МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Де Ви, захисники данєцкіх?

12/10/2001 | Спостерігач
Вы слышите, грохочут сапоги?..

Стук в дверь. Мужик открывает: "Ах!"
На пороге — Смерть, но что-то непонятное:
на черепе какие-то бантики,
саван весь в рюшечках-кружавчиках,
коса с фенечками.
Мужик спрашивает:
- Ты кто?!
- Не видишь, что ли, я - Смерть!
- Какая-то ты нелепая...

Татьяна КОРОБОВА

Замечательно, что когда, по гениальному выражению коллеги из “Версий”, “вся страна воюет с эсдеками, а кто не воюет — тот дезертир” — в этот момент происходят действительно знаменательные события, способные реально повлиять на судьбу страны. В отличие, кстати, от мыльного пузыря в парламенте, где собрано, как говорят, 240 подписей за отставку вице-спикера Медведчука, причем стимулирующая работа с фракциями велась и лично киевским мэром Омельченко, и его людьми. Это своеобразная попытка предвыборных “зачисток”? Не то пасем, граждане…

То, что для новоиспеченного губернатора, бывшего министра внутренних дел Кравченко, одной из самых одиозных фигур новейшей украинской истории, Херсонщина всего лишь трамплин для очередного взлета — это как бы и не стоит обсуждения. Можно лишь вспомнить, что перед кассетным скандалом Кравченко назывался (и это соответствовало действительности) одним из влиятельнейших людей в окружении Кучмы. Более того, дело Гонгадзе и пленки Мельниченко подтвердили догадки о том, что связь Кравченко и Кучмы замешана на таких опасных компонентах, что один подельник без другого должен ощущать явный дискомфорт и неуверенность в перспективах, которые не ограничиваются 2004 г., а имеют более отдаленное будущее.

Поэтому, стоит, быть может, вспомнить прогнозы, на которых разгоревшийся кассетный скандал поставил в свое время жирную точку, но, теперь, как выясняется, гарант уверен, что, наоборот, точка уже поставлена в кассетном скандале. И потому, вместе с всплывшей опять темой имплементации итогов сфальсифицированного референдума, вместе с неизбежным возвращением темы третьего срока гаранта, вместе с оживившейся темой “Литвина — на царство”, стоит реанимировать версию “Кравченко — премьер и преемник”. Кстати, в свое время новая и сразу заявившая о себе серьезным уровнем газета “Итоги” опубликовала глубокую статью с портретом бравого милицейского генерала, суть которой состояла в том, что весь характер деятельности Кравченко на посту министра свидетельствует о его намерениях двигаться вверх, вперед и выше… Это было в третьем номере “Итогов”, а на пятом — газета закрылась. И мало кто сомневался, кто именно схавал новое издание в один жор, кто конкретно сжал железной рукой жизненно важный орган бизнесменов-“издателей”… Но версия — не яйцо, ее дверью не испугаешь. И сегодня — тук-тук, я жива, осовременена, давайте познакомимся поближе.

Транзит Кравченко через губернаторство, через хозяйственно-административную работу — оптимальный путь на вершины исполнительной власти. И есть логика в том, чтобы заблаговременно отмыть в Херсоне самого одиозного и самого близкого семье Кучмы соратника. Гаранта бросает из стороны в сторону, он все-таки очень серьезно думает о будущем, о подготовке разных запасных вариантов. Но он вряд ли готов доверить это будущее близкому Литвину: сильна и неизбывна память о том, как “поплыл” глава Администрации во время кассетного скандала, какое жалкое разоблачительное блеяние (“на пленках нет прямых указаний убить журналиста!”, “это все направлено против меня!”) он с перепугу издавал, как доходчиво тогда сбежавшееся на пожар клановое окружение объясняло гаранту чистую правду, что-де Литвин непубличен и в экстремальных условиях, в открытой схватке — не орел, нет, не орел, и так разочарованно семья обсуждала растерянность, оглушенность и отсутствие “антикризисных” идей у “правой руки” гаранта…

Арбитр не может не понимать: Литвин вовсе не та железная рука, которая способна удерживать власть кучминой системы, и, следовательно, быть гарантом спокойной пенсионной старости самого Кучмы. Литвин и сам, видимо, понимает: он силен только до того момента, пока за его спиной реальная, обладающая всеми полномочиями власти действующая сила. Он — тень, хотя и мыслящая, а нет “тела” — нет и тени. И, повторюсь, после облома литвиновского сценария с Ющенко, после эмоционального пробуждения арбитра, позволившего на некоторое время уговорить себя, что “надежда нации” — управляемый вариант на перспективу, командированный в “Тундру”-“За едУ”, как в почетную виртуальную ссылку, Литвин, “номер два” по призванию, вряд ли оставил мысль уже сегодня, на всякий случай, готовить вместе с Кучмой “номер один”. Но в “террариуме единомышленников”, которых ему доверено вкатить на админресурсе в парламент, сменщиков не видят, очевидно, ни Литвин, ни Кучма. И разве мы их не поймем?

Ну и разве мы не увидим логику в том, что “сильную руку” надежнее всего искать там, где “сапоги”? А чего искать — вот он, надежный, проверенный в деле, повязанный с гарантом одними деяниями и одними страхами генерал Кравченко, единомышленник Литвина в борьбе с “олигархами”, олицетворенными преимущественно Медведчуком-Суркисом. Поэтому сегодня вопрос только в том, пойдет обкатанный на хозработе генерал-губернатор на повышение сразу после выборов либо немного погодя. И сразу в премьерское кресло либо через очередную кадровую ступень. Ну и, разумеется, трудно представить, что разные кланы, хоть порознь, хоть объединившись, рискнут спорить с таким перспективным выбором гаранта. Как решал вопросы милицейский генерал Кравченко никто не забыл, правда? Много ли надо воображения, чтобы представить, как он будет их решать на пути к высшей власти, получив благословение гаранта, выбившего, не приведи Господи, из парламента усиление президентских полномочий через имплементацию итогов референдума. Кстати, эти усиленные полномочия — тоже дополнительная страховка Кучмы: если придется власть сдавать, сменщик сумеет удерживать ситуацию в руках при любых политических раскладах.

Кроме прочего, можно посчитать более чем логичной перспективную реинкарнацию Кравченко в новом качестве на фоне тревожных ожиданий: гарант заиграется с “донецкими” до полной неуправляемости процесса либо русло все-таки уже очерчено? Не пустой вопрос: “донецкие” давно переросли тот уровень, когда их можно было бы построить, зачистить, перераспределить и контролировать.

Граждане, чтоб было понятно: когда речь идет о донецком регионе, донецком клане, информированная публика подразумевает не просто географию, а некое качество. К примеру, если в Москве сказать о “казанских”, “таганских” или (для полной ясности) “солнцевских” — тут как бы пояснения не нужны. Но это — первый уровень. И, в упрощенном толковании, кланами они становятся тогда, когда бандиты легализуются в бизнесе, а бизнес начинает делать политику и идти во власть. И ладно, если первоуровневая “профессия” и психология остается в прошлом, которое их носители стирают даже из своей памяти. Гораздо хуже, если те же бандитские методы и способы решения вопросов переносятся не только в легальный бизнес, но и в реальную политику.

Самый наглядный пример — Крым времен Франчука за пару лет до и в канун прошлых парламентских выборов. “Трупный запах крымской политики” — это самый точный симптом явления, процветавшего в автономии, которую Кучма борзо назначил “полигоном реформ”. Там многое действительно зарождалось и обкатывалось впервые, а потом, как зараза, расползалась по другим регионам. Это там, в Крыму, кадровые вопросы регулярно решались стрельбой, это там бюджет открыто перекачивался в личный бизнес, это там бывшая базарная рэкетня, возмужав, держала абсолютно все экономические сферы, а затем дружно и беспрепятственно поперла в местные депутаты, это там главный неформальный, т.е. криминальный “авторитет” ногой открывал главную правительственную дверь, под которой тем временем дожидался назначенного приема главный крымский милиционер.

Да что там деловой прием, издевательская демонстрация “кто есть ху” — если на домашнем приеме у премьера Франчука начальники милиции и Службы безопасности сиживали, будто аршин проглотив, за одним столом с другом франчуковского дома, могучим лидером мощной ОПГ “Сейлем” Сергеем Воронковым! И когда несколько позже “компетентные органы” уже располагали записями телефонных разговоров Воронка с премьером, в которых, к примеру, он, Воронок, более чем вольно объяснял Романычу, мол, чего возбухаешь — все, что положено, тебе из такой-то суммы отстегнули и не хрен гнать пургу, то “компетентные” граждане с трудом понимали, кто у кого “правая рука”, и кто у кого хозяин…

Ну, повспоминать еще, как позже в один из острых моментов политической борьбы в местном парламенте, за каждой кадкой с фикусом скромно стояли бритоголовые с оттопыренными карманами, контролируя процесс? Или вспомнить самый милый и искренний аргумент заговорившегося сторонника Франчука с парламентской трибуны в пользу того, что глупо убирать премьера в канун зимы: “Нельзя менять пахана, пока не взошла редиска!”

Я писала об этом обо всем, а “Киевские ведомости” — хорошая была когда-то газета — печатали. А в день, когда Кучма лично дал указание хозяевам газеты выгнать меня — на полосе тоже должен был стоять материал о Франчуке и бандитах. Но уже не стал. И много потом еще было жуткого. И новые “кадровые” убийства, и взрывы, и ответы на них, и переделы власти, собственности, сфер влияния, и снова убийства больших чиновников и разных бандюков…

И кончил это все милицейский министр правительства Пустовойтенко — Кравченко. Когда пришел политический момент, когда прошлая предвыборная ситуация так сложилась; когда эта криминальная сила под флагом Партии экономического возрождения (ПЭВ) сблокировалась с врагом НДП Пустовойтенко — Александром Михайловичем Волковым (НЭП) и собиралась из региона выйти на киевский оперативный простор; когда Воронок стал зарываться и действовать вне связи с интересами премьера и даже против него; когда Франчук стал им откровенно тяготится и даже побаиваться; когда, к тому же, городскую власть в Ялте, контролируемую ПЭВ, меняли трудно, с помощью спецназа; когда премьер Пустовойтенко и главный милиционер Кравченко сумели убедить Президента, что убийство первого вице-премьера Крыма Сафонцева — дело рук людей Воронка, хотя и знали, что это не так, поскольку к этому моменту цели Воронка и премьера разошлись, — короче, масса объективных и субъективных факторов должны были сойтись, чтоб карта легла, и в Крыму началась “зачистка”, а Воронка — посадили, разгромив близкие ему и экономические, и политические структуры. И посадили его громко, с телепоказами, по абсолютной лаже — за подброшенные гранату и патроны, потом еще стали клеить такую же липу, чтоб подольше удержать на нарах… Потому что за то, за что Воронка надо было бы сажать — сажать было невозможно, поскольку невозможно было бы светить и сажать его многолетних партнеров — тогдашних свата и зятя Президента.

То, что делали тогда в Крыму правоохранители — к праву, к закону имело слабое отношение. Но то, что Кравченко способен выполнить любую поставленную задачу любыми методами — это вне сомнения. Кравченко — это то, что у многих рождало страх. Самовлюбленный, как Нарцисс, злопамятный, мстительный и безжалостный — вот это орел. Это настоящий сапог. “Ни морали, ничего…”. Кованый.

Но сегодня, когда “донецкие” волею Президента стремительно идут в политический рост, занимая одно за одним властные кресла в центральной исполнительной вертикали; сегодня, когда крымские, например, находят только одно объяснение громкому и скандальному милицейско-прокурорскому “наезду” на благополучный, известный за рубежами “Союз-Виктан” — мол, он, как и все винодельческие производства, глянулся донецким; сегодня, когда на публичную поверхность всплывает (пока только на футбольной теме) тот самый могущественный, таинственный, овеянный мифами “держатель Донбасса” Ринат Ахметов, у которого, как утверждают, губернатор Янукович — “правая рука”, я думаю, что у всех остальных бизнес-политических семей есть только два выхода: либо снимать штаны и ждать своей очереди, либо радоваться, что Кучма не забыл о Кравченко. Но не потому, что верный боевой орел гаранта может стать противовесом и балансом — нет! Просто хаоса не будет, все будет планово.

“Донецкие”, за которыми в полный рост торчит Москва, “донецкие”, все маточные корни которых в российских гнездах, могли быть опасны для гаранта именно потому, что, не имея, в отличие от других сил, публичного политического лидера, претендента и потенциального наследника, они должны были бы определяться и могли пристать куда-то не туда, как это уже брезжило в недавней ситуации внезапной благорасположенности Рината Ахметова к Ющенко.

А теперь у них, у “донецких”, как и у Кучмы, не должно быть проблемы, все срослось: милицейский генерал — не чужой. Вес, мощь, силу, капитал, влияние — через пот и кровь, разумеется, они годами приобретали при функционирующем в милицейском ведомстве Кравченко, никто не мешал, за руку не хватал, дел не заводил, правда? И если на перспективу “донецкие”, которые у многих, кто в курсе, вызывают ужас, будут бизнес-политической опорой Кравченко, которого Президент запланирует в “Путины”, а Литвин перейдет к нему по наследству, то кто скажет, что у них ничего не получится? Я скажу. Но вы мне не верьте: это из вредности. Потому что недавно, утверждая, будто сценарий “а-ля рюс” у нас не выйдет, я упустила из виду вариантность беспримерной, беспрецедентной, вызывающей, плюющей на всех наглости гаранта, а он взял да и — под очередной активный всплеск интереса заграничной демократии к “делу Гонгадзе” — запустил одного из главных героев пленок Мельниченко генерала Кравченко на новый карьерный круг. Каюсь, недоучла масштаб демонстративной беспредельщины.



Кстати, еще деталь. Вы помните, кто ведает Управлением делами при Президенте, которое, по сути, государство в государстве, по закрытости и обеспеченности сравнимое, пожалуй, с Ватиканом, где, разумеется, вместо Папы Римского, просто Папа? Бывший гаишник, ставленник и особо доверенное лицо Кравченко — некто Дагаев ведает этим необъятным, системно приумножаемым хозяйством, со своими неконтролируемыми финансовыми потоками и материальными ценностями: доходными местами типа “Президент-отеля” с барами, ресторанами и казино, транспортными средствами, конезаводами, заповедниками, отобранными у Крыма бывшими царскими дворцами, санаториями и пансионатами и прочая, прочая подконтрольная, но абсолютно никем не контролируемая собственность. И такая же никем не контролируемая хозяйственная деятельность. У-у, пришла бы новая власть — да глянула! Да народу рассказала-показала! Никаких пленок Мельниченко не надо. Но пока, я думаю, там ни конь, ни налоговая, ни Счетная палата, ни большой борец с коррупцией г-н Марчук вместе со всем своим СНБО не валялись.

О, опять приплыл, к перу прибился. Просится. Тоже сапог, да не тот. Отдыхай, галифе, когда о будущих президентах речь идет. Но нет! Две линии в газетах идут параллельно. Одна — от “Киевского телеграфа”, который целеустремленно и последовательно пытается добить Марчука на “оружейном скандале”. А другая, пунктирная — о необходимости смены власти и о том, какой замечательный из Марчука мог бы получиться Президент, отвечающий требованиям современности — газета “Московский Комсомолец в Украине”, автор — близкий к генералу.

Ну, так они и перекликаются: запросы “Телеграфа” в СБУ и Генпрокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по факту публикации о расследовании органами итальянской юстиции контрабандной продажи оружия в зону боевых действий в бывшей Югославии в начале 90-х годов — и дифирамбы в “Комсомольце”.

“Из обвинительного заключения:

“1) г)…Марчук взял на себя роль инициатора и организатора преступного сговора. Стрешинский, Лебедев, Жуков, Гарбер, компаньоны по бизнесу… приняли предложение Марчука и претворили его в действие… 2) …при соучастии между ними, а также при соучастии Марчука (по которому ведется отдельное производство) и других неидентифицированных лиц выполняли соответствующие действия, направленные недвусмысленным образом на ввоз боевого оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и смертоносных средств…”

“МК”: “…должен прийти человек, который синтезирует понимание смысла… реформ… он должен быть политиком, чувствительным к социальным процессам... человек с интуицией и интегральным мышлением... В качестве политика, близкого к этим характеристикам, я могу назвать Евгения Марчука...”

Это уже второе за месяц предложение. Предыдущее делала, помнится, московская “Независимая газета”. Чего вдруг? Марчуку-то, может, пора о душе подумать. Вон как в него Деркач-маленький с этими оружейными делами вцепился! И что-то не похоже пока, что Кучма на него за это очень сердится — вон, в Москву вместе с кучминым сопровождением Андрей съездил, общался, видать, с гарантом неформально… А Марчук, интересно, тоже у Кучмы санкцию получает, когда выходит в эфир — и объясняется: мол, в этой оружейной информации все “перевернуто с ног на голову, и используется для того, чтобы дискредитировать меня лично и, в какой-то мере, аппарат Совета Безопасности, поскольку, действительно, нам сегодня приходиться разбираться со структурами, за которыми стоят те же фигуры, которые стоят за “Киевским телеграфом”. Ну, борец, мысленно беспощадный к врагам, так говори уже, наконец, открытым текстом, бесстрашный ты наш!

Не-а. Смотрю — и вижу:

“Ніч. Село. Хата. В хаті на ліжку сплять Петро і Галя. Сонна Галя ворушить носом і прокидається:

— Петю! Що це воняє?

Далі мацає руками, нюхає, торкає чоловіка за плече.

— Ой! Петю, ти що — всрався?

Петро прокидається, діватись нікуди:

— Іще б пак! Мені таке страхіття наснилося!

— Шо?

— Та снилося, шо наш сусід Микола — вурдалака, шо він мені горлянку хоче перегризти, а я оце відбивався, але не дався.

— Ой-ой! Я б ото точно вмерла від страху!

Петро покровительки обіймає дружину і гордо говорить:

— А я ні. Я ж мужчина!”

Так я, собственно, не о том. Я о сапогах. Грохочут, блин…

P.S. Ну, надо же, как лыко в строку! В воскресение к обеду обнародована информация об убийстве в Киеве одного из известных криминальных авторитетов по кличке “Череп”. Который, как свидетельствуют информированные источники, сурово разделял идеи социал-демократии (о). И кое-что здесь любопытно: преступление, например, свершилось в выходной день — обычно в уикэнд начинаются ГКЧП, раскрываются государственные заговоры грибников, исчезают известные журналисты и свершаются скандальные кадровые назначения типа “Кравченко — в губернаторы”. Т.е., происходит то, на что не должна последовать моментальная реакция. После убийства прошло более суток, пока информация зазвучала в СМИ. Но зато милиции очень повезло: она сразу установила исполнителя этого убийства. Ура! Но ай-ай-ай, как упал исполнительский уровень разборок в высших криминальных сферах! Ехали мимо, стрельнули из пистолета, убили и даже не прятались сильно? Как будто на “зачистку” вышли. Началось?


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".