Команда Ющенко продолжает удивлять! :-)
05/22/2002 | Гура
http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/393/34827/
"...
Предусмотрен еще целый ряд мер, направленных на расширение полномочий правительства и, как следствие, на сужение полномочий Президента. В частности, предлагается определить четкий статус и границы компетенции премьера и членов Кабинета (с одной стороны) и совещательных органов (с другой), а также выписать формы и способы взаимодействия между официальными исполнительскими институциями и консультативными президентскими. Расшифруем: имеется в виду создание таких правовых условий, при которых не структуры, не несущие никакой ответственности, знали свое место и не мешали структурам ответственным. Иначе говоря, предлагается сделать так, чтобы, к примеру, администрация Президента не руководила правительством.
Напомнить о своих обязанностях авторы проекта договора намерены не только президентским советникам, но и самому Президенту. Словосочетание «законодательная регламентация порядка осуществления Президентом полномочий и принятия актов Президента» в переводе на общечеловеческий язык означает буквально следующее: вводится схема, при которой глава государства:
n обязан подписывать закон в строго установленные Конституцией сроки, а не «мариновать» его месяцами;
n обязан делать то же самое с нормативными актами, в отношении которых преодолено вето, а не применять изобретенное на Банковой «двойное вето», не описанное ни в одном документе;
n обязан не издавать указы, содержание которых касается тех вопросов, которые находятся в исключительной компетенции Верховной Рады;
n не должен пытаться определять основы внутренней и внешней политики, поскольку это является прерогативой парламента, а ему Конституция предписывает осуществлять руководство внешнеполитической деятельностью государства. То есть быть менеджером, а не идеологом.
И так далее. В принципе все описанное выше есть в Основном законе. Но там не оговорено, что будет, если Президент откажется исполнять начертанное в главном уставе нашей жизни. И как заставить гаранта быть законопослушным. Предлагается предусмотреть все «если» и всякие «как».
Единственным конституционно предусмотренным способом воздействия на Президента была возможность отрешения его от власти при помощи импичмента. Однако назвать эту возможность реальной, означало бы слукавить. Составители договора о совместных действиях решили исправить и этот недочет. Неприятную процедуру предложено максимально детализировать, что способно сделать импичмент реальным инструментом демократического давления на недемократичного национального лидера.
По сути, предлагаемые законодательные коррективы – не только механизм создания нормальных взаимоотношений между ветвями власти. Но и попытка законно и системно осуществить переход к парламентско-президентской форме правления. Схема не нова, однако если до этого многим была известна политическая цена подобных изменений, то теперь можно говорить и об их «кадровой» стоимости. Кроме того, впервые был предложен столь масштабный подход. Тем более что предложения, реализация которых, по идее, должна привести к внутриполитической «европеизации» страны, увязаны с предложениями, направленными на «европеизацию» внешнеполитическую. Украину предложено «подогнать» под классические континентальные стандарты. Тем более что интеграция в Европу и, в частности, членство в ЕС названы главными внешнеполитическими приоритетами. В идеале должна получиться страна, в которой наличествуют:
• ответственное парламентское большинство;
• реальное коалиционное правительство;
• обладающий представительскими функциями Президент;
• структурированная, конструктивная и обеспеченная всем необходимым для политического существования оппозиция;
• четкое распределение полномочий между ветвями власти, между центральными и местными исполнительскими структурами, между органами власти и органами местного самоуправления;
• максимальная децентрализация власти;
• современный аппарат административного управления;
• реформированная армия;
• четкий контроль за сбытом спецпродукции;
• человеческая система налогообложения и налоговые органы с человеческим лицом;
• независимая пресса;
• защищенный отечественный товаропроизводитель;
• законодательство, максимально приближенное к стандартам ЕС.
То есть все то, чего у нас нет.
Вот таким образом без Ирака и кассет, без демонстраций и импичментов, без сепаратных договоренностей и силовых методов «Наша Украина» предлагает изменить систему власти в стране, систему взаимоотношений в парламенте, создать большинство, объединенное полутактическими и полустратегическими целями. При определенной доработке данная программа действий парламента может действительно стать точкой отсчета для проведения комплексных реформ в стране. Объективные условия для этого созданы да и клеточки расчерчены, осталось только вписать фамилии..."
