Роберт Фиск: О ЖИЗНИ МУЛЛЫ ОМАРА
12/08/2001 | К.Л.М.
Впервые на форуме УП
http://www.pravda.com.ua/forum/read.php?f=1&i=69668&t=69668
К.Л.М.
ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ ДЕРЕВЕНСКОГО СВЯЩЕННИКА, БОРОВШЕГОСЯ С "ПРЕСТУПНИКАМИ И ПРЕДАТЕЛЯМИ"
7-го декабря 2001-го
Роберт Фиск (Robert Fisk)
перевел К.Л.М. (mumu_999@hotmail.com)
С точки зрения Запада сдача Кандагара Муллой Мохаммедом Омаром символизирует конец военизированного Ислама в Афганистане.
Его собственные взлет и падение, от деревенского священника до правителя наиболее закрытого государства в мире, и обратно в глинобитный дом заняли всего пять лет. Сначала вынужденная, потом подпитанная амбициями деревенского парнишки, его карьера рассказывает в миниатюре историю взлета и падения самого непримиримого исламского движения.
Был ли Мулла Омар, защитник Осамы бин Ладена, его мусульманским братом на мусульманской земле, как заявлял он сам ? Или, быть может, получивший хорошее образование, бин Ладен расширил кругозор скромного священника из Ноуди (Noudi), рассказав ему, что коррупция, с которой Омар боролся в Афганистане, существовала (и зародилась) в Западном мире, который поддерживал, а потом c легкостью бросил моджахедов, после того как война с СССР закончилась ?
Журналисты обычно пишут об Омаре как о "теневой", "скрытной" личности, несмотря на то, что о духовном лидере Талибана известно довольно многое.
Он не притворялся мессией и не был зазнавшимся служителем культа. Пуштуны уважают Муллу Омара не только за его честность, но и за смелость, проявленную им, когда он рос в грязи и нищете в провинции рядом с Кандагаром, будучи школьным учителем и анти-советским партизаном.
Он потерял свой глаз в войне с СССР, но продолжил сражаться с коммунистическим режимом Наджибуллы, оставшимся в Афганистане после вывода советских войск. Он воевал обычшым бойцом в бригаде Юниса Хали партии Хизб ал Ислам (Hizb al Islam), и был ранен 4 раза.
Мухаммед Омар родился в 1959-м в маленькой деревне Ноуди близ Кандагара, в семье бедного крестьянина пуштунского племени Хутак (Houtak), его отец умер после того как семья переехала в Таринкет в провинции Ароузаган, оставив Омара, еще мальчишку, заботиться о семье. Для этого он открыл школу недалеко от мечети Сангсаар, где молился. Он так и не закончил своего образования, оставшись муллой (в отличие от амавлави -- звания получаемого выпускниками религиозных колледжей).
Вокруг него Афганистан распадался, царила анархия. Пуштуны, Таджики, Узбеки и Хазары воевали друг с другом, в то время как Северный Альянс (сегодняшние наши "союзники" в "войне за цивилизацию") занимались насилием и грабежом в Кабуле. Мулла Омар называл их "бандитами и изменниками, продавшими свою страну иностранным колонизаторам". Это-же он сказал бы и сегодня.
Убийства и насилие над женщинами и детьми в Кандагаре разгневали молодого священника. Торговля опиумом разлагала мораль в городе.
Первая миссия (в которой он принял активное участие, и которая, впоследствии, заложила основу Талибана) последовала за похищением двух девочек-подростков, которым побрили головы и совершили групповое надругательство в казармах местного бандитского авторитета. С 30-ю своими студентами и 16-ю винтовками он спас девчонок и повесил одного из насильников на стволе танка.
Слава о нем дошла до пакистанских религиозных школ Мавлана Фадлурахмана (Mawlana Fadlurahman), который возглавлял Джамиат Уллама Ислами (Товарищество Исламских Ученых) и был союзником Беназир Бхутто, бывшей в то время премьер-министром Пакистана. В 1996-м, количество сторонников Талибана росло с каждым днем, и провинции покорялись протекторату молодых (некоторым из них было только 14 лет) защитников закона, которые последовали за относительно молодым (в то время 37-ми летним) священником.
