МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

До теми "круглого столу" (від Шарпа)

08/21/2002 | НеДохтор
Мається на увазі другий розділ книги Джина Шарпа.
Перетягую сюди з Бібліотеки.
Можливо зможемо проаналізувати наскільки це може стосуватися сучасного моменту і наших умов.
Можливо хтось зможе повитягувати найкорисніші цитати, щоб зробити коротенький "довідник" на цю тему.





URL: http://maidan.org.ua/n/lib/1023231346

© Джин Шарп
ОТ ДИКТАТУРЫ К ДЕМОКРАТИИ
Концептуальные основы освобождения
--------------------------------------------------


2. Опасность переговоров

Перед лицом острых проблем борьбы с диктатурой (описанных в главе 1) некоторые люди впадают в пассивное повиновение. Другие, утратив надежду добиться демократии, могут придти к выводу, что необходимо договориться с вечной, как им кажется, диктатурой в надежде путем "примирения", "компромисса" и "переговоров" сохранить какие-то позитивные элементы и положить конец жестокостям. На первый взгляд, при отсутствии реального выбора такой подход представляется привлекательным.

Серьезная борьба против жестокой диктатуры несет в себе неприятную перспективу. Почему же необходимо встать на этот путь? Разве нельзя вести себя разумно и искать пути к переговорам, находить возможности постепенно покончить с диктатурой? Разве не могут демократы призвать к чувству человечности диктаторов и убедить их постепенно сократить свою абсолютную власть и, возможно, в конечном итоге предоставить возможность установить демократическое правительство?

Иногда утверждают, что правда не всегда лишь на одной стороне. Может быть, демократы недопонимают диктаторов, которые действовали из хороших побуждений в трудной обстановке? Другие считают, что диктаторы с радостью уйдут сами в той трудной ситуации, в которой оказалась страна, если только поощрить и уговорить их. Можно также утверждать, что диктаторы могут согласиться "на ничью", когда все стороны оказываются в выигрыше. Тогда можно говорить о том, что более не будет необходимости идти на риск и страдания в дальнейшей борьбе, если демократическая оппозиция готова уладить конфликт мирным путем переговоров (может быть даже при посредничестве опытных лиц или правительства другой страны). Разве это не предпочтительно по сравнению с трудной борьбой, даже если это борьба ненасильственная и не прибегает к военным действиям?

Достоинства и недостатки переговоров

Переговоры являются весьма полезным инструментом при разрешении определенных типов проблем в конфликтах, их нельзя игнорировать или отвергать, если они к месту. В некоторых ситуациях, когда решаются вопросы, не имеющие принципиального значения, и поэтому компромисс приемлем, переговоры могут стать важным способом уладить конфликт. Забастовка рабочих за повышение заработной платы является хорошим примером ценной роли переговоров в конфликте: достигнутое соглашение может привести к повышению зарплаты на сумму, среднюю между величинами, изначально предлагаемыми каждой из договаривающихся сторон. Трудовые конфликты с участием официальных профсоюзов, однако, совершенно отличаются от конфликтов, в которых решаются проблемы продолжения жестокой диктатуры или установления политической свободы.

Когда ставятся вопросы фундаментального характера, затрагивающие принципы религии, проблемы прав человека или всего будущего развития общества, переговоры не являются способом достижения взаимоприемлемого решения проблемы. По некоторым принципиальным вопросам компромисса быть не может. Лишь изменение в распределении власти в пользу демократов может обеспечить адекватное решение данного вопроса. Такого изменения можно добиться только в борьбе, а не на переговорах. Это не означает, что к переговорам не следует прибегать никогда. Смысл в том, что переговоры не являются реалистичным способом устранить сильную диктатуру при отсутствии мощной демократической оппозиции.

Естественно, возможности вступить в переговоры может и не возникнуть. Надежно обосновавшиеся диктаторы, уверенные в своем положении, могут отказаться вести переговоры со своими демократическими оппонентами. Или же после начала переговоров участники с демократической стороны могут исчезнуть без следа.

Сдача позиций в ходе переговоров?

Отдельные лица и группы, находящиеся в оппозиции диктатуре и выступающие за переговоры, часто имеют благородные цели. Особенно, когда вооруженные столкновения с жестоким режимом продолжались годами, не достигнув решающей победы, становится понятным, что все люди любой политической ориентации хотят мира. Переговоры в особенности становятся желательными среди демократов, когда диктаторы имеют явное военное превосходство и жертвы и разрушения среди собственного народа становятся непереносимыми. В таком случае появляется сильный соблазн использовать любую другую возможность, которая способна помочь демократам достичь некоторых своих целей и при этом положить конец цепи насилия и насильственных контрмер.

Предложение "мира" путем переговоров с демократической оппозицией со стороны диктатуры, естественно, не является искренним. Насилие может быть прекращено в любой момент самими диктаторами, если только они остановят войну против собственного народа. Без всяких переговоров и по собственной инициативе они могут восстановить уважение достоинства и прав человека, освободить политических заключенных, прекратить пытки, остановить военные операции, выйти из правительства и принести свои извинения народу.

Когда диктатура сильна, но существует раздражающее сопротивление, диктаторы могут решить провести переговоры с оппозицией, чтобы заставить их сдаться под предлогом заключения "мира". Призыв к переговорам может казаться привлекательным, но в ходе переговоров может возникнуть серьезная опасность.

С другой стороны, если оппозиция исключительно сильна и представляет истинную угрозу диктатуре, диктаторы могут предложить переговоры, чтобы сохранить за собой как можно большую часть власти или богатства. В любом из этих случаев демократы не должны помогать диктаторам достичь своих целей.

Демократам необходимо остерегаться ловушек, намеренно поставленных диктаторами в ходе переговоров. Призыв к переговорам, когда ставкой являются вопросы политических свобод, может оказаться попыткой диктаторов заставить демократов мирно сдать позиции при сохранении насилия со стороны диктатуры. В такого рода конфликтах переговоры могут сыграть единственную роль в конце решительной борьбы, в ходе которой власть диктаторов уничтожена и они ищут доступа в международный аэропорт.

Вопросы власти и справедливости в переговорах

Если данный тезис представляется слишком жестким для обсуждения темы переговоров, необходимо умерить романтическое представление о них. Требуется четкое понимание того, как проводятся переговоры.

"Переговоры" не означают, что две стороны садятся за стол и на основе равенства обсуждают и разрешают противоречия, которые вызвали конфликт между ними. Необходимо помнить о двух фактах. Во-первых, в ходе переговоров содержание возможного соглашения определяется не сравнительной справедливостью конфликтных взглядов и целей. Во-вторых, содержание возможного соглашения во многом определяется реальной силой каждой из сторон.

Необходимо учитывать несколько трудных вопросов. Что может сделать каждая из сторон позднее для достижения своих целей, если другая сторона не пойдет на соглашение за столом переговоров? Что может сделать каждая из сторон после заключения соглашения, если другая сторона нарушит свое слово и использует наличные силы для достижения своих целей, несмотря на соглашение?

Разрешение проблемы путем переговоров не достигается оценкой справедливости обсуждаемых проблем. Хотя это и может послужить предметом интенсивных обсуждений, реальные результаты переговоров возникают из оценки абсолютной и сравнительной силы сторон в переговорах. Что могут сделать демократы, чтобы их минимальные требования не были отвергнуты? Что могут сделать диктаторы, чтобы сохранить власть и нейтрализовать демократов? Другими словами, если соглашение достигается, то в основном в результате того, что каждая из сторон сравнивает свои возможности с возможностями противной стороны и определяет, к чему может привести открытая борьба.

Необходимо также уделить внимание тому, какие уступки готова сделать каждая из сторон, чтобы достичь соглашения. В успешных переговорах присутствует компромисс, взаимные уступки. Каждая из сторон получает часть того, чего добивается, и уступает часть своих требований.

Что могут уступить диктаторам про-демократические силы в случаях экстремальной диктатуры? С какими целями диктаторов могут согласиться про-демократические силы? Должны ли демократы оставить диктаторам (будь то политическая партия или военная клика) конституционно закрепленную постоянную роль в будущем правительстве? В чем тут заключается демократия?

Даже предположив, что переговоры проходят успешно, необходимо задаться вопросом: какого рода мир наступит? Станет жизнь лучше или хуже, чем могла бы быть в случае начала или продолжения борьбы демократами?

"Уступчивые" диктаторы

Диктаторы могут иметь различные мотивы и цели для закрепления своего владычества: власть, положение, богатство, перестройка общества и т.д. Нельзя забывать, что ни одна из этих целей не будет достигнута, если они лишатся своего доминирующего положения. В случае переговоров диктаторы будут пытаться сохранить за собой то, к чему стремились.

Какие бы обещания ни давали диктаторы в рамках соглашения, ни в коем случае нельзя забывать, что диктаторы могут обещать что угодно в целях добиться уступок со стороны демократической оппозиции, а затем грубо нарушить эти же соглашения.

Если демократы дадут согласие прекратить сопротивление в ответ на приостановку репрессий, они могут быть сильно разочарованы. Прекращение сопротивления редко приводит к сокращению репрессий. После устранения воздействия внутренней и международной оппозиции диктаторы способны сделать угнетение и насилие еще более жестоким, чем ранее. Распад народного сопротивления часто устраняет уравновешивающую силу, которая ограничивает власть и жестокость диктатуры. В таком случае тираны могут предпринимать действия против кого угодно. "Так как тиран обладает властью ровно настолько, насколько нам не хватает силы противиться ей", - писал Кришналал Шридхарани .

Там, где вопрос ставится по фундаментальным проблемам, для изменения положения в конфликте важно сопротивление, а не переговоры. Почти во всех случаях для лишения диктаторов власти сопротивление должно продолжаться. Успех в большинстве случаев определяется не переговорами о соглашении, а компетентным использованием всех наиболее соответствующих и мощных средств сопротивления. По нашему убеждению, наиболее мощным существующим средством для борцов за свободу является политическое неповиновение, или ненасильственная борьба, о чем подробнее говорится ниже.

Какого рода мир?

Если диктаторы и демократы ведут переговоры о мире, необходимо чрезвычайно четко мыслить, так как это чревато опасностями. Не все, кто употребляют слово "мир", добиваются мира, предполагающего свободу и справедливость. Подчинение грубому угнетению и пассивная уступка диктаторам, которые зверски обращались с сотнями тысяч людей, не является настоящим миром. Гитлер неоднократно призывал к миру, под которым он понимал подчинение его воле. Мир для диктатора часто означает ничего более, чем мир тюрьмы или могилы.

Существуют и другие опасности. В переговорах с благородными намерениями иногда путают цели переговоров или сам процесс ведения переговоров. Далее, демократические участники переговоров или иностранные эксперты по переговорам, приглашенные в помощь на переговорах могут одним махом обеспечить диктаторам легитимность на местном и международном уровне, в которой им до сих пор было отказано из-за захвата государственной власти, нарушений прав человека и жестокости. Без законного статуса, в котором они отчаянно нуждаются, диктаторы не могут продолжать править бесконечно. Сторонники мира не должны предоставлять им такого статуса.

Источники надежды

Как указывалось выше, лидеры оппозиции могут быть вынужденными вступить в переговоры из-за чувства безнадежности борьбы за демократию. Однако это чувство безнадежности можно изменить. Диктатура не является вечной. Люди, живущие под гретом диктатуры, не становятся слабыми, диктаторам нельзя позволять оставаться у власти бесконечно. Аристотель давно отмечал: "…Жизнь олигархии и тирании более коротка, чем у другого государственного устройства… Нигде тирания не существовала долго" . Современные диктатуры также уязвимы. Их слабости можно усугубить и таким образом расшатать власть диктатора. (Такие слабости более подробно рассматриваются в главе 4).

Современная история выявляет уязвимость диктатур и показывает, что они могут пасть в сравнительно короткий срок: в то время как десять лет, с 1980 по 1990 гг, понадобилось для свержения коммунистической диктатуры в Польше, в Восточной Германии и Чехословакии в 1989 г это произошло в течение считанных недель. В Сальвадоре и Гватемале в 1944 г понадобилось примерно две недели борьбы в каждой из стран, чтобы покончить с прочно укоренившимися жестокими военными диктаторами. Мощный милитаризованный режим шаха Ирана был подорван в течение нескольких месяцев. Диктатор Маркос на Филиппинах в 1986 был свергнут народной властью в течение нескольких недель, а правительство США быстро перестало поддерживать президента Маркоса, когда мощь оппозиции стала очевидной. Попытка переворота в Советском Союзе сторонниками старого режима в августе 1991 г с помощью политического неповиновения была заблокирована в течение нескольких дней. Впоследствии, многие из народов, долгие годы находившихся под его властью, вернули себе независимость в течение дней, недель и месяцев.

Старое мнение, что силовые действия всегда срабатывают быстро, в то время как ненасильственные средства требуют значительного времени, явно перестало быть справедливым. Хотя может потребоваться немало времени, чтобы изменить глубинную ситуацию и общество, сама борьба против диктатуры с помощью ненасильственных методов иногда протекает сравнительно быстро.

Переговоры не являются единственной альтернативой продолжительной войне на уничтожение, с одной стороны, и капитуляцией, с другой. Приведенные здесь примеры, а также примеры из главы 1, показывают, что существует еще одна возможность для тех, кто добивается мира и свободы: политическое неповиновение.

http://maidan.org.ua/n/lib/1023231346
-----------------------------------

Відповіді

  • 2002.08.21 | Українець, громадянин України

    Re: До теми "круглого столу" (від Шарпа)

    Для успіху переговорів, щоб останні не перетворились у здачу інтересів, потрібні важелі впливу. У Кучми та оточення вони є. Вони мають владу, мають систему.
    Опозиція розрізнена та слабка. Ми можемо щось вимагати, але чим підкріплювати наші вимоги? Загрозою майбутніх протестів? Кого ми цим налякаємо, якщо прийшли на переговори, бо боялись, що акції протесту будуть невдалими?
    Тому, перш за все, потрібні масові акції протесту. А після - переговори, бо, зрозуміло, від самих лише народних виступів система не зміниться. І вже на цих переговорах ми зможемо ставити свої умови капітуляції (!!!) режиму, включно з відставкою Кучми. Переговори можуть бути лише про повну зміну системи, бо "євроремонт" в будинку, що стоїть на розламаному фундаменті мало чого вартий.
    А якщо акції протесту будуть не вдалими (читай - малочисельними), то видно наші люди ще не доросли до "демократії", їм і так добре живеться. Почекаємо ще, хай нас ще пограбують, повбивають, тоді може дозріємо. Іншого виходу у нас немає.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2002.08.21 | Абдула

      Re: До теми "круглого столу" (від Шарпа)

      Українець, громадянин України писав(ла):
      > А якщо акції протесту будуть не вдалими (читай - малочисельними), то видно наші люди ще не доросли до "демократії", їм і так добре живеться. Почекаємо ще, хай нас ще пограбують, повбивають, тоді може дозріємо. Іншого виходу у нас немає.

      Нащо ж так песимістично? Як би не закінчилася вереснева акція, політична боротьба на тому не припиниться, навіть якщо наші люди до демократії не доросли. В будь-яких умовах завжди можна знайти найоптимальніший метод боротьби. А у нас усі суперечки йдуть довкола можливого кінцевого результату планованої акції, а не довкола пошуку того методу.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2002.08.22 | Українець, громадянин України

        Re: До теми "круглого столу" (від Шарпа)

        Абдула писав(ла):
        > Нащо ж так песимістично? Як би не закінчилася вереснева акція, >політична боротьба на тому не припиниться, навіть якщо наші люди до >демократії не доросли. В будь-яких умовах завжди можна знайти >найоптимальніший метод боротьби. А у нас усі суперечки йдуть довкола >можливого кінцевого результату планованої акції, а не довкола пошуку >того методу.

        Так, боротьба не припиниться, але результативною вона буде лише тоді, коли більшість українців зрозуміє, що боротись мають саме вони, усі разом.

        Українці, єднаймося! В єдності наша сила!
  • 2002.08.21 | Абдула

    Re: До теми "круглого столу" (від Шарпа)

    Шарп пише:
    "Современная история выявляет уязвимость диктатур и показывает, что они могут пасть в сравнительно короткий срок: в то время как десять лет, с 1980 по 1990 гг, понадобилось для свержения коммунистической диктатуры в Польше, в Восточной Германии и Чехословакии в 1989 г это произошло в течение считанных недель. В Сальвадоре и Гватемале в 1944 г понадобилось примерно две недели борьбы в каждой из стран, чтобы покончить с прочно укоренившимися жестокими военными диктаторами. Мощный милитаризованный режим шаха Ирана был подорван в течение нескольких месяцев. Диктатор Маркос на Филиппинах в 1986 был свергнут народной властью в течение нескольких недель, а правительство США быстро перестало поддерживать президента Маркоса, когда мощь оппозиции стала очевидной. Попытка переворота в Советском Союзе сторонниками старого режима в августе 1991 г с помощью политического неповиновения была заблокирована в течение нескольких дней. Впоследствии, многие из народов, долгие годы находившихся под его властью, вернули себе независимость в течение дней, недель и месяцев".
    Кінець цитати.

    До цього треба додати, якщо бути чесним, жодної диктатури в Україні нема, існування парламенту і опозиції тому доказ. Назвемо форму правління в Україні "кучмархія". Це може бути гірше, ніж диктатура, бо дозволяє "кучмарху" бачити своїх відкритих противників та плани їх дій і відповідно на них реагувати. Отож, за певних умов, диктатуру можна скинути, дійсно, дуже швидко.
    В умовах же кучмархії до певного часу, поки нема впевненості у своїх силах, не можна розкривати власних планів. Що буде, якщо вереснева акція не приведе до перемоги? Неважко передбачити. Лідери опозиції втратять своїх останніх симпатиків, потенційні прихильники втратять рештки ентузіазму. Отож, мав би бути скритий період підготовки сил. Його, судячи з усього не було. Але і відцофати назад розвиток подій теж не можна. Що залишається? Не ставити перед акцією великої мети, а лише відволікти увагу кучмарха, одночасно готуючи іншу, більш ефективну акцію. Це все суто теоретично. Життя саме покаже, що треба робити. Але щоб не було пізно.
  • 2002.08.22 | НеДохтор

    Тема не пішла, може спробуємо інакше?

    Точніше тема пішла, але стрімко вниз.


    Може тоді спробуємо обговорити формат "круглого столу".

    Пропустимо його круглу форму і обіцянку Кваснєвського такий стіл дати в користування.

    I. Хто учасники столу?

    Варіанти:
    1. влада + опозиція.
    2. влада + опозиція + посередник(и)


    Обов’язковість представників від всіх гілок влади, чи ні, адже мова буде(?) йти про перерозподіл їх повноважень і незалежність судової гілки?
    Яке місце посядуть журналісти, за столом чи ні, адже вони символічно також гілка влади?
    Хто від опозиції? Яке місце посяде громадянська опозиція, за столом чи ні?
    Чи потрібен посередник? Які критерії його підбору? Чи може ним бути який іноземець?


    Якщо не вийде знайти відповіді, то може хоч питання до купи позбираємо. Може комусь пригодиться.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2002.08.22 | Roller

      Re: Тема не пішла, може спробуємо інакше?


      НеДохтор писав(ла):
      > Точніше тема пішла, але стрімко вниз.
      >
      >
      > Може тоді спробуємо обговорити формат "круглого столу".
      >
      > Пропустимо його круглу форму і обіцянку Кваснєвського такий стіл дати в користування.
      >
      > I. Хто учасники столу?
      >
      > Варіанти:
      > 1. влада + опозиція.
      > 2. влада + опозиція + посередник(и)
      >
      >
      > Обов’язковість представників від всіх гілок влади, чи ні, адже мова буде(?) йти про перерозподіл їх повноважень і незалежність судової гілки?
      > Яке місце посядуть журналісти, за столом чи ні, адже вони символічно також гілка влади?
      > Хто від опозиції? Яке місце посяде громадянська опозиція, за столом чи ні?

      Вопрос гражданской оппозиции, возможностей ее становления, структуры и представительства требует детального анализа.

      И дело вовсе не в том, есть такая оппозиция, или ее нет. Вопрос иллюзий и идиллий, а в ее месте в структуре гражданского общества.

      Пока дело не касается конкретных действий, то есть на уровне обсуждений и критических замечаний в адрес владных структур тезис о гражданской оппозиции выглядит вполне приемлемым. Пример тому наш форум майдан. Здесь любой гражданин может, грубо говоря, залезть на сцену и выступить с высокой трибуны, отвести душу, и его слово имеет такой же ценз, как и критические слова других. Интернет в этом смысле почти идеально решает поставленную задачу.

      И что характерно, такой круглый стол работает в реальном масштабе времени и за него может сесть любой политик, к том числе и президент, теоретически. Но не садится. Почему?

      Вопрос в представительстве. Этот вопрос подробно обсуждался со Свистовичем, и по его наблюдениям, власть, даже в лице политической оппозиции считается с теми, за кем что-то стоит. Этим "что-то" часто высупают люди. Вернее их количество.

      Но здесь мы, так или иначе, должны вернуться к проблеме организации гражданской оппозиции. Итак, без натяжек можно сказать, что гражданская оппозиция не притянута за уши, она существует и реализуется в виде форума граждан, недовольных сложившимся положением в государстве. А граждане в большей части всегда чем-то недовольны, отдельными недостатками, или в целом.

      Желание увеличить количество граждан, для того, чтобы с ними считались политики, считались за "круглым столом переговоров с властью" приводит на первом этапе к тому, что граждане не могут только договориться между собой, но они не могут ужиться за своим столом переговоров. Что же говорить уже о структуре такого образования.

      Лучшее, на что они могут рассчитывать, это то, что среди них выделяться лидеры мнений, то есть те к голосам кого прислушиваются.

      Такое положение не так уж и плохо, поскольку в процессе конфликтов граждан, эскизно становится понятным, чего собственно хотят эти граждане от власти, и на сколько это отвечает интересам государства.

      Собственно, такой стол вполне устраивает власть. Он ни к чему не обязывает стороны, в плане обещаний. Обеспечивает доступ к мнению граждан, их не треба опрашивать государству. И не представляет особой угрозы, поскольку граждане не могут договориться между собой, чего они собственно хотят.

      Это можно было бы назвать первым этапом становления гражданской оппозиции. И то, что такой механизм работает, и работает без особых сбоев, нравится, и в чем то отвечает интересам граждан, мы всегда можем убедиться, наблюдая за счетчиками тем и количеством посещений.

      Состояние счетчиков можно условно назвать пульсом гражданской оппозиции.

      НО теперь встает вопрос второго этапа. Попытки более численного образования и выхода во власть. И вопрос представительства. И мы видим, что нам не обойтись без тех же механизмов, организации, которым пользуется власть. Тех же выборов, перехода на профессиональную основу. И сразу встает вопрос. А для чего это нужно, ведь все это уже есть, создано и апробировано. Не проще ли пользоваться готовым. И идти прямо во власть, чем идти к ней, с ней на переговоры? И вопрос этот не такой простой.

      Поскольку как только гражданская оппозиция переходит в разряд представительской власти, так сразу же она теряет свой статус гражданской оппозиции. Теряет на том основании, что она сами становится властью. А власти хорошей не бывает.

      Что же делать. Каков выход из данной ситуации. Где тот предел, до которого треба дорасти, и с которым власть будет считаться просто в силу численности собравшихся. И будет ли она считаться? Зачем ей это? И собственно чего смогут захотеть эти люди, ведь они хотят разного? Не вернулись ли мы опять на круги своя к тому с чего начали. К вопросу идиллий и иллюзий. И что нам с этим делать?
    • 2002.08.22 | Абдула

      Re: Тема не пішла, може спробуємо інакше?

      Щоб розкрутити тему, треба детальніше пояснити ідею круглого столу, щоби випадковим читачам було все ясно, про що йдеться. Ліпше то зробити наново під новою назвою.
  • 2002.08.22 | Українець, громадянин України

    Литвин: антипрезидентские акции - признак слабости оппозиции

    Корреспондент.net
    22 Августа 2002, 09:47

    Литвин считает, что антипрезидентские акции - признак слабости оппозиции

    Спикер Верховной Рады Украины Владимир Литвин считает, что намерение оппозиционных партий организовать выступления против Президента Леонида Кучмы является признаком их слабости, сообщают Українські Новини. По словам Литвина, "слабые страны, слабые политики всегда склонны к тому, чтобы искать врага. Другим способом они не могут себя реализовать".

    Об этом глава украинского парламента заявил в интервью Первому Национальному телеканалу Украины.

    Он сказал, что те, кому не нравится Кучма, должны дождаться следующих президентских выборов, которые пройдут в 2004 году. "В политике, на мой взгляд, главное — уметь ждать", сказал спикер.

    Он призвал обсуждать действия власти, которые вызывают недовольство оппозиции, а не призывать население к уличным протестам. "Давайте садиться и определять, что нам нужно сделать", заявил Литвин.

    =========

    Влада - боїться акції протесту, бо вони можуть призвести до капітуляції влади. Опозиція, що буде приймати участь в акціях протесту - це не партії, не політики, це народ України, якому набридли злочини та брехня влади. Так, опозиція справді в чомусь слабка, бо влада контролює ЗМІ, контролює судову систему тощо. Але владі важко буде контролювати людей, що вийдуть на вулиці.

    Хіба справа в тому подобається нам Кучма чи ні? Кучма (як і Литвин) підозрюється у скоєнні важких злочинів, тому мають бути не вибори, а суд. Суд незалежний від влади. Відповідно, потрібна відставка усіх заплямованих політиків, зміна системи, що можливе лише в результаті масових акцій протесту. Чи може злочинці самі себе засудять та попросяться до в'язниці?

    Обговорювати зі злочинцями їхні злочинні дії? Це як? Спитати, чи їх не соромно? Якщо ж ні, то може обговорити з ними поставки нової партії зброї до Іраку? Може й прибутками поіляться?


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".