Монументальное лицемерие (Про пам'ятник загиблим журналістам)
11/13/2001 | Спостерігач
http://www.obkom.net/const-htm/1311185.php
Монументальное лицемерие
"Пускай нам общим памятником будет построенный в боях"...
Людмила Чайковская [15:59/13.11]
В помещении Национального Союза художников на двухнедельное обозрение общественности выставлены 9 конкурсных проектов на лучший памятный знак погибшим украинским журналистам. Конкурс проводит Киевская городская государственная администрация при участии двух нацсоюзов - журналистов и художников.
Не только живые украинские журналисты, но и вся страна знает, кто, зачем и почему приказал срочно "замазать" эту тему: наобещать журналистам по охраннику, поставить им памятник и, как сообщил вчера Игорь Лубченко - наш бессменный председатель Союза журналистов, уже и книгу высочайше приказано писать "о журналистах, погибших во время исполнения профессионального долга".
Однако разбираться в этом деле, наверное, лучше всего с приглушенными эмоциями. И давайте вместе поищем ответы на некоторые вопросы.
Кому и зачем собираются поставить памятник?
Если памятник - погибшим журналистам, то погибшим где и когда? На фронтах Великой Отечественной или во Вьетнаме, Афганистане, Чечне? Из вчерашних выступлений на презентации проектов и начальник столичного Управления охраны памятников истории, культуры и исторической среды Руслан Кухаренко, и заместитель Киевского городского головы Владимир Ромашко, и глава журналистского Союза Украины Игорь Лубченко в основном говорили о том, что новый памятник должен увековечить "память о людях нелегкой, непростой и мужественной профессии, погибших за право донести слово правды людям". При этом подчеркивалось, что именно в первое десятилетие украинской независимости журналистов погибает все больше.
Тогда следующий вопрос: а гибель кого из наших коллег признана такой, что наступила "во время исполнения профессионального долга"? Большей частью из журналистов делают самоубийц, называют их "случайными жертвами трагических обстоятельств", а то и просто-напросто, как милицейский министр, приравнивают их к "алкашам".
И смотрите, какие поразительные результаты: кто сегодня из рядовых граждан Украины помнит жуткие подробности гибели Вадима Бойко, Петра Шевченко, Марьяны Черной? Кто из здравомыслящих людей - а их все же большинство в Украине - не понимает, почему диковинные для провинции бейсбольные биты, которыми был изуродован и убит Игорь Александров, вкладывают в руки бомжу?!!
Еще больше вопросов возникает даже при первом взгляде на экспонаты, представленные на конкурс. Первое, что бросается в глаза - неумело прикрываемое и, наверное, главное: создавая этот мемориал, власть ставит сверхзадачу - подняться еще хотя бы на одну ступень обезличивания своего народа.
Имена авторов всех до единого проектов тщательно скрываются. Нас убеждают в том, что неизвестны они даже членам жюри. Проявление ли это демократии, как утверждают организаторы? Очень сомневаюсь. Потому что, глядя на представленные экспонаты, хотелось бы сразу и авторам задать несколько вопросов. Во-первых, кто или что подвигнуло их взяться за эту тему? Впрочем, большинство скульпторов сразу же указало на денежный эквивалент воплощения своей идеи.
Следующий вопрос, который очень хотелось бы задать всем авторам: кто конкретно из погибших журналистов стал прообразом этих архитектурных изысков?
Увиденное в Доме художника описанию, в общем-то поддается. "Икарам свободного пера" (почему-то названная именно так композиция) - это человек с распростертыми крыльями, находящийся почему-то в горизонтальном положении. Другой автор погибшего - опять-таки! - за свободу слова журналиста представил себе в образе Геракла (?). Причем античный Геракл - с луком и стрелой "продуман" до мельчайших подробностей: лук - воплощение "бесконечных записей, пленок и т.д.", стрела - "выпущенное слово журналиста".
