МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Дискусія на тему: Історико-архітектурний образ Києва та роль гр

09/21/2002 | Київський Будинок вчених
УКРАЇНОЗНАВЧИЙ КЛУБ “СПАДЩИНА”. До питань про будівництво навколо Софійського державного заповідника. До участі у дискусії запрошена проф. архітектури Л.П.СКОРИК. Ведучий - співголова КРОГу О.М.ГРИБ. Голова ради - д.т.н., проф. Ю.О.КОЧЕРЖИНСЬКИЙ. Відп .- С.Богдан.

Київський Будинок вчених, вул.Володимирська, у дворі напроти метро"Золоті ворота",23 вересня, ПОНЕДІЛОК, Біла вітальня. Початок о 19.00 http://www.icfcst.kiev.ua/house/Abouthouse/planhouse.htm

Відповіді

  • 2002.09.21 | Михаил Дегтярев, искусствовед

    О том, чего не должно быть

    24/09/2001 http://www.stroyrec.com.ua/news.php?id=5

    В историческом центре Киева то тут, то там возникают здания, которые не вписываются в исторически сложившуюся архитектурную среду по своим “суперсовременным” формам, строительным материалам и конструкциям и разрушают эту среду в эстетическом отношении. Нередко для внедрения таких нелепых новоделов “расчищаются” участки с полным уничтожением находившихся на их месте добротных старинных зданий — ценных памятников архитектуры и истории. Зачастую это происходит в архитектурно-охранных заповедных зонах исторического ядра Киева, где согласно действующему законодательству, запрещается проведение каких-либо значительных новостроек, а допустимы лишь работы по восстановлению исторической среды, старинных зданий и их утраченных элементов.
    Именно к такой заповедной зоне и относится улица Смирнова-Ласточкина, на которой по проекту Ларисы Павловны Скорик возведено новое “сакральное” сооружение. Построено оно почти на том же месте, где вплоть до конца XIX века красовалась деревянная Воздвиженская церковь, построенная в формах казацкого барокко (якобы так чтимого самой Л.П.Скорик).

    Произведение Л.П.Скорик, по моему мнению, с его архитектурно-невыразительным, нетектоничным нагромождением объемов напоминает отнюдь не божий храм, а игру в “детский конструктор”, капризно-незаконченное складывание кубиков. Не потому ли на фоне этой антиархитектуры выглядит чуть ли не шедевром зодчества расположенный рядом старинный одноэтажный домик — прекрасный образец старокиевской застройки.

    Говорят, что о вкусах не спорят. Читатели сами могут судить о достоинствах возведенной по проекту Л.П.Скорик храмовой постройки, сопоставив ее с грациозным обликом находившейся здесь в прошлом Вознесенской церкви. Думаю, нам следует задуматься о том, какое влияние случившееся может оказать на образование и нравственное воспитание молодого поколения архитекторов, каким примером для них послужит деятельность профессора Академии искусств и активного члена Общества охраны памятников Л.П.Скорик. С моей точки зрения, подобное произведение зодчества вполне уместным могло бы оказаться, например, в качестве цветочного павильона на новом массиве Киева среди тоскливо-однообразного урбанистического ландшафта. Оно внесло бы в него некоторое разнообразие.

    К сожалению, рассмотренный случай — это не единственный эпизод творчества Л.П.Скорик, который, считаю, эпатирует киевскую образованную публику. Широко известен вынашиваемый Л.Скорик проект возведения “церкви из стекла” в архитектурно-охранной зоне, над фундаментами древнерусского Феодоровского монастыря вблизи недавно воссозданного Михайловского Златоверхого собора. По-моему, трудно придумать более абсурдную ситуацию с точки зрения выбора места для таких, мягко говоря, “авангардистских” экспериментов. Неужели не понимает Л.Скорик, что изобретаемые ею новые формы сакральных сооружений нелепо контрастируют в сопоставлении с гармоничными формами, вырабатывавшимися в отечественном храмовом зодчестве на протяжении веков.

    Конечно же, сейчас и выгодно, и престижно находить заказы на новое церковное строительство. Но эта область архитектурного проектирования требует крайне тактичного и мудрого обращения с традиционно-каноничными формами и приемами.

    Сакральные сооружения из стекла, проектируемые Л.П.Скорик, при хорошей погоде, - нет сомнения, - будут наполняться солнечным светом, чем гордится их автор. Но ведь по понятиям христиан божий мир изначально находится внутри храма, и “феномены” тварного мира не должны брать верх над духовным началом!

    В прошлом создателям православных святынь просто не позволительно было участвовать в строительстве храмов других вероисповеданий: это было бы настоящим вероотступничеством. Поэтому бурная деятельность Л.П.Скорик как проектировщика сакральных сооружений с ее частыми “переключениями”, переходами из одной конфессии в другую, выглядит, по меньшей мере, крайним легкомыслием.

    Необходимо отдать должное, в прошлом Ларисой Скорик было сделано много полезного в Обществе охраны памятников. Нет сомнения, что в значительной мере благодаря ее личным усилиям было предотвращено то, что могло бы стать настоящей архитектурно-экологической катастрофой для Киева. Сейчас же ситуация резко изменилась. Видимо, необходимость “пробивания” заказов для недавно заведенной своей творческой архитектурной мастерской заставляет Л.П.Скорик идти на частые компромиссы со своими вчерашними оппонентами.

    В конце прошлого года на заседании киевского Градостроительного совета была одобрена концепция нового масштабного строительства в архитектурно-охранной зоне исторического ядра Киева — застройке многоэтажными жилыми зданиями Пейзажной аллеи над урочищами Гончары и Кожемяки и части территории “города Владимира” вблизи фундаментов Десятинной церкви. Это решение уже согласовано Обществом охраны памятников и, видимо, не без прямого влияния Л.П.Скорик, которая входит в состав авторской группы проектантов вместе с архитектором С.В.Бабушкиным. Планируется возведение 7-этажного здания над ценнейшим археологическим памятником — фундаментом дворца древнерусского времени в Десятинном переулке, проект которого уже разработан.

    По-моему, трудно представить более дерзкий вызов, чем этот, брошенный в лицо патриотам Украины, да и всей мировой цивилизации в целом. “Город Владимира” — это “святая святых”, заповеднейшая археологическая зона, где допустимо только восстановление исторической среды, ценных исторических объектов: храмов, дворцов, языческих капищ и др. И если не у нас, то, уверен, у последующих поколений найдется достаточно аргументов и средств, чтобы должным образом решить эту проблему.

    “Место храма пустовать не должно!” — говорил Николай Рерих. Тем более, думаю, место церкви Рождества Богородицы (Десятинной), которую по праву следует считать “колыбелью” христианства и государственности на восточнославянских землях. У наших предков был обычай: какая бы беда не случилась, какая бы природная или социальная стихия не разрушила храм, — он обязательно восстанавливается на том же месте. Наши священные раритеты — остатки Десятинной церкви должны быть раскрыты для обзора, изучения, популяризации, а над ними (для создания нужного температурно-влажностного режима и в память о Десятинной церкви) воздвигнут новый храм-павильон. Нужно не допустить устройства здесь подземных паркингов и уничтожения неповторимого по красоте и своеобразию киевского исторического ландшафта, спасти археологические ценности, не допустить современных варваров на заповедную территорию города. Только в этом случае мы сможем себя считать по-европейски цивилизованными людьми. . “Если у нации нет культуры, ее существование бессмысленно”, — справедливо высказывался академик Д.С.Лихачев.

    Но, видимо, есть силы, которые мешают положительно решать актуальные задачи национально-патриотической важности. И я сожалею, что и Л.П.Скорик выступает против самой идеи воссоздания Десятинной церкви, собирает подписи противников этой идеи и шлет письма с протестами в правительство. Авторы плана застройки Пейзажной аллеи и “города Владимира” жилыми домами называют свои творения зданиями “дворцового типа”, хотя в их макетах уже сейчас легко угадываются банальные образцы “доходных домов” олигархов, которых уже так много понастроено в Киеве. От них веет безвкусицей космополитизма, угрозой разрушения национальных архитектурных традиций. Ведь гармоничное сочетание построек с природным ландшафтом — одно из неизменных свойств украинского зодчества.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".