МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Юлия Тимошенко: жизнь дается дважды

03/04/2002 | Спостерігач
Юлия Тимошенко: жизнь дается дважды, «The Scotsman», 02.03.2002



Джонатан Ледгард, «The Scotsman»
Юлии Тимошенко 41 год. Самое очевидное, что может быть о ней сказано – она красива. Кожа молочно-белого цвета, волосы отливают насыщенным черным, глаза темны, как кофейные зерна. Ее лебединая шея и прямая осанка акцентируются определенной манерой поведения – элегантностью в стиле Одри Хепберн, и чего-то давно забытого, как героини старинных сказок.
История Тимошенко – сама по себе сказка. Она была воспитана матерью-одиночкой в провинциальной Украине в солнечные годы правления Леонида Брежнева, когда казалось, что СССР будет существовать всегда. Она рано вышла замуж. Вскоре родила дочь: во всех своих устремления, говорит Тимошенко, она прежде всего руководствовалась сознанием материнства. Она – богатейшая женщина в Украине; газовая принцесса, жестко использовавшая политические связи для преобразования мелкого бизнеса в империю в 2,8 миллиарда долларов. Она бывший заместитель премьер-министра Украины, ответственный за чистку того же коррумпированного энергетического рынка, который ее обогатил. В феврале 2001 г. враги бросили ее в тюрьму, обвиняя в коррупции. Шесть недель она сидела в зловонной сырой тюремной камере, пока обвинения были сняты и ее освободили.
Находясь в заключении, Тимошенко увидела образ будущего Украины. Ей представилась духовная нация, где преобладают справедливость и свободный выбор, где взяточники и преступники – и первый из них Президент Леонид Кучма – свергнуты. С тех пор она собрала вокруг себя небольшую партию и баллотируется на парламент на всеобщих выборах, которые пройдут 31 марта. Она верит, или, по крайней мере, утверждает, что ее призвание (она не знает лучшего слова, для нее долг – понятие почти религиозное) – возвысить Украину. Если она терпит неудачу, она станет самым очаровательным мучеником страны.
Существует много влиятельных людей, которые желают ей фиаско. Вопрос: как далеко могут зайти эти враги для остановки ее многотрудного крестового похода? 29 января этого года Тимошенко ехала по оживленной киевской дороге, направляясь в суд, где должно было состояться окончательное слушание, должное очистить ее имя от обвинений в коррупции, предъявленных ей и ее мужу Александру. Враги могли предугадать ее маршрут, левый поворот на Парковую улицу, могли предугадать, что она будет сидеть на переднем пассажирском месте. Как говорит каскадер на киевской киностудии, организовать столкновение сложно, но не невозможно. Ровно в 9:46 утра «Мерседес» Тимошенко повернул налево, а красные «Жигули» выскочили из-под моста и на высокой скорости врезались в пассажирскую дверь.
Был ли это несчастный случай?
Сторонники Тимошенко убеждены, что нет. Они предполагают, что водителю «Жигулей» заплатили за устранение Тимошенко от активного участия избирательной кампании. Они подчеркивают расхождения в сообщениях о случившемся: прибывшая на место происшествия ГАИ первоначально возложила ответственность за несчастный случай на водителя «Жигули», но когда прибыли старшие милицейские чины, заметившие, что к делу причастна Тимошенко, внезапно виновным оказался ее водитель. Есть и другие вопросы. Почему «Жигули» были нагружены ящиками? Чтобы удар при столкновении был сильнее? И почему водитель не притормозил и не попытался свернуть в сторону от «Мерседеса»? Было ли совпадением, что несчастный случай произошел после того, как почти все обвинения против нее были сняты, как и запрещение на выезд за пределы Киева, что позволило бы ей проводить кампанию в украинской глубинке? (И правда, вечером после ДТП она должна была отправиться в Донецк на встречу с шахтерами.)