Есть и более абстрактные композиции. Например, красно-черная стела с пояснением: "Червоне - це любов, а чорне - то журба". Но чтоб было понятнее - посередине вмонтировано перо от наливной авторучки. Тоже - как символ. А есть и просто - перо. Без стелы, но опять-таки стилизованное под авторучку 50-60-х годов. Другой автор, наверняка, следовал словам песни: "С лейкой и блокнотом...", а еще один скульптор вспомнил про колокол, который по ком-то звонит... А еще есть среди проектов торчащая из земли правая рука. С пояснением, что когда нашли таращанское тело - сначала увидели именно руку. В архитектурной композиции предложено в руку вставить флажок с надписью "За правду". А вокруг - колючая проволока... Не обошлось и без распятого на кресте "Слова".
Самый незатейливый, на мой взгляд, проект - записная книжка, пробитая пулями. Так раньше часто изображали прошитые фашистскими автоматами комсомольские билеты. Одним словом, в обобщенном образе скульпторов-архитекторов, привлеченных на конкурс, как говорили классики, "сразу видно человека из раньшего времени".
Уже в первый день выставки, еще до официального открытия экспозиции, в Доме художника побывало немало и газетчиков, и телевизионщиков. И случилось так, что едва ли не самым популярным экспонатом здесь стала... книга отзывов. Приходите в Дом художника. Посмотрите на эти экспонаты. И почитайте записи в книге отзывов. Не пожалеете. Лично я в этой книге написала о том, что разгоревшаяся, как поведал Лубченко, дискуссия о месте расположения памятника - вообще глупа и бессмысленна. Известно, что по замыслу организаторов конкурса было принято решение об установлении памятника погибшим журналистам возле здания УНИАН. Но потом "начали поступать предложения о целесообразности размещения памятника возле института журналистики". По мнению некоторых организаторов, "В УНИАН ходят одни и те же люди на одни и те же пресс-конференции".
Кстати, организаторы конкурса обещают учесть при подсчете голосов все, что будет записано в книге отзывов. И даже снизойдут до того, что проект, набравший большинство голосов от общественности, получит дополнительный голос. А всего в жюри будет 15 членов.
Произведем еще одно арифметическое действие. Если представить, что в Доме художников перебывают все журналисты Украины, их родные, близкие, друзья, просто - все те, кто придет сюда и отметится в книге отзывов (а вдруг мы все сойдемся во мнении, что все проекты - бред?), то можно со стопроцентной уверенностью сказать: решение будет таким, каким оно "должно быть".
Монументальное лицемерие
"Пускай нам общим памятником будет построенный в боях"...
Людмила Чайковская [15:59/13.11]
В помещении Национального Союза художников на двухнедельное обозрение общественности выставлены 9 конкурсных проектов на лучший памятный знак погибшим украинским журналистам. Конкурс проводит Киевская городская государственная администрация при участии двух нацсоюзов - журналистов и художников.
Не только живые украинские журналисты, но и вся страна знает, кто, зачем и почему приказал срочно "замазать" эту тему: наобещать журналистам по охраннику, поставить им памятник и, как сообщил вчера Игорь Лубченко - наш бессменный председатель Союза журналистов, уже и книгу высочайше приказано писать "о журналистах, погибших во время исполнения профессионального долга".
Однако разбираться в этом деле, наверное, лучше всего с приглушенными эмоциями. И давайте вместе поищем ответы на некоторые вопросы.
Кому и зачем собираются поставить памятник?
Если памятник - погибшим журналистам, то погибшим где и когда? На фронтах Великой Отечественной или во Вьетнаме, Афганистане, Чечне? Из вчерашних выступлений на презентации проектов и начальник столичного Управления охраны памятников истории, культуры и исторической среды Руслан Кухаренко, и заместитель Киевского городского головы Владимир Ромашко, и глава журналистского Союза Украины Игорь Лубченко в основном говорили о том, что новый памятник должен увековечить "память о людях нелегкой, непростой и мужественной профессии, погибших за право донести слово правды людям". При этом подчеркивалось, что именно в первое десятилетие украинской независимости журналистов погибает все больше.
Тогда следующий вопрос: а гибель кого из наших коллег признана такой, что наступила "во время исполнения профессионального долга"? Большей частью из журналистов делают самоубийц, называют их "случайными жертвами трагических обстоятельств", а то и просто-напросто, как милицейский министр, приравнивают их к "алкашам".
И смотрите, какие поразительные результаты: кто сегодня из рядовых граждан Украины помнит жуткие подробности гибели Вадима Бойко, Петра Шевченко, Марьяны Черной? Кто из здравомыслящих людей - а их все же большинство в Украине - не понимает, почему диковинные для провинции бейсбольные биты, которыми был изуродован и убит Игорь Александров, вкладывают в руки бомжу?!!
Еще больше вопросов возникает даже при первом взгляде на экспонаты, представленные на конкурс. Первое, что бросается в глаза - неумело прикрываемое и, наверное, главное: создавая этот мемориал, власть ставит сверхзадачу - подняться еще хотя бы на одну ступень обезличивания своего народа.
Имена авторов всех до единого проектов тщательно скрываются. Нас убеждают в том, что неизвестны они даже членам жюри. Проявление ли это демократии, как утверждают организаторы? Очень сомневаюсь. Потому что, глядя на представленные экспонаты, хотелось бы сразу и авторам задать несколько вопросов. Во-первых, кто или что подвигнуло их взяться за эту тему? Впрочем, большинство скульпторов сразу же указало на денежный эквивалент воплощения своей идеи.
Следующий вопрос, который очень хотелось бы задать всем авторам: кто конкретно из погибших журналистов стал прообразом этих архитектурных изысков?
Увиденное в Доме художника описанию, в общем-то поддается. "Икарам свободного пера" (почему-то названная именно так композиция) - это человек с распростертыми крыльями, находящийся почему-то в горизонтальном положении. Другой автор погибшего - опять-таки! - за свободу слова журналиста представил себе в образе Геракла (?). Причем античный Геракл - с луком и стрелой "продуман" до мельчайших подробностей: лук - воплощение "бесконечных записей, пленок и т.д.", стрела - "выпущенное слово журналиста".
Есть и более абстрактные композиции. Например, красно-черная стела с пояснением: "Червоне - це любов, а чорне - то журба". Но чтоб было понятнее - посередине вмонтировано перо от наливной авторучки. Тоже - как символ. А есть и просто - перо. Без стелы, но опять-таки стилизованное под авторучку 50-60-х годов. Другой автор, наверняка, следовал словам песни: "С лейкой и блокнотом...", а еще один скульптор вспомнил про колокол, который по ком-то звонит... А еще есть среди проектов торчащая из земли правая рука. С пояснением, что когда нашли таращанское тело - сначала увидели именно руку. В архитектурной композиции предложено в руку вставить флажок с надписью "За правду". А вокруг - колючая проволока... Не обошлось и без распятого на кресте "Слова".
Самый незатейливый, на мой взгляд, проект - записная книжка, пробитая пулями. Так раньше часто изображали прошитые фашистскими автоматами комсомольские билеты. Одним словом, в обобщенном образе скульпторов-архитекторов, привлеченных на конкурс, как говорили классики, "сразу видно человека из раньшего времени".
Уже в первый день выставки, еще до официального открытия экспозиции, в Доме художника побывало немало и газетчиков, и телевизионщиков. И случилось так, что едва ли не самым популярным экспонатом здесь стала... книга отзывов. Приходите в Дом художника. Посмотрите на эти экспонаты. И почитайте записи в книге отзывов. Не пожалеете. Лично я в этой книге написала о том, что разгоревшаяся, как поведал Лубченко, дискуссия о месте расположения памятника - вообще глупа и бессмысленна. Известно, что по замыслу организаторов конкурса было принято решение об установлении памятника погибшим журналистам возле здания УНИАН. Но потом "начали поступать предложения о целесообразности размещения памятника возле института журналистики". По мнению некоторых организаторов, "В УНИАН ходят одни и те же люди на одни и те же пресс-конференции".
Кстати, организаторы конкурса обещают учесть при подсчете голосов все, что будет записано в книге отзывов. И даже снизойдут до того, что проект, набравший большинство голосов от общественности, получит дополнительный голос. А всего в жюри будет 15 членов.
Произведем еще одно арифметическое действие. Если представить, что в Доме художников перебывают все журналисты Украины, их родные, близкие, друзья, просто - все те, кто придет сюда и отметится в книге отзывов (а вдруг мы все сойдемся во мнении, что все проекты - бред?), то можно со стопроцентной уверенностью сказать: решение будет таким, каким оно "должно быть".
Відповіді
2001.11.14 | SG
Спостерігачу, а чи є веб сайт "облісполком"?? Яка там інформація є?