2001.10.08 | НеДохтор

          Re: Знову все впирається в те, хто буде в новому парламенті (-)



Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".