МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

ДВУЯЗЫКАЯ БЕЗЫДЕЙНОСТЬ Сергей ШАНГИН

07/22/2002 | Roller представил.
Любителям статистики, СТАТЬЯ ИЗ ЗН. Роллер представил.

----------------------------------------



ДВУЯЗЫКАЯ БЕЗЫДЕЙНОСТЬ

Сергей ШАНГИН


На эти темы уже написано столько, что впору открывать библиотеку. Однако количество не переросло в качество. Сколько-нибудь обоснованной концепции национальной идеи по-прежнему нет, а проблема статуса русского языка по-прежнему остается актуальной.

Языковый вопрос разрешен лишь на конституционном уровне и разрешен однозначно и справедливо: государственный язык — украинский. И какие бы названия и условия функционирования не придумывали для языка русского — он вторичен. Сколько бы ни говорили о его преимущественном распространении в отдельных известных регионах — это свидетельство не столько сильного влияния российского фактора, сколько временной недостаточности украинского начала. Именно временной. Нет сомнения в том, что само время при нынешней, пусть даже вялотекущей государственной политике в этом направлении расставит все по своим местам и уже в обозримом будущем тот же Донбасс заговорит по-украински.

Но для этого необходимы время и юридическая база. Нужен закон, которого до сих пор нет. Однако сам по себе закон не решит проблемы. Нельзя вечером уснуть русскоязычным, а утром, повинуясь воле закона, проснуться со знанием (хотя бы на бытовом уровне) украинского языка. Так не бывает, сколько бы законов хороших и разных не издавала держава. Этому надо учить.

В школе эта проблема уже решается. По данным Центра Разумкова, планомерно осуществляется переход среднего образования на украинский язык обучения и активное обязательное изучение самого языка. Если в 1991/1992 учебном году на украинском языке обучалось 49% учеников, а на русском — 50%, то в 2000/2001 г. на украинском языке обучалось 70% школьников, а на русском — 29%.

Та же тенденция просматривается и в высшей школе: на протяжении 1995 — 2000 г.г. число студентов, обучающихся на украинском языке, возросло с 55% до 80%, а на русском — уменьшилось с 45% до 20%.

В Волынской, Житомирской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Киевской, Львовской, Ривненской, Тернопольской, Хмельницкой, Черкасской и Черновицкой областях, судя по статистике, обучение на русском языке не осуществляется вообще.

Впрочем, это статистика. В реальности же вполне допускаю, что ректор вуза может издать приказ о переходе на украиноязычное обучение, с чувством национальной гордости отрапортовать об этом в министерство, оно — в Кабмин, и появится в отчетах очередная галочка, которая цифрой уйдет в Госкомстат. А в аудиториях звучит русская речь.

Вводить обучение на украинском языке необходимо практически обосновывая этот процесс: нужны учебники, учебные пособия, методические разработки, учебные программы курсов… Я уже не говорю о разработке научной терминологии — это сложная и долгая работа. К тому же все это требует немалых средств, а для нужд образования в карманах у государства позвякивает только мелочь.

Вместе с тем существует большое количество людей, вышедших из школьного возраста и в силу различных обстоятельств не сумевших овладеть украинским языком. Многие из них рады были бы выучить его сейчас, но к кому им обращаться? Ежедневно нас со всех сторон атакует назойливая реклама: курсы английского, немецкого, французского языков — в любое время для различного уровня подготовки и в любом возрасте — будьте любезны.

А родной, государственный?

Если государство требует (совершенно справедливо), чтобы украинский язык получил широкое распространение, то оно же должно создать для этого соответствующие условия. Если не по всей стране, то поначалу хотя бы в крупных городах и областных центрах и, в первую очередь — в столице (уважаемый господин мэр — не все же вам землю копать!) создать центры (или курсы) по изучению украинского языка. И не просто создать, а обеспечить мощной рекламой, чтобы дошло до каждого. Помещений предостаточно — те же школы, вузы, клубы… Кадров хватает, литература есть. Причем — и это принципиально — курсы должны быть в идеале бесплатными, либо плата должна быть символической и дифференцированной, в зависимости от доходов граждан.

Скажут, где взять деньги? Хотел бы я посмотреть в глаза министру финансов, если он не сможет найти денег на такое дело! (Кстати: в черном списке должников почившего в бозе банка «Украина» находим: «ТВМП «Українська мова» — 27,6 млн. грн и 0,5 млн. грн. Что бы это значило?)

В качестве примера сошлюсь на опыт России, где правительство приняло на государственном уровне федеральную целевую программу «Русский язык», которая, по словам российского премьера, «должна определить меры по укреплению русского языка в качестве государственного, языка национального общения и языка русского народа». И это в стране, где языковая проблема далеко не так остра, как в Украине.

У нас помимо государственных возможны и иные пути финансирования. Надеюсь, что меценатские традиции Терещенко вполне могут быть возрождены «новыми украинцами». И уж сам Бог велел включиться в эту просветительскую кампанию депутатский корпус на всех уровнях, и, прежде всего, — депутатов Верховной Рады в своих округах. Господа народные избранники, своим участием вы не только совершите благородное дело для страны и народа, но и приобретете воистину бесценный политический капитал!

Было бы замечательно, если бы в числе лидеров этого движения выступили руководители русских общин и движений в Украине. Кому как не им помочь прежде всего русскоязычным гражданам страны овладеть государственным языком, облегчив процесс интегрирования в общество. Известно, что существует практика, когда при приеме на ответственные административные посты и должности необходимым условием является требование владения украинским языком. Те, кто не знает его, остаются по этой формальной причине в стороне от активной государственной и общественной жизни, а ведь среди них много если не патриотов Украины, то просто талантливых людей. К тому же овладение вторым языком само по себе даже не является чем-то выдающимся и, тем более, жертвенным — это естественное проявление человеческой цивилизованности, которое не станет дискриминационным посягательством на русский — он был, есть и будет языком общения.

Что же касается темы ущемления в правах и тем более притеснений русскоязычного населения в Украине, то здесь, по результатам социологических исследований, проведенных Центром Разумкова, повода для опасений нет: национально-культурные потребности русских в Украине удовлетворяются в полной мере (так считают 44,4% опрошенных), частично — 36,85%, неудовлетворенными считают себя лишь 7,6%.

Безусловно, языковая политика — дело весьма и весьма деликатное, здесь нужно учитывать особенности, которые возникают в процессе приобщения человека к украинскому языку, истории, культуре… И, прежде всего, необходимо понимать, что процесс этот, пусть даже оптимально управляемый, достаточно долог. Результат здесь не достигается никакими пропагандистскими кампаниями и не укладывается в прокрустово ложе командно назначенных сроков. Ведь сам язык — это, как известно, материальная оболочка мысли, и по большому счету речь идет не столько об изучении языка, истории, культуры — это формальная сторона дела — сколько о привитии навыков нового мышления, формировании обновленного национального самосознания, социального имиджа, международного авторитета.

Мы уже пережили первоначальный романтический период, когда пьянящая атмосфера абсолютной, казалось, свободы и вседозволенности вкупе с яростной радостью разрушения устаревших канонов, лжи, лицемерия прежней власти, дискриминации привели к реальности создания наконец-то феномена украинского начала как чистого феномена во всей его самобытности. Для того времени вполне объяснимы максимализм и явное переусердствование.

Прошло время, эмоции поутихли, и вдруг стало очевидным, что особо-то радоваться нечему, поскольку превосходные качества и степени могут тешить наше разве что историческое национальное самолюбие, а в современности они как-то не проявляются.

На мой взгляд, аналогична судьба украинской идеи. Мы увлекаемся ее историческим прошлым и только лишь этнологическим современным прочтением. Но сегодня ХХІ век, абсолютно иные системы ценностей, жесткие и жестокие, и этноценности играют отнюдь не решающую роль.

Да, можно сказать, что украинская идея осуществлена в своей государственной форме — Украина стала независимой державой, и сегодня главная задача — активное социально-экономическое развитие. Совершенно прав первый Президент Украины Л.Кравчук, когда на вопрос «Какая национальная идея может всколыхнуть народ сейчас?» ответил: «Экономический рост. Колоссальный рывок вперед. Стать «европейским тигром». Увеличить валовой продукт насколько возможно. Вырваться из бедности. Вот в чем должна быть идея». Не следует романтизировать украинскую идею и растворять ее только лишь в духовной возвышенности, она должна стать и целью, и средством социально-экономического развития общества в его реальной конкретике.

Не согласен с теми, кто принижает значимость украинской идеи, а то и вообще считает ее мифом. Она должна родиться, и по природе своей должна стать важнейшим консолидирующим стимулом развития украинского общества и государства, основой их престижа и имиджа. Она должна быть современной, иначе мы рискуем получить феномен шароварной Украины и оказаться всеобщим посмешищем для цивилизованного мира. Сегодняшний скепсис по отношению к ней объясняется именно тем, что существующие разработки, повторюсь, осуществляются не в самых актуальных плоскостях.

Известно, что Украина многонациональная страна. Украинцы органически не способны к угнетению других наций, они знают, что такое обиженное национальное самолюбие. Мы живем в мире и согласии — это, пожалуй, наше единственное реальное достижение за десять лет независимости. И это тоже одна из составляющих украинской идеи.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".