Позже представитель правительства сообщил журналистам, что Тимошенко вышла из автомобиля без посторонней помощи и перешла в другую машину. Но свидетели подтверждают, что она чуть не потеряла сознание, передвигалась с помощью медработников, машина «скорой помощи» доставила ее в больницу, где ей был поставлен диагноз внутричерепного кровоизлияния, сотрясения и ранений горла. По мнению ее сторонников, ответы на все эти вопросы очевидны: авария была подстроена, а последовавшая ложь была нацелена на лишение Тимошенко сочувствия избирателей.
У Кучмы, находящегося на должности президента вот уже второй срок, были все основания устранить Тимошенко. Ее популярность возросла настолько, что партия Тимошенко могла пройти в парламент и нарушить равновесие сил в ущерб близким друзьям Кучмы и в пользу реформаторов. Кроме того, Тимошенко взяла себе за правило нападать на Кучму при каждой возможности (что меньше всего было ему необходимо после обвинений в причастности к убийству журналиста в прошлом году, превратившими его в парию за границей). У украинских магнатов, некоторые из них – близкие друзья Кучмы, также были основания повредить Тимошенко. Сильное выступление на выборах дало бы ей необходимое основание для уничтожения их прибыльного рэкета – решительной кампании, начатой ею в 2000 г. до того, как Кучма и олигархи вынудили тогдашнего премьер-министра Виктора Ющенко избавиться от нее.
И все же, автомобильная авария с тем же успехом могла быть настоящим ДТП. Никто не погиб, Тимошенко не удалось выдворить из избирательной кампании. Она покинула больницу 11 февраля. Тем же вечером украинское телевидение впервые предоставило ее партии время в политической передаче, которая оказалась как нельзя кстати. «Мы не хотим так жить. Мы не хотим молчать. Мы больше не можем выносить преступников при власти. Нас много, и нам небезразлична судьба нашей родины. Нас много, и мы не будем потворствовать тем, кто хочет нас унизить. Мы не позволим клике правителей топтать наши интересы. Мы имеем право на счастливое завтра. Нам есть на кого надеяться в этой борьбе, – продолжалась передача, сопровождаемая фотографиями Тимошенко во всем блеске ее очарования. – Власти вовлекли ее в свою смертельную игру, в которой под угрозой находится жизнь украинского народа. Но у этой женщины хватило сил, чтобы сказать «нет». Немногим хватит мужества на такой шаг, и лишь считанные единицы смогут поддержать слова действиями». Подтекст был прост: власти Украины – жулики и негодяи, Тимошенко – нет.
Уж слишком просто, говорит много кто в Киеве. Тимошенко сама была «жуликом», вспоминают они. Как еще могла она стать богатейшей женщиной Украины?
Об Украине в Европе знают мало. Факт, что это большая страна – вторая по величине страна континента с населением 50 миллионов – не делает ее удобнее для иностранных корреспондентов в Москве или Праге. Заслуженная репутация мелкого взяточничества и бюрократии тоже не помогает. Но Украина остается опорой стабильности в Восточной Европе. С 1991 года страна получила 1,5 миллиарда американской помощи, большая часть которой пошла на демонтаж ядерных боеголовок. Вопрос о том, бредет ли Украина на запад в Европейский Союз или склоняется к востоку к Матери-России, остается более чем актуальным. Более насущным, по крайней мере, для рядовых украинцев, которые придут на выборы 31 марта, является вопрос бедности.
Со времени обретения независимости в 1991 г. большинство украинцев незаметно соскользнули в третий мир. Лучшие и умнейшие выехали на ПМЖ за границу. Многие работают в ЕС без документов, посылая деньги оставшимся на родине семьям. Украинцы ищут заработков в Праге, часто спят на лавках в парках или на вокзалах в ожидании работы на стройплощадке, где они получают 2 доллара в час при обязательной 12-тичасовой смене.
Страдают не только украинские мужчины. За последнее время до 400 000 молодых украинских женщин были незаконно переправлены в Западную Европу, как правило, для работы в секс-индустрии.
