МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Украина полным ходом теряет самостоятельность в глазах мировой о

06/11/2002 | Спостерігач
Украина полным ходом теряет самостоятельность в глазах мировой общественности: снова с Россией, снова вторая...


Максим Карижский, директор АГТ, для Part.org.ua
10.06.2002


Зачем Украине соглашение о совместном управлении? Это расчет за газовые долги? Вступление в кооперацию с мощным Газпромом во внешних газовых проектах (строительство газопроводов, разработка месторождений)? Неизвестно. Украина кое-что теряет, но что она приобретает?



Тезис №1. Предмет соглашения остается тайной. Сообщение о создании консорциума по совместному управлению системой магистральных газопроводов пока не содержит ясной информации. Значит ли это, что «Газпром» вошел в собственность магистральных сетей. Если да, то с какой долей – 50%, 30%, 50%+1 акция, 49%? Также неизвестно, в течение какого срока будет действовать это соглашение, и какие вопросы управления магистральными газопроводами являются компетенцией совместного управления. Мы также не знаем, с какими требованиями Украина вступала в соглашение о совместном управлении газотранспортными сетями. В частности, каковы будут инвестиции в магистрали со стороны России и будут ли они вообще. Требовала ли Украина деньги за транзит газа? Какой теперь является плата за транзит российского газа? Будут ли украинские компании привлекаться Газпромом к его строительным проектам в обмен на допуск России к управлению магистральными газопроводами? Возможно, этих требований у украинской стороны не было вообще. Если так, то можно отметить сходство «газовых переговоров» с переговорами о вступлении в ВТО, где Украина, к сожалению, также не имеет объемлющего перечня условий вступления и требований.


Тезис №2. Украина подтверждает выбор в пользу России, а не западного мира. Характерная деталь: сначала Россия заявляет про НАТО, а потом Украина ее дублирует. До этого Россия активизирует переговоры с ЕС, а Украина ее снова дублирует. Также Россия опережает Украину в процессе вступления в ВТО. И теперь – сугубо экономический вопрос. Украина уже не вольна сама решать, кто будет инвестором ее магистральных газопроводов. Решение согласовывается с Россией. Сам факт совместного управления с российской стороной означает, что теперь уже Украина не может самостоятельно выбирать партнеров в вопросе управления и привлечения инвестиций в магистральные газопроводы. Факт совместного управления Украиной и Россией газовыми сетями означает интеграцию с Россией, в частности движение в фарватере РАО Газпром. Это еще один признак того, что Украина теряет самостоятельную позицию на внешней площадке, в данном случае экономической.


Тезис №3. Не исключено, что Украина теряет последнюю возможность выхода на внешний газовый рынок. У Украины ранее была возможность связывать продажу части собственности магистральных сетей с участием в газовых проектах за пределами Украины. Например, Украина, впустив компанию «Shell» (или любую другую западную компанию) в собственность газовой магистральной сети, в качестве одного из условий могла бы обсуждать участие в проектах этой компании, например, в Азии, Америке, Европе. Интересно, существует ли такой пункт в соглашении по совместному управлению России и Украины. По крайней мере, уже сейчас понятно, что Украина не может вести самостоятельно переговоры с западными контрагентами. Тот факт, что Украина совместно с Россией ведет переговоры о привлечении западных компаний, может означать, что РАО Газпром теперь будет главным получателем преимуществ от переговоров с западными газовыми компаниями. У РАО сейчас инициатива. И место, которое на мировом рынке (строительство газопровода, добычи газа, выработки газа) могла бы занять Украина, займет «Газпром». Неизвестно, предусмотрены ли новые возможности и рынки сбыта для украинской газовой промышленности в мировом газовом бизнесе, например, за счет участия Украины в зарубежных проектах «Газпрома».


Тезис №4. Шаг к совместному управлению означает отход от политики диверсификации, один из принципов которой заключается в том, что если газ из России, то газопровод – не российский. Вероятно, при совместном управлении украинской магистральной газосетью Украина теряет самостоятельность в формировании тарифа на транзит российского газа в Европу. Не имея альтернативу российскому газу (потому что даже туркменский газ идет по территории России), Украина теряет собственный козырь в переговорах о цене газа и об условиях поставки, тарифа транзита российского газа в Европу.


Тезис №5. Неоглашение четких условий соглашения может означать их отсутствие, что дает России как газовому кредитору Украины маневр в «закручивании гаек» данного соглашения.


Тезис-вопрос №6. Какие интересы обеспечены Украиной за счет данного соглашения? Соглашение о совместном управлении магистральными газопроводами для Украины могло бы быть оправдано ликвидацией газовых долгов. Но пока этого не заявлено. Если не расчет за долги, тогда что же? Получение каких-то бонусов в работе с «Газпромом» на внешних рынках? Пока это тоже неизвестно. Если же не то и не другое, то речь идет, скорее всего, об обычном очередном проигрыше украинской политики более сильным внешним игрокам, в частности, согласованным действиям российского правительства и РАО «Газпром».


Выгоды России в данном случае выглядят куда более понятными: она ликвидирует самостоятельность Украины в тарифном вопросе, она получает прямой «доступ» к Европе, и теперь уже «Газпром» не должен вкладывать несколько миллиардов в альтернативный магистральный газопровод, хотя он может это сделать (в целях диверсификации).


Не исключено, что соглашение о совместном управлении закончится тем, что «Газпром» войдет в собственность таких ценных активов, коими является украинский магистральный газопровод. Этого РАО Газпром и российское правительство добиваются уже несколько лет. Похоже, успешно.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".