Но сам он оставался стеснительным, и уединенным человеком, посвящая часы в общению с богом на своем коврике для молитв. Священник, который вначале проявил себя как реформатор, но, когда Талибан захватил большую часть Афганистана, принявший экстремисткую версию суннитского религиозного учения Ханафи (Hanafi), веря, что обязанностью мусульманина является построение идеального общества, которое, как он верил, существовало во времена Пророка. Развлечения, общественная роль женщин, отвлекающий от дел отдых, все это предстояло стереть. Буквальная интерпретация Корана, где говорится что борода мужчины должна быть не короче двух кулаков, неожиданно стала доминировать над Афганистаном. Вместо планирования будущего страны, восстановления экономики самого разбомбленного в мире государства, где установлено около 20-ти миллионов мин, непроходимы дороги, разрушены мосты и водохранилища -- он считал индивидуальную и групповую мораль главной целью человеческого общества.
Потому Министерство Подавления Греха и Поощрения Добродетели было загружено работой гораздо сильнее чем министерства экономики и обороны. Наказания стали учебным процессом, и приобрели особую жестокость.
Никто не знает наверняка -- каким образом формировались отношения между Муллой Омаром и Осамой бин Ладеном. Последний приехал вскоре после победы Талибана в 1996-м, и в последующие годы, политические заявления Талибана приобретали (хоть уже и имели) все большую анти-Западную и анти-Американскую окраску.
Война бин Ладена "против Крестоносцев и евреев", возможно и не поддерживалась Омаром, однако его желание победить "отступников ислама", находившихся у власти в про-американских режимах Аравийского полуострова, могли резонировать с ранней кампанией Омара против "бандитов и отступников" в Афганистане.
Теперь, когда "отступники" стоят у ворот Кандагара, его ранние обвинения в том что они продали себя "иностранным колонизаторам" могут казаться Мулле Омару пророчеством. Еще 24-го сентября он заявил, что выдача бин Ладена "будет означать, что мы больше не Мусульмане и Ислам мертв".
Сейчас, Мулла Омар, по сообщениям, находится в городе, который он сам возвеличил, однако, его Талибан выглядит практически мертвым. Если, конечно, он не решит сдержать слово и бороться "до последнего дыхания" (как он говорит) против американцев и "предателей" из Северного Альянса.
http://www.pravda.com.ua/forum/read.php?f=1&i=69668&t=69668
К.Л.М.
ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ ДЕРЕВЕНСКОГО СВЯЩЕННИКА, БОРОВШЕГОСЯ С "ПРЕСТУПНИКАМИ И ПРЕДАТЕЛЯМИ"
7-го декабря 2001-го
Роберт Фиск (Robert Fisk)
перевел К.Л.М. (mumu_999@hotmail.com)
С точки зрения Запада сдача Кандагара Муллой Мохаммедом Омаром символизирует конец военизированного Ислама в Афганистане.
Его собственные взлет и падение, от деревенского священника до правителя наиболее закрытого государства в мире, и обратно в глинобитный дом заняли всего пять лет. Сначала вынужденная, потом подпитанная амбициями деревенского парнишки, его карьера рассказывает в миниатюре историю взлета и падения самого непримиримого исламского движения.
Был ли Мулла Омар, защитник Осамы бин Ладена, его мусульманским братом на мусульманской земле, как заявлял он сам ? Или, быть может, получивший хорошее образование, бин Ладен расширил кругозор скромного священника из Ноуди (Noudi), рассказав ему, что коррупция, с которой Омар боролся в Афганистане, существовала (и зародилась) в Западном мире, который поддерживал, а потом c легкостью бросил моджахедов, после того как война с СССР закончилась ?
Журналисты обычно пишут об Омаре как о "теневой", "скрытной" личности, несмотря на то, что о духовном лидере Талибана известно довольно многое.
Он не притворялся мессией и не был зазнавшимся служителем культа. Пуштуны уважают Муллу Омара не только за его честность, но и за смелость, проявленную им, когда он рос в грязи и нищете в провинции рядом с Кандагаром, будучи школьным учителем и анти-советским партизаном.
Он потерял свой глаз в войне с СССР, но продолжил сражаться с коммунистическим режимом Наджибуллы, оставшимся в Афганистане после вывода советских войск. Он воевал обычшым бойцом в бригаде Юниса Хали партии Хизб ал Ислам (Hizb al Islam), и был ранен 4 раза.