В такой ситуации просто увидеть, почему народ был подозрительно настроен к повышению Тимошенко. Ранняя история ее компании, «Единых энергетических систем Украины», была довольно таинственной. Она началась с небольшого бизнеса развлечений (с дочерними предприятиями в пошиве верхней одежды и парикмахерском деле), а позже с помощью Павла Лазаренко, тогда министра сельского хозяйства, а затем премьер-министра, вышла в газоснабжение. К 1995 г. прибыль ЕЭСУ составила 2,5 миллиарда фунтов стерлингов, компания поставляла половину газа, используемого в Украине. С такими деньгами и политическим патронажем было естественным, что ЕЭСУ разносторонне развивалась в других областях. К 1997 г. компания располагала контрольным пакетом акций некоторых банков и газет. Могли ли Тимошенко и ее муж Александр достичь всего этого за столь краткий промежуток времени и не быть замешанными в прибыльных схемах, по которым из трубопроводов выкачивался российский газ, продававшийся затем на свободном рынке?
Ключевой фигурой был Павел Лазаренко. Он стал деловым партнером в ЕЭСУ и, по некоторым слухам, любовником Тимошенко. После разлада с Кучмой он сбежал из Украины и попросил политического убежища в США. На данный момент он находится в тюрьме в Калифорнии, ожидая выдаче Украине за крупные хищения. Лазаренко угрожает, что если он пойдет ко дну, он потянет за собой высокопоставленных чиновников. Этим, возможно, объясняется тот факт, что государственный прокурор теперь заявляет, будто у него есть доказательство, связывающее Лазаренко с киллером, убившим по заказу 25 человек, включая двух депутатов в конце 90-х гг. Прокурор утверждает, что Лазаренко заплатил 500 000 и 1,5 миллион фунтов стерлингов киллеру за два убийства, одно из которых могло помочь ЕЭСУ расширить свой бизнес в восточной Украине.
Правда это или нет, но вскоре после падения Лазаренко Тимошенко решила войти в политику, возможно, для самозащиты. Будучи воспитанной в русскоязычном окружении, она довела до совершенства свой украинский и чувство национального самосознания. Затем она выбрала Ющенко, самого популярного политического деятеля страны и, по общепринятому мнению, самого честного, став его заместителем после того, как он был избран премьер-министром в 1999 г. Ющенко отдал под ее ответственность чистку энергетической промышленности. И снова она бросается в логово льва – уже с Ющенко. Оба они надеются собрать достаточно голосов для отстранения от политики фракций, поддерживающих Кучму. «Меня больше не интересует бизнес, – сказала она недавно. – Я хочу изменить многое к лучшему в этой стране. Строить в Украине такую жизнь, которая может стать примером для других государств». Кучма, говорит она с горечью, блокирует расследование против подозреваемых в краже государственного имущества. «Он принимает активное участие в прикрывании преступлений подозреваемых, поскольку они входят в его политическое и экономическое окружение. Он игнорирует все усилия правительства по приватизации энергетического сектора Украины. Защищая себя и свой клан, он окончательно продемонстрировал, что ему не нужны ни демократия, ни реформы в Украине, он сознательно строит тоталитарную систему. Я считаю, что режим Кучмы может дойти до того, чтобы устранить меня физически, не только политически, но я сделала свой выбор и буду продолжать борьбу против него демократическими методами».
Тимошенко родилась в Днепропетровской области и была воспитана матерью, которую Тимошенко описывает как «простую украинскую женщину, в одиночку несущую бремя ответственности за всю семью». Она была, по ее словам, бескомпромиссным ребенком. «Я всегда была лидером, – сказала она в недавнем интервью. – Правду говоря, лидерство давалось мне просто. Я не должна была с кем-то соперничать. Я не знала, как играть с куклами. Я не дружила с девочками. Мне было интереснее общаться с мальчиками, чем с девочками. Мальчикам позволялось больше, они были активнее. Я любила играть с ними в футбол». Конечно же, она была нападающим.
Она встретила Александра, когда ей было 15, и вышла за него замуж в 18. «В то время у нас ничего не было, кроме фломастеров и карандашей. Если мы когда-нибудь ссорились, то это происходило из-за того, что один из нас положил нужную ручку не на место». У бедных студентов родилась дочь Женя, не причинившая много хлопот, если не считать ее забывчивости. «Когда она была в детском саду, перед сном она делала большие глаза и говорила: «Мамочка, я почти забыла. У нас завтра маскарад и мне нужен костюм!» И вся семья ночь напролет кроила, шила и гладила. Утром все было готово».
Но это было тогда. Когда раздались угрозы похищения дочери, Тимошенко послала Женю на обучение в частный английский колледж - маршрут, избираемый все большим количеством богатых украинских и русских родителей.
Сегодня именно женская красота выделяет Тимошенко. «Я не пользуюсь кремами, – говорит она. – Это секрет моей бабушки. Она не пользовалась косметикой, и в 60 лет у нее не было ни одной морщины. Думаю, что кожа должна работать сама по себе. Единственное, что я делаю – это умывание лица мягким мылом и кипяченой водой. Конечно, я пользуюсь декоративной косметикой». Она питает пристрастие к одежде от Дольче и Габбано, итальянской обуви, высоким каблукам, которые немного увеличивают ее миниатюрный рост. Появляясь на телевидении, она обычно выбирает одежду приглушенных тонов или простые черно-белые костюмы. Просто понять, почему ей так трудно пришлось в тюрьме. «Мне и в кошмаре не могли присниться ледяные глаза охранников, автоматы, нацеленные в меня во время ареста, грубость, с которой у меня брали отпечатки пальцев, – говорит она. – Потом была отвратительно грязная тюремная камера, которая не вместила бы двух человек».
Несмотря на сложности, Тимошенко считает, что время, проведенное в заключении, стоило того, хотя бы потому, что она осознала свое призвание: свергнуть Кучму и начать духовное возрождение Украины. Как благочестивая православная, она добивается набожного парламента и факультативов изучения религии в школах. Она хочет, чтобы украинские церкви помогали бедным и зависимым от наркотиков и алкоголя, она указывает на новые церкви, возникшие по всей стране со времени провозглашения независимости. «У них разные названия, но главное, что это церкви во славу Бога. Я убеждена, что они облегчат духовное пробуждение народа».
Возможно, размышляет она, нынешняя борьба Украины – проявление Божьей любви. Чем ярче проступят грехи страны, тем быстрее они могут быть излечены. «Я убеждена, - говорит она, – что Украина должна выполнить свое историческое предназначение. Это предназначение должно подать новый пример справедливого общества для всего мира. Справедливость должна править всюду: в экономике, в политике и в общественной жизни».
Чтобы достичь этого, однако, она сначала должна пройти на выборах в этом месяце. По правилам громоздкой системы – полупропорциональной-полупрямой – Тимошенко необходимы 4% голосов для того, чтобы ее партия попала в парламент, а она получила правительственную должность. Искренне убеждая тех, кто не хочет голосовать за нее – возможно, потому что она женщина – поддержать Ющенко, блок которого должен взять более 20% голосов, она, скорее всего, добьется намеченного.
Незаявленная цель Тимошенко – сменить Кучму на посту Президента Украины в 2004 г. Это было бы подвигом. Избиратели не знают, как ее воспринимать: молодежь уже слишком разочарована, чтобы голосовать, а старшее поколение ворчит, что Кучма, по крайней мере, гарантирует стабильность.
«Голосуйте со свойственным украинцам умом», – говорится в обращении Тимошенко к избирателям. Те, кто так и поступит, могут прийти к заключению, что ее образ слишком популистичен. Но в попытке сокрушить смелую женщину-политика, враги Тимошенко возвысили ее, создав личную мифологию, которая может обеспечить этой сказочной принцессе счастливое завершение истории. Она готова стать первой президентом-женщиной в Украине, но вопрос: готовы ли к этому украинцы?
Джонатан Ледгард – корреспондент «The Economist» в Центральной и Восточной Европе.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".