МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Команда Ющенко продолжает удивлять! :-)

05/22/2002 | Гура
http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/393/34827/

"...
Предусмотрен еще целый ряд мер, направленных на расширение полномочий правительства и, как следствие, на сужение полномочий Президента. В частности, предлагается определить четкий статус и границы компетенции премьера и членов Кабинета (с одной стороны) и совещательных органов (с другой), а также выписать формы и способы взаимодействия между официальными исполнительскими институциями и консультативными президентскими. Расшифруем: имеется в виду создание таких правовых условий, при которых не структуры, не несущие никакой ответственности, знали свое место и не мешали структурам ответственным. Иначе говоря, предлагается сделать так, чтобы, к примеру, администрация Президента не руководила правительством.

Напомнить о своих обязанностях авторы проекта договора намерены не только президентским советникам, но и самому Президенту. Словосочетание «законодательная регламентация порядка осуществления Президентом полномочий и принятия актов Президента» в переводе на общечеловеческий язык означает буквально следующее: вводится схема, при которой глава государства:

n обязан подписывать закон в строго установленные Конституцией сроки, а не «мариновать» его месяцами;

n обязан делать то же самое с нормативными актами, в отношении которых преодолено вето, а не применять изобретенное на Банковой «двойное вето», не описанное ни в одном документе;

n обязан не издавать указы, содержание которых касается тех вопросов, которые находятся в исключительной компетенции Верховной Рады;

n не должен пытаться определять основы внутренней и внешней политики, поскольку это является прерогативой парламента, а ему Конституция предписывает осуществлять руководство внешнеполитической деятельностью государства. То есть быть менеджером, а не идеологом.

И так далее. В принципе все описанное выше есть в Основном законе. Но там не оговорено, что будет, если Президент откажется исполнять начертанное в главном уставе нашей жизни. И как заставить гаранта быть законопослушным. Предлагается предусмотреть все «если» и всякие «как».

Единственным конституционно предусмотренным способом воздействия на Президента была возможность отрешения его от власти при помощи импичмента. Однако назвать эту возможность реальной, означало бы слукавить. Составители договора о совместных действиях решили исправить и этот недочет. Неприятную процедуру предложено максимально детализировать, что способно сделать импичмент реальным инструментом демократического давления на недемократичного национального лидера.

По сути, предлагаемые законодательные коррективы – не только механизм создания нормальных взаимоотношений между ветвями власти. Но и попытка законно и системно осуществить переход к парламентско-президентской форме правления. Схема не нова, однако если до этого многим была известна политическая цена подобных изменений, то теперь можно говорить и об их «кадровой» стоимости. Кроме того, впервые был предложен столь масштабный подход. Тем более что предложения, реализация которых, по идее, должна привести к внутриполитической «европеизации» страны, увязаны с предложениями, направленными на «европеизацию» внешнеполитическую. Украину предложено «подогнать» под классические континентальные стандарты. Тем более что интеграция в Европу и, в частности, членство в ЕС названы главными внешнеполитическими приоритетами. В идеале должна получиться страна, в которой наличествуют:

• ответственное парламентское большинство;

• реальное коалиционное правительство;

• обладающий представительскими функциями Президент;

• структурированная, конструктивная и обеспеченная всем необходимым для политического существования оппозиция;

• четкое распределение полномочий между ветвями власти, между центральными и местными исполнительскими структурами, между органами власти и органами местного самоуправления;

• максимальная децентрализация власти;

• современный аппарат административного управления;

• реформированная армия;

• четкий контроль за сбытом спецпродукции;

• человеческая система налогообложения и налоговые органы с человеческим лицом;

• независимая пресса;

• защищенный отечественный товаропроизводитель;

• законодательство, максимально приближенное к стандартам ЕС.

То есть все то, чего у нас нет.

Вот таким образом без Ирака и кассет, без демонстраций и импичментов, без сепаратных договоренностей и силовых методов «Наша Украина» предлагает изменить систему власти в стране, систему взаимоотношений в парламенте, создать большинство, объединенное полутактическими и полустратегическими целями. При определенной доработке данная программа действий парламента может действительно стать точкой отсчета для проведения комплексных реформ в стране. Объективные условия для этого созданы да и клеточки расчерчены, осталось только вписать фамилии..."


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".