"...
Предусмотрен еще целый ряд мер, направленных на расширение полномочий правительства и, как следствие, на сужение полномочий Президента. В частности, предлагается определить четкий статус и границы компетенции премьера и членов Кабинета (с одной стороны) и совещательных органов (с другой), а также выписать формы и способы взаимодействия между официальными исполнительскими институциями и консультативными президентскими. Расшифруем: имеется в виду создание таких правовых условий, при которых не структуры, не несущие никакой ответственности, знали свое место и не мешали структурам ответственным. Иначе говоря, предлагается сделать так, чтобы, к примеру, администрация Президента не руководила правительством.
Напомнить о своих обязанностях авторы проекта договора намерены не только президентским советникам, но и самому Президенту. Словосочетание «законодательная регламентация порядка осуществления Президентом полномочий и принятия актов Президента» в переводе на общечеловеческий язык означает буквально следующее: вводится схема, при которой глава государства:
n обязан подписывать закон в строго установленные Конституцией сроки, а не «мариновать» его месяцами;
n обязан делать то же самое с нормативными актами, в отношении которых преодолено вето, а не применять изобретенное на Банковой «двойное вето», не описанное ни в одном документе;
n обязан не издавать указы, содержание которых касается тех вопросов, которые находятся в исключительной компетенции Верховной Рады;
n не должен пытаться определять основы внутренней и внешней политики, поскольку это является прерогативой парламента, а ему Конституция предписывает осуществлять руководство внешнеполитической деятельностью государства. То есть быть менеджером, а не идеологом.
И так далее. В принципе все описанное выше есть в Основном законе. Но там не оговорено, что будет, если Президент откажется исполнять начертанное в главном уставе нашей жизни. И как заставить гаранта быть законопослушным. Предлагается предусмотреть все «если» и всякие «как».
Единственным конституционно предусмотренным способом воздействия на Президента была возможность отрешения его от власти при помощи импичмента. Однако назвать эту возможность реальной, означало бы слукавить. Составители договора о совместных действиях решили исправить и этот недочет. Неприятную процедуру предложено максимально детализировать, что способно сделать импичмент реальным инструментом демократического давления на недемократичного национального лидера.
По сути, предлагаемые законодательные коррективы – не только механизм создания нормальных взаимоотношений между ветвями власти. Но и попытка законно и системно осуществить переход к парламентско-президентской форме правления. Схема не нова, однако если до этого многим была известна политическая цена подобных изменений, то теперь можно говорить и об их «кадровой» стоимости. Кроме того, впервые был предложен столь масштабный подход. Тем более что предложения, реализация которых, по идее, должна привести к внутриполитической «европеизации» страны, увязаны с предложениями, направленными на «европеизацию» внешнеполитическую. Украину предложено «подогнать» под классические континентальные стандарты. Тем более что интеграция в Европу и, в частности, членство в ЕС названы главными внешнеполитическими приоритетами. В идеале должна получиться страна, в которой наличествуют:
• ответственное парламентское большинство;
• реальное коалиционное правительство;
• обладающий представительскими функциями Президент;
• структурированная, конструктивная и обеспеченная всем необходимым для политического существования оппозиция;
• четкое распределение полномочий между ветвями власти, между центральными и местными исполнительскими структурами, между органами власти и органами местного самоуправления;
• максимальная децентрализация власти;
• современный аппарат административного управления;
• реформированная армия;
• четкий контроль за сбытом спецпродукции;
• человеческая система налогообложения и налоговые органы с человеческим лицом;
• независимая пресса;
• защищенный отечественный товаропроизводитель;
• законодательство, максимально приближенное к стандартам ЕС.
То есть все то, чего у нас нет.
Вот таким образом без Ирака и кассет, без демонстраций и импичментов, без сепаратных договоренностей и силовых методов «Наша Украина» предлагает изменить систему власти в стране, систему взаимоотношений в парламенте, создать большинство, объединенное полутактическими и полустратегическими целями. При определенной доработке данная программа действий парламента может действительно стать точкой отсчета для проведения комплексных реформ в стране. Объективные условия для этого созданы да и клеточки расчерчены, осталось только вписать фамилии..."