любите ли вы театр так, как любит его господин Пинчук?
09/24/2002 | Спостерігач
Волшебная сила искусства
Вчера в помещении театра им. Леси Украинки Московский театр Ленком, уже не впервые обязанный своими киевскими гастролями непосредственно театральным пристрастиям г-на Пинчука, в третий и последний раз на киевской сцене показывал спектакль Марка Захарова по пьесе Григория Горина «Шут Балакирев». На спектакле присутствовали Президент Кучма с супругой, Виктор Медведчук с Оксаной Марченко, и другие официальные лица в сопровождении сонма искусствоведов в штатском. В начале второго акта глава Администрации Президента покинул зал, как в последствии выяснилось, по нужде отнюдь не малой: как раз в это время тройка лидеров оппозиции заняла ключевую мизансцену в студии УТН.
Однако мрачноватый юмор этой политинтермедии вовсе не исчерпывается сакраментальным аналогом известного анекдота по типу: ни фига себе, в театр сходил!
Собственно, богатый спектр ассоциаций возник именно в связи с сюжетными и смысловыми коллизиями спектакля как такового, первое действие которого повествует – в двух словах - о придворном беспределе в окружении слабеющего Петра (Олег Янковский), мающегося проблемой выбора приемника. Не буду сейчас рассуждать о неоднозначных сценических достоинствах спектакля, хотя соблазн для дипломированного театрального критика – велик.
Не стоит, пожалуй, и о несомненных достоинствах последней пьесы последнего великого драматурга, увы, ушедшей театральной эпохи ироничного гражданственного романтизма.
Хотя ирония ситуации, безусловно, достойна высокой поэзии и сокрушительного сарказма горинских мистификаций.
И это тем более соблазнительно, что в самом тексте спектакля шекспировские аллюзии – куда как значительны. Правда, ленкомовский Петр и, правда, уже с того света, ссылается на цитату из «Короля Лира». Мне же вспомнилась хрестоматийная сцена «Мышеловки» из «Гамлета». Это когда принц Датский, дабы спровоцировать преступного короля Клавдия, нанимает актеров, которые разыгрывают в Эльсиноре для королевской четы сцену рокового злодейства…
Учитывая очевидную склонность нашего эстетствующего олигарха не так к изящным, как к экстравагантным и пафосным пиар-решениям, кажется не таким уж невероятным сюжет на тему о семье и власти на местном материале. Судите сами. В канун второй волны массовых протестов практически всесильный, но не обладающий легальной политической властью принц Украинский, приглашает безнадежного, но законноизбранного и впечатлительного тестя-Президента на представление элитных московских комедиантов. Комедианты разыгрывают якобы историю петровских времен, в которой «ежу понятен» трагифарс поучительного заката ельцинской эпохи. Те, кому посчастливилось наблюдать из бельэтажа не только за спектаклем на сцене, но и за спектаклем в партере, говорят, что главный зритель слегка улыбался лишь в начале представления. В то время как зал буквально заходился от горинских реплик вплоть до печального и патетического финала.
Интересно, узнает ли когда-нибудь Марк Захаров о том, как однажды сентябрьским вечером в Киеве он блестяще поставил шекспировскую «мышеловку». Сам того не ведая?
Анна Шерман, «Телекритика»
Вчера в помещении театра им. Леси Украинки Московский театр Ленком, уже не впервые обязанный своими киевскими гастролями непосредственно театральным пристрастиям г-на Пинчука, в третий и последний раз на киевской сцене показывал спектакль Марка Захарова по пьесе Григория Горина «Шут Балакирев». На спектакле присутствовали Президент Кучма с супругой, Виктор Медведчук с Оксаной Марченко, и другие официальные лица в сопровождении сонма искусствоведов в штатском. В начале второго акта глава Администрации Президента покинул зал, как в последствии выяснилось, по нужде отнюдь не малой: как раз в это время тройка лидеров оппозиции заняла ключевую мизансцену в студии УТН.
Однако мрачноватый юмор этой политинтермедии вовсе не исчерпывается сакраментальным аналогом известного анекдота по типу: ни фига себе, в театр сходил!
Собственно, богатый спектр ассоциаций возник именно в связи с сюжетными и смысловыми коллизиями спектакля как такового, первое действие которого повествует – в двух словах - о придворном беспределе в окружении слабеющего Петра (Олег Янковский), мающегося проблемой выбора приемника. Не буду сейчас рассуждать о неоднозначных сценических достоинствах спектакля, хотя соблазн для дипломированного театрального критика – велик.
Не стоит, пожалуй, и о несомненных достоинствах последней пьесы последнего великого драматурга, увы, ушедшей театральной эпохи ироничного гражданственного романтизма.
Хотя ирония ситуации, безусловно, достойна высокой поэзии и сокрушительного сарказма горинских мистификаций.
И это тем более соблазнительно, что в самом тексте спектакля шекспировские аллюзии – куда как значительны. Правда, ленкомовский Петр и, правда, уже с того света, ссылается на цитату из «Короля Лира». Мне же вспомнилась хрестоматийная сцена «Мышеловки» из «Гамлета». Это когда принц Датский, дабы спровоцировать преступного короля Клавдия, нанимает актеров, которые разыгрывают в Эльсиноре для королевской четы сцену рокового злодейства…
Учитывая очевидную склонность нашего эстетствующего олигарха не так к изящным, как к экстравагантным и пафосным пиар-решениям, кажется не таким уж невероятным сюжет на тему о семье и власти на местном материале. Судите сами. В канун второй волны массовых протестов практически всесильный, но не обладающий легальной политической властью принц Украинский, приглашает безнадежного, но законноизбранного и впечатлительного тестя-Президента на представление элитных московских комедиантов. Комедианты разыгрывают якобы историю петровских времен, в которой «ежу понятен» трагифарс поучительного заката ельцинской эпохи. Те, кому посчастливилось наблюдать из бельэтажа не только за спектаклем на сцене, но и за спектаклем в партере, говорят, что главный зритель слегка улыбался лишь в начале представления. В то время как зал буквально заходился от горинских реплик вплоть до печального и патетического финала.
Интересно, узнает ли когда-нибудь Марк Захаров о том, как однажды сентябрьским вечером в Киеве он блестяще поставил шекспировскую «мышеловку». Сам того не ведая?
Анна Шерман, «Телекритика»