Мухаммед Омар родился в 1959-м в маленькой деревне Ноуди близ Кандагара, в семье бедного крестьянина пуштунского племени Хутак (Houtak), его отец умер после того как семья переехала в Таринкет в провинции Ароузаган, оставив Омара, еще мальчишку, заботиться о семье. Для этого он открыл школу недалеко от мечети Сангсаар, где молился. Он так и не закончил своего образования, оставшись муллой (в отличие от амавлави -- звания получаемого выпускниками религиозных колледжей).
Вокруг него Афганистан распадался, царила анархия. Пуштуны, Таджики, Узбеки и Хазары воевали друг с другом, в то время как Северный Альянс (сегодняшние наши "союзники" в "войне за цивилизацию") занимались насилием и грабежом в Кабуле. Мулла Омар называл их "бандитами и изменниками, продавшими свою страну иностранным колонизаторам". Это-же он сказал бы и сегодня.
Убийства и насилие над женщинами и детьми в Кандагаре разгневали молодого священника. Торговля опиумом разлагала мораль в городе.
Первая миссия (в которой он принял активное участие, и которая, впоследствии, заложила основу Талибана) последовала за похищением двух девочек-подростков, которым побрили головы и совершили групповое надругательство в казармах местного бандитского авторитета. С 30-ю своими студентами и 16-ю винтовками он спас девчонок и повесил одного из насильников на стволе танка.
Слава о нем дошла до пакистанских религиозных школ Мавлана Фадлурахмана (Mawlana Fadlurahman), который возглавлял Джамиат Уллама Ислами (Товарищество Исламских Ученых) и был союзником Беназир Бхутто, бывшей в то время премьер-министром Пакистана. В 1996-м, количество сторонников Талибана росло с каждым днем, и провинции покорялись протекторату молодых (некоторым из них было только 14 лет) защитников закона, которые последовали за относительно молодым (в то время 37-ми летним) священником.
Но сам он оставался стеснительным, и уединенным человеком, посвящая часы в общению с богом на своем коврике для молитв. Священник, который вначале проявил себя как реформатор, но, когда Талибан захватил большую часть Афганистана, принявший экстремисткую версию суннитского религиозного учения Ханафи (Hanafi), веря, что обязанностью мусульманина является построение идеального общества, которое, как он верил, существовало во времена Пророка. Развлечения, общественная роль женщин, отвлекающий от дел отдых, все это предстояло стереть. Буквальная интерпретация Корана, где говорится что борода мужчины должна быть не короче двух кулаков, неожиданно стала доминировать над Афганистаном. Вместо планирования будущего страны, восстановления экономики самого разбомбленного в мире государства, где установлено около 20-ти миллионов мин, непроходимы дороги, разрушены мосты и водохранилища -- он считал индивидуальную и групповую мораль главной целью человеческого общества.
Потому Министерство Подавления Греха и Поощрения Добродетели было загружено работой гораздо сильнее чем министерства экономики и обороны. Наказания стали учебным процессом, и приобрели особую жестокость.
Никто не знает наверняка -- каким образом формировались отношения между Муллой Омаром и Осамой бин Ладеном. Последний приехал вскоре после победы Талибана в 1996-м, и в последующие годы, политические заявления Талибана приобретали (хоть уже и имели) все большую анти-Западную и анти-Американскую окраску.
Война бин Ладена "против Крестоносцев и евреев", возможно и не поддерживалась Омаром, однако его желание победить "отступников ислама", находившихся у власти в про-американских режимах Аравийского полуострова, могли резонировать с ранней кампанией Омара против "бандитов и отступников" в Афганистане.
Теперь, когда "отступники" стоят у ворот Кандагара, его ранние обвинения в том что они продали себя "иностранным колонизаторам" могут казаться Мулле Омару пророчеством. Еще 24-го сентября он заявил, что выдача бин Ладена "будет означать, что мы больше не Мусульмане и Ислам мертв".
Сейчас, Мулла Омар, по сообщениям, находится в городе, который он сам возвеличил, однако, его Талибан выглядит практически мертвым. Если, конечно, он не решит сдержать слово и бороться "до последнего дыхания" (как он говорит) против американцев и "предателей" из Северного Альянса.
Відповіді
2001.12.09 | Augusto
Не боротиметься, Кандагар здався (а мула Омар тепер поклявся хов
Казки не існують навіть на Cxоді (шкода звичайно).2001.12.09 | К.Л.М.
Это да, однако,
Советские войска тоже легко оккупировали города... Не в городах базируется Афганское сопротивление, так что с Омаром пока еще не все ясно...К тому-же, мне кажется, что статья содержит массу поучительных моментов безотносительно к американской агрессии.
К.Л.М.
2001.12.09 | Augusto
І в кішлаках муджахеди вирощували ракети Стінгер і мотиками вико
К.Л.М. писав(ла):> Советские войска тоже легко оккупировали города... Не в городах базируется Афганское сопротивление, так что с Омаром пока еще не все ясно...
Так вони і перемогли Савєцькій Сайуз - закидали постолами!
Дві цитати:
"Я тебе породив, я тебе і вбью..." з книги Н.Гоголя "Пригоди резидента ЦРУ та О.бін Ладена в горах Афганістану"
"Я покоряю города с істошним воплєм ідіота,
мнє нравітся моя работа,
горі-горі мая звєзда!"
Акваріум "Строєвая пєсня"
2001.12.09 | Patriot
Re: І в кішлаках муджахеди вирощували ракети Стінгер і мотиками
Стінгери чи щось подібне можна вирощувати і в Багдаді в Лівії і в Україні з рештою були б гроші.А ще є Корея :-)
2001.12.09 | Augusto
Не дай Боже гратися комусь в такі ігри!
Невже ще сумнівний досвід тов. Осами комісара бін Ладена та його дружка мули М. Омара не дійшов до голови? А ось Q-чмо коли йому кажуть "Дурень, стрибай!" відповідає "А як високо?"2001.12.09 | Patriot
Ось тут ви шановний і помиляєтесь :-)
Справжня війна для американців тільки почалася та й не тільки для них. Союзники вже гризуться міжсобою і так буде завжди поки Афганістан не розпадеться на національні держави, де кожен і буде собі керувати http://svit21.narod.ruВ Афгані багато вже хто був і багато хто "перемагав", а потім з ганьбою тікав звідти
2001.12.09 | Augusto
Для найобдарованих: Північний Альянс складається з а-ф-г-а-н-ц-і
Кандагар зданий протиталібанським а-ф-г-а-н-ц-я-м, афганцям, мулу Мухамеда Омара і тов. Осаму комісара бін Ладена ловлять а-ф-г-а-н-ц-і, афганці, а ось тов. Осама комісар бін Ладен НЕ афганець і його Аль-Каїда складаєтся переважно з іноземців НЕ афганців, то мабуть саме їм з ганьбою і тікати на цей раз.2001.12.09 | Patriot
Re: Для найобдарованих: Північний Альянс складається з а-ф-г-а-н
http://svit21.narod.ru/Asia4.htmlЧитайте і новини також поточні і бажано не тільки від CNN
2001.12.09 | Augusto
А що на .ру Талібан виграв війну?:)) (-)
2001.12.09 | Patriot
Re: А що на .ру Талібан виграв війну?:)) (-)
taqm vin jiji ne mozhe vyhraty, bo ru pidtrymuye inshu storonu,2001.12.09 | Patriot
Для найобдарованих: Північний Альянс складається з а-ф-г-а-н-ц-
2001.12.09 | Augusto
Спасибі, ніколи на .ру не ходів і відчуваю себе добре!
Це не те .ру, що всі свої війни програло? Самі йдіть на .ру!"Коли в Афганістані майже всі чоловіки вже голіли прописані мулою Омаром бороди довжиною в один кулак, Patriot вирішив собі виростити на підтримку Тaлібана бороду довжиною в один слоїк Coca-Colи".
P.S.Ті "знавці" квохтали вже про революції на підтримку Аль-Каїди всюди де завгодно, бла-бла, Сови плачуть про свою ганьбу, як так, еСеСеСеСеСеСеС-Ер загинув, а чому ж інші живі?
2001.12.09 | Patriot
Все таки сходіть. Сторінка там не російська, а написана українсь
Чи ви як той, що не знаюі не хочу знати.Не бачив і не хочу бачити, але судити про це буду.
Все таки сходіть, а потім про "афганців поговоримою"
2001.12.09 | Augusto
Я якось більше афганістанським афганцям довіряю(+)
і українським українцям!2001.12.09 | Patriot
Re: Я якось більше афганістанським афганцям довіряю(+)
vybachayus' za latynku.ale mozhe vy vse taky zrozumijete, scho afhanziv, yak chohos' yedynoho nema, ye tadzhyky, hazarejzi, uzbeky, nurijzi., yaki zaraz vzhe mizh soboyu voyuyut' na rujinah kolyshnyoho rezhymu. Znayete chomu pryjshov Taliban do vlady; bo "afhanzi" ne zmohly vladu podilyty. A mene vy yakym ukrajinzem vvazhayete, kytajs'kym chy yak? Ya ne duzhe zrozumiv frazu pro ukrajinziv.
V afhani problema taka, scho tam vojuvatynut' poky kozhna z nazij znovu ne kontrolyuvatyme svoyu terytoriju, i rozvyvatymut' svoju kul'turu. Vony vzhe vojujut' Kandahar podilenyj na try chastyny. A u talibani, ne til'ky araby, tam sche j duzhe velyka chastyna "afhanziv". Poyasnit' meni chomu Pivnichnyj al'yans ne mih bez Ameryky ta Rosiji nichoho zrobyty? A todi i pohovorymo
2001.12.10 | Augusto
А на .ру, це взагалі якесь "загублене коліно" афганців, мабуть?
Patriot писав(ла):>A u talibani, ne til'ky araby, tam sche j duzhe velyka chastyna "afhanziv".
Продалися іноземцям? Бо як не викручуй, а араби і чеченці є іноземцями в Афганістані. І сам О.бін Ладен - іноземець і більшість його посіпак - іноземці. Вони тільки їздять всюди і хочуть людей вбивати.
2001.12.11 | Patriot
Re: А на .ру, це взагалі якесь "загублене коліно" афганців, мабу
Як ви не розумієте, що нема такого народу афганців. Є пуштуни, хазарейці, таджики і так далі. І війна там буде, поки вони не створять свої національні автономні держави.Вони вже не можуть поділити владу. Щодо ру то там досить багато сторінок і по істрії України, написаних українською і українцями, як той лінк про який я вам писав, це електронна копія виданої книжки, яку видали українці у Тернополі.
А на ру вони(сторінки) розміщені з тої простої причини, що український інтернет поки що не надає нормального хостингу, а із зарубіжних хостів сторінка завантажується дуже повільно. От і все. Проблема в іншому, що війна насправді тільки почалася.
2001.12.11 | Augusto
Ви за доброю традицією змішуєте народ з чимось іншим!
Бо всі громадяне держави є народом.Але арабів, росіян і інших нема ні серед народу, ні серед аутохтонних національно-культурних груп.
2001.12.11 | Patriot
Виходячи з ваших тверджень - радянці - це також народ? (-)
2001.12.11 | Augusto
А може бути.
Але хто ж такі ці "радянці"?2001.12.10 | Абу
Re: Роберт Фиск: О ЖИЗНИ МУЛЛЫ ОМАРА
> ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ ДЕРЕВЕНСКОГО СВЯЩЕННИКА, БОРОВШЕГОСЯ С "ПРЕСТУПНИКАМИ И ПРЕДАТЕЛЯМИ">
> 7-го декабря 2001-го
>
> Роберт Фиск (Robert Fisk)
> перевел К.Л.М. (mumu_999@hotmail.com)
коврике для молитв. Священник, который вначале проявил себя как реформатор, но, когда Талибан захватил большую часть Афганистана, принявший экстремисткую версию суннитского религиозного учения Ханафи (Hanafi), веря, что обязанностью мусульманина является построение идеального общества, которое, как он верил, существовало во времена Пророка.
-----------------------------------------------
я звичайно вибачаюся, але п. Фіск вважається крутим спеціалістом... проблема що там таких повно.... спеціалістів...
Ханафія - один з 4 основних мазгабів ісламу. найбільш розповсюджений на переферії ісламського світу, зокрема в Україні і всьому формер сов*єт юніон. вважається найбільш терпимим і поміркованим, широко інкорпорує місцеві традиційні обрядові звичаї.
згадка про ханафію в такому контексті рівнозначні пасажам а ля "пан Крутояйченко - етнічний українець, а ці українці відомі юдофоби і погромщики"
2001.12.10 | Augusto
А це ще нічого, ось на Заході взагалі спочатку вважали, що "Мулл
Це потім "докопали", що він - Мохамед. Також внаслідок здорової параної змішують все в купу - найекстремальний вахабізм з симпатичним суннізмом (ось Турки - сунніти), тощо.2001.12.11 | К.Л.М.
Ничего они там подобного не считали ! Мулла -- как звание, научн
.2001.12.11 | Augusto
Ага, а зараз правила правопису змінилися раптово!
Бо стало мулла М.Омар, Професоре!2001.12.11 | К.Л.М.
Да у них там полные разброд и шатание, однако
Большинство на западе пишут слово Mullah с большой буквы.Например CNN (но эта страничка может измениться)
http://europe.cnn.com/2001/US/12/11/gen.war.against.terror/index.html
На CNN их ведь точно учили английской грамматике. По-русски "мулла" пишется с маленькой буквы (что, кстати, является ошибкой в моем переводе, я исправлю), так же как и "профессор".
Да, и давайте насчет профессора забудем. Я в физике специалист, остальное для меня вопросы из области общих знаний. Так что не называйте меня профессором, пожалуйста. Я тот пример привел только потому что мне перед написанием того письма как раз принесли почту, и это слово у меня было перед глазами.
К.Л.М.
2001.12.11 | К.Л.М.
Все тут в порядке у Фиска ! (+)
И у меня тоже ;) (поскольку я сначала подумал что неправильно перевел)Вот кусок оригинального текста
Вот мой перевод:
Обратите внимание на слова выделенные жирным.
Ханафи (или Ханафия) то она Ханифией, однако Омар понимал ее по-своему.
Вот что пишут известные дезинформаторы, насчет Деобандизма, что есть ветвь Ханафи (в этом куске они почти не врут (кроме одного момента, я поясню позже)
Источник здесь: http://europe.cnn.com/SPECIALS/2001/trade.center/islam/deobandism.html
И, для того чтобы не вдаваться в детали, всю эту историю (Ханафи -> Деобандизм -> Талибан) Фиск заменил словами "экстремисткую версию суннитского религиозного учения Ханафи". Это действительно так, и наивному в Исламе христианскому читателю такие подробности не нужны.
CNN врет насчет образования женщин, потому что Талибан был готов его разрешить. Вот источник (на английском), обратите внимание на дату :
http://www.dawn.com/2001/05/16/top18.htm
К.Л.М.
2001.12.11 | Studio Nonsens
Професоре, а як це "був готовий дозволити"?
До останнього дня Талібана жінкам все було заборонено, навіть без карнавального костюму "Каспар, добрий привід" на вулицю виходити (і то лише з чоловіком, де там "одна!"), як так "був готовий дозволити"? Може він (Талібан) ще і "був готовий" на Місяці висадитися? Мурлюканці все зробили наразі класично, зараз тимчасовий уряд готуватиме "лоя іргу"- з'їзд старших всі кланів для вибора справжнього законного (відносно "Суспільної угоди" Русо, див. Розробки) уряду, що ще? Або перманентна громадянська війна є кращою? Плюс підтримка отморозка Осами?Доречі слідкуйте за новинами, відносно "агнця" бін Ладена (Гамерика напал, абвініл, абидно, слюшай да?!)
2001.12.13 | Абу
спробую пояснити
уявіть - Ви маєте яйце, розбиваєте його на пательню і смажите яєчню. потім йдете до компа читати Майдан, і відповідно трохи ним зачитуєтесь. повертаєтесь на кухню, а там ... вонюча, обуглена чорна маса замість смачненької страви. і що цікаво - той самий результат (каку замість апетитної вечері) Ви отримуєте не залежно від продукту який Ви перед цим поклали.ханафія до Деобандійців має таке саме відношення як яйце до вонючої карбонової маси. вживання цих понять (ханфії та деобанді) разом є або спробою похизуватися своїми псевознаннями для переконливості тексту (що найбільш вірогідно) або ще чимось, чого я не розумію.
дісклаймер: я не даю оцінку школі деобанді, порівняння її з "какою" в даному контексті є чисто технологічним, наступним раз порівняю їх з квітами