МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Последний оплот (комплексний аналіз приватизації ГТС росіянами)

10/01/2002 | Спостерігач
http://www.companion.ua/main/default.asp?sid=918643E-02&gid=1&iid=2581
Последний оплот

Татьяна Гребнева, Центр социальных исследований «София», специально для «&»




Не мытьем, так катаньем российские компании намерены получить контроль над украинской ГТС. Но вместо того, чтобы проводить тендеры на управление этой структурой, нынешний собственник ждет предложений в «частном порядке».

Чтобы понять суть начатой газотранспортной игры на евразийском континенте, достаточно проанализировать мотивы геополитических игроков, выступивших в роли застрельщиков международного проекта. Несмотря на то, что непосредственным инициатором создания консорциума выступила Россия в лице президента В. Путина, проект без преувеличения можно назвать плодом российско-германской дипломатии.

Украинское звено, объединяющее Россию с Европой

Российско-германская инициатива по управлению украинской газотранспортной системой (ГТС) возникла не на пустом месте. Необходимо было как-то реагировать на геостратегические изменения, происходящие на евразийском континенте, а также на финансово-экономические трудности российского АО «Газпром».

Несмотря на перелом тенденции падения добычи газа в 2002 году, у РАО «Газпром» остается достаточно много нерешенных вопросов. Во-первых, не удалось повысить внутрироссийские тарифы на газ в той мере, в которой это было бы приемлемо для «Газпрома». Более того, на сегодня большинство наблюдателей отмечают, что вопрос либерализации тарифов становится глубоко политизированным на фоне начинающейся предвыборной кампании. В лучшем случае «Газпрому» удастся добиться установления квот на реализацию газа по свободным ценам. Во-вторых, аналитики Интернет-издания RusEnergy обращают внимание на сложное финансовое положение газовой компании, перед которой стоит задача погашения кредитов на общую сумму в $7 млрд. В-третьих, Россия пока не находит общего языка с Туркменистаном ни по вопросу цены о поставляемом в Россию туркменском газе, ни на предмет создания топливно- энергетического содружества независимых государств. Наконец, в-четвертых, состояние российской части газотранспортной системы становится фактором, повышающим риск транспортировки газа на европейский рынок. В связи с этим «Газпром» согласился обменять возможность доступа независимых производителей газа к трубе на участие их в финансировании реконструкции и поддержания российской ГТС. Ведь, российская ГТС, как и украинская, недофинансирована. В 1996-2001 гг. ремонтные работы на российской ГТС «финансировались на уровне 29% из-за нехватки средств», заявил генеральный директор российского ВНИИГАЗа Р. Тер-Саркисов.

Но вернемся к геостратегическим изменениям, происходящим на евразийском континенте. Успешные действия России по сближению с США и НАТО создали предпосылки для углубления стратегического энергетического сотрудничества между ЕС и Россией. Кроме того, реальное беспокойство у стран ЕС и у Германии в частности стали вызывать низкие темпы реформирования газовой отрасли России. Как известно, неблагоприятные прогнозы относительно объемов добычи газа в России в перспективе, а также низкие темпы повышения тарифов на газ на внутреннем рынке РФ негативно влияют на способность РАО «Газпром» соблюдать взятые им долгосрочные обязательства по обеспечению газом стран ЕС. Ко всему прочему, ликвидация режима талибов в Афганистане открыла путь для возобновления переговоров о строительстве трансафганского трубопровода. Реализация указанного проекта в перспективе может оставить Россию без туркменского газа и косвенно повлиять на ее способность выполнять обязательства по экспорту газа в страны ЕС.

Таким образом, реальные проблемы, которые рассчитывает решить российско- германская дипломатия, инициируя соглашение о консорциуме по управлению украинской ГТС, вовсе не сводятся к повышению надежности отечественной ГТС. Председатель правления Verbundnetzgas назвал несостоятельными утверждения, будто украинская сторона забирала российский газ, чтобы затем по завышенным ценам сбывать его на Западе. «Дело в том, что «Газпром» контролирует все углеводородные потоки как на входе в Украину, так и на выходе, поэтому незаметно от российской стороны украинские компании не в состоянии отвести ни один кубометр газа, тем более в ущерб простым украинцам, которые в последние два года на себе ощутили нехватку российского газа», - подчеркнул он. По признанию как украинских, так и зарубежных экспертов и специалистов, сегодня Украина обеспечивает надежность газового транзита, достаточно высокий уровень расчетов за потребляемый газ. Идет поиск инвесторов, разрабатываются и реализуются проекты, направленные на расширение пропускной способности украинской ГТС. Именно на эту «благодатную почву» и легла идея создания консорциума.

Вариантов много, а суть одна - российская

На конец сентября намечена подготовка документов, необходимых для создания консорциума по управлению и развитию ГТС Украины. Они должны быть представлены 7 октября в Кишиневе на встрече глав государств-участников СНГ. О том, что работа идет по графику, сообщили в совместном заявлении информационному агентству «Интерфакс-Украина» председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» Ю. Бойко и председатель правления «Газпрома» А. Миллер по окончании встречи, которая прошла 13 сентября в Москве. Однако, несмотря на налаживание конструктивных отношений на уровне крупнейших компаний, работающих в газовой сфере, вероятнее всего, президентам вновь придется ограничиться декларациями о намерениях, потому что к этому времени не будет решен основной вопрос - зачем этот консорциум нужен Украине, и каким она хотела бы его видеть.

Только за прошедшие месяцы, с момента подписания в Санкт-Петербурге Л. Кучмой и В. Путиным заявления о стратегическом сотрудничестве Украины и России в газовой сфере, уже несколько раз менялась формулировка названия консорциума и подходы к его созданию. В июне президентам двух стран, которые по сути являются создателями консорциума, их детище виделось «на паритетной основе». Россия будет поставлять газ, а Украина - услуги по его транзиту. При этом газотранспортный консорциум выполнял бы главную и основную функцию обеспечения гарантий сторонам. России - гарантии, что ее газ попадет на европейский рынок, Украине - гарантии наполнения газотранспортной системы, Европе - гарантии поставок в нужном объеме и в оговоренный срок. По существу консорциум должен был стать своего рода надстройкой над уже имеющимися (или находящимися на стадии доработки) договорами - об условиях поставок газа в Украину, об объемах транзита газа в другие страны СНГ и в Европу, об условиях хранения и цене транзитных услуг. Этот вариант создания консорциума назывался «стратегическим сотрудничеством в газовой сфере» и был направлен на всестороннее развитие украинско-российских отношений как при строительстве новых объектов (транспортировки и хранения), так и при совместной разработке газовых месторождений.

Оговаривался также и второй вариант консорциума, предполагавший управление привлеченными деньгами. Здесь предусматривалось участие Германии и, возможно, других европейских стран. При этом суммы инвестиций в украинскую ГТС должны были составить $2,5 млрд. на реконструкцию газотранспортных сