МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

БРАЧНЫЙ ПЕРИОД УКРАИНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

11/22/2001 | Макс

http://www.expert.org.ua/2001/11/22/011122a3.shtml

22/11/2001, Алексей Рубриков, Эксперт-центр

Накануне выборов в Украине тяжелее всех живется депутатам, легче всех - журналистам. Собственно, только в столь короткий промежуток времени журналист едва ли не самый материально обеспеченный гражданин страны: в нем нуждаются, его лелеют и оберегают, в конце концов, ему хорошо платят. Правда, если раньше счастье это длилось полгода, то согласно новому законодательству предвыборная агитационная кампания продолжается всего квартал. Кроме того, рано или поздно предвыборной гонке настает конец, деньги у журналиста заканчиваются, и ощущения собственной материальной независимости исчезает также быстро, как и ощущение собственной полезности кому-нибудь. Ведь мифы о том, что журналист нужен людям давно в прошлом - "писака" остался нужен депутату и то, только в "брачный" период.

- Почему в Украине не выпускают туалетную бумагу с картинками?

- Как это не выпускают, а газеты?

Все эти грустные мысли о скором безденежье современных отечественных публицистов, натолкнули меня на вопрос несколько другого характера. Стало интересно, какие газеты Украины являются самыми дорогими и сколько они стоят?

Интересно, что все достижения украинской независимости, от разрешения банальных социальных проблем до крупных экономических свершений (?), сравниваются всегда с неудачами в тех же направлениях нашего восточного соседа. В тоже время, если оказывается, что неудачи бывают и у нас, их принято сравнивать с успехами соседа западного (то есть - Польши). Отходить от традиции глупо и неприлично.

Сразу вспоминается относительно недавняя информация, промелькнувшая в "Мировых дискуссиях", о том, что рыночная капитализация польской компании Аgora, издающей "Gazeta Wyborcza", самую тиражную ежедневную газету Польши, в прошлом году превысила $1 млрд.

Численность населения нашей страны больше, чем в Польше, на одну треть, наши страны одновременно начали реформы, стартовый уровень науки, техники и экономики в Украине во многих сферах был выше. Но Украина отстает по всем направлениям. О причинах писалось много и часто неправильно - это тема других словопрений.

Итак, сегодня стоимость издательских компаний, газет, журналов, интернет-проектов в Украине на три порядка ниже. Подавляющее большинство изданий можно купить за сумму менее одного $ 0,5 миллиона. Есть несколько брендов, стоящих по $1-3 миллиона. Существует издательство "Блиц-Информ", выпускающее еженедельник "Бизнес", которое можно оценить в $ 5-10 млн. Согласитесь, что все это намного меньше миллиарда.

Я не хочу думать, что такая ситуация - следствие отставания экономики, т.к. из-за этой причины перепад цен на польские и украинские издательские дома и компании был бы намного меньше. Скорее экономика страны буксует из-за малой предпринимательской активности в производстве и распространении деловой информации, отсутствия масштабных и влиятельных общегражданских СМИ.

Бедой является заблуждение наших учредителей и издателей - владельцев СМИ, что для их раскрутки и существования нужны малые деньги. Давно прошла та пора, когда газета "Бизнес" начиналась с двух комнат. Сегодня для осуществления издательского проекта, который через год выйдет на самоокупаемость, а через три года начнет приносить существенную прибыль, нужно в условиях конкуренции вложить $3-5 млн.

В Украине наоборот: СМИ создаются исключительно под выборы и коммерческая основа не превалирует над идеологической. В итоге - масса нищих убыточных изданий, где работают полуголодные журналисты и редакторы для потехи владельцев, которые хвастаются ими перед женами и тещами. Еще больше владельцев цепляются за издания, приносящие им убытки, чтобы повысить и поддерживать свою значимость в бизнесе и политике.

Убыточные СМИ, цена которых на европейском рынке - ноль, создаются для поддержки партий и блоков. Для отечественных читателей это лучше, чем ничего. Просто для того, чтобы узнать что-то такое, надо посмотреть десять газет: левых, центристских и правых.

Но напомню, мы говорим о деньгах, а не об их полном или частичном отсутствие. Издательский бизнес может приносить большие прибыли, если к нему относиться серьезно. Он же может породить только хлопоты, если все делать легкомысленно. Рассмотрим пример с газетой "КоммерсантЪ", находящаяся под "попечительством" крупнейшего российского медиа-монстра ИД "КоммерсантЪ". На рынке серьезных СМИ у газеты нет конкурентов в России, за исключением, пожалуй, стремительно прогрессирующих "Ведомостей", во главе с 20-летним редактором (важно не то, сколько тебе лет, а то, стоят ли твои идеи дороже той суммы, которую тебе за них платят).

Так вот, за время своего присутствия на медиа-рынке России "КоммерсантЪ" сменил целый ряд владельцев, но с приходом кого-то нового, политика издания оставалась неизменной - деньги. Ныне это бренд оценивается от $ 1 дo $ 2, 5 млрд. московский "КоммерсантЪ" прижился и выходит отдельным выпуском в Санкт-Петербурге, Франкфурте-на-Майне и т. д., не прижился только у нас в Украине, пробыв на рынке отечественных СМИ около года, бесславно обанкротившись в сентябре-2001.

Но виной тому отнюдь не ужасный экономический климат в стране, а бездарность украинского руководства, поставленного во главе "КоммерсантЪ-Украина". И вовсе неудивительно, что теперь москвичи не спешат возвращаться на украинский медиа-рынок.

Теперь о тиражах. Как известно, право на существование имеют печатные СМИ, имеющие как малое, так и большое количество экземпляров. Проблема здесь в том, что редакции часто указывают в выходных данных значительно завышенные показатели. Поэтому, если какой-либо рекламодатель подаст в суд на газету с требованием вернуть деньги за опубликованную рекламу из-за обмана с тиражом, и суд поддержит его, это создаст катастрофический прецедент. Другие фирмы также потребуют у многих изданий вернуть им деньги - и эти издания будут разорены. Поэтому "лучше быть бедным, но честным", то есть правильно указывать тираж. Правда, только в том случае, если рекламодатель действительно существует, т. к. зачастую реклама в отечественных СМИ (больше касается печатной продукции) или бартерная (в лучшем случае), или реклама предприятий, принадлежащих шефу издания.

Депутаты и чиновники, говоря о газетах, называют их число и тираж. Они не понимают, что есть третья, не менее важная составляющая - объем издания. Дело в том, что украинские газеты худы, многие состоят из 2-10 листов, большинство из 2-4 листов и лишь единицы имеют объем свыше 40. В развитых же странах большинство газет - свыше 40 листов. То есть наши газеты по объему похожи на стенгазеты. Они пригодны для лозунгов, но в них нет места ни для серьезных рассуждений, ни для полезной информации. Поэтому стоимость торговых марок наших газет мала.

Но меньше пессимизма! На самом деле, дела украинской периодики и СМИ в целом обстоят не так ужасно, как это первоначально может показаться. Из любой ямы есть способ достойно выползти. У нас их даже два: первый - изменить законодательства, участивши президентские и парламентские выборы, и второй - учиться зарабатывать на информации. В мире, например, уже давно понял, что это - продукт, цена за который никогда не упадет.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".