МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

на переломе: сила национализма

01/16/2002 | IApple
на переломе: сила национализма, «HBS Working Knowledge», 15.01.2002
Марта Лагас, «HBS Working Knowledge»

Что означает национализм для мировой экономики? По мнению профессора Рави Абделаля, в новых странах, образовавшихся после распада СССР, национализм играет очень важную роль и будет иметь далеко идущие последствия в становлении России, Украины, Беларуси и прибалтийских государств.

В новой книге профессора политологии Рави Абделаля «Национальная цель в мировой экономике: постсоветские государства в сравнительной перспективе» (Cornell University Press) поднимается щепетильный вопрос национализма на фоне того, что сам автор называет «постимперскими моментами» - временем, когда империи распались, а новообразованные государства так или иначе должны выбрать собственный путь.

Главный редактор «HBS Working Knowledge» Марта Лагас поинтересовалась у г-на Абделаля, каким образом к нему пришла мысль о написании столь противоречивой книги.

Студента Корнелла Абделаля заинтриговал тот факт, что все четырнадцать постсоветских государств выбрали столь различные экономические пути относительно России, стартовав из одинаковых исходных пунктов. «Некоторые страны думали, что зависимость от России была просто замечательна, и захотели реинтеграции с Россией, - поясняет Абделаль. - Другие страны думали, что зависимость от России была сплошным бедствием. Это была проблема, решение которой нужно было найти любой ценой».

Как обнаружил г-н Абделаль, внутренние дебаты молодых государств о том, каким образом и стоит ли вообще создавать будущие экономические отношения с Россией, были неразрывно связаны с общественными вопросами. И то, продвигался поиск их решения, зависело в значительной степени от представления этих стран, чем они являются и что им чуждо.

Лагас: Слово «национализм» у многих вызывает негативные ассоциации. Что означает национализм для Вас как политолога?

Абделаль: Я думаю, что национализм должен использоваться как символ нации для определенной политической, экономической или культурной цели. Это представление о нации как группе людей, связанных с определенным проектом.

Иногда проекты могут быть нацелены на нечто положительное - национальное освобождение от империи, экономические реформы или демократизацию. Почти любой проект можно подключить к идее нации, а потом использовать как часть национализма.

Это не говорит, что такие проекты – безусловное добро. Чаще мы видим, что национализм приносит разрушительные последствия, как войны в бывшей Югославии. Но самым важным вопросом здесь становится то, как национализм видоизменяется в разное время и разных странах.

Другой важный вопрос – восприятие национализма обществом. Мы должны признать, что национальное самосознание несет в себе определенные цели, которые могут быть намного шире, чем язык и религия, и охватывать идеи о том, какая часть мира, какая часть региона, какие политические институты должны управлять обществом.

Что удивило Вас больше всего в процессе сбора материала для книги?

Самыми интересными были поездки по Литве, Белоруссии и Украине и разговоры с представителями правительства и различных партий, когда я пытался определить то, что для них было само собой разумеющимся и услышать, как они формулировали проблему.

Я думаю то, что самым захватывающим было видеть, как в каждой из этих стран правительство и политические партии делали то, что им казалось самым разумным. Но эта «наиболее разумная тактика» во всех трех странах была разной.

В Украине я обнаружил, что существует множество расхождений в обществе, но данный факт подразумевал, что украинское правительство очевидно делало наиболее разумную вещь изо всего, что могло делать, пытаясь смягчить разрыв между Востоком и Западом.

Почему то, что Вы называете «постимперскими моментами» настолько важно для будущего страны?

Те траектории, которые выберут молодые государства, определят их экономические связи с большинством государств. В такие важные моменты формируются и экономические приоритеты политики

Как в будущем будет выглядеть национализм на фоне глобализации?

Я думаю, что не существует никакого противоречия между глобализацией и национализмом. Нет противостояния и между глобальным капитализмом и национализмом.

Определенно истинно, что глобализация имела тенденцию настраивать общество против себя. Как писал историк Карл Поланий, «расширение рыночной власти ведет к социальным реакциям против маркетизации социальной жизни». Это один из аспектов глобализации, усиление которого мы наблюдали за последние три года. Очевидно, что события 11-го сентября свидетельствуют об истинности такого подхода.

Но это не говорит, что весь национализм или национальное самосознание настроены против глобализма или глобального капитализма. Фактически, мы действительно должны видеть изменчивость национализма в его связи с глобальной экономикой. Так, где национализм наиболее силен, скажем, в Литве, Латвии и Эстонии, мы видим, что националистические движения требуют, чтобы их государства стали капиталистическими и стали частью Европейского Союза, чтобы они стали демократическими, то есть, мы видим, что этот национализм вовсе не противоречит глобализации. Они против коммунистической системы и евроазиатской политической экономики, которая долго держала их в изоляции от внешнего мира. Теперь они хотят войти в мир.

На самом деле, многое зависит от того, как лидеры различных обществ сформируют национальное самосознание в контексте глобальной экономики. Это может замедлить экономическое сотрудничество между странами, но может и поощрить двустороннее экономическое сотрудничество, как мы видим в некоторых этих постсоветских государствах.

Відповіді

  • 2002.01.16 | Максим’як

    Re:Цікавий висновок і несподіваний він робить.

    Отже, в Європу легше і швидше попадуть держави, які більш точно сповідують всім суспільством націоналізм?

    Пояснення є простим – ці країни для процесів глобалізації є прогнозовними, з ними легше працювати, використовуючи тільки економічно-фінансову силу.

    Ну, і те що вже говорив колись (а пан Юрко не вірив) – Прибалтика, а конкретно Естонія, мають в Європі стати центром бізнесу, новою фінансовою Меккою, а також і новотехнологічною країною.

    Цікаво, що інтернет має в невдовзі бути протягнутим до найвіддаленіших хуторів, це вже робиться. Гроші для цього фактично йдуть від спонсорів, пожертви.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2002.01.16 | Serhiy Hrysch

      Re:Цікавий висновок і несподіваний він робить.

      Vy hovoryte pro ce jak by z tochky zoru zovnishnioji. Ale je sche i vnytrishnio derzhvne nathnennia: na moju dumku, same vono pidshtovhuje nashi shidnojevropejski naciji do rozvytku i samovdoskonalennia. "NATO, EC" - ce tilky zovniashia (vazhlyva) storona.

      chesno kazhuchy, ja rozhliadaju nacionalizm jak bazhannia samoorhanizuvatysia.
  • 2002.01.17 | Наливайко

    Re: на переломе: сила национализма

    Терміни "вікрите" і "закрите" суспільство Поппер поцупив колись у Анрі Бергсона, перебрехавши - Поппер під відкритим, як відомо, розуміє ліберальну демократію, під закритим - комунізм. У Бергсона ж відкрите суспільство - консолідована динамічна нація. І це, ІМХО, правильно - в Євросоюз увійшли високорозвинені консолідовані, політично усталені нації, 78% (чи 79%) населення ЄС, днями чув про соц.дослідження - категорично вважають себе німцями, французами і т.п., а не "європейцями". Об'єднання вільних, сильних і духовно незалежних - це одне, а новая історічєская общность і таке інше - то групове злягання.
    P.S. Вищевикладене у жодному разі не означає, що я згоден з тезами про глобалізацію. До дідька глобалізацію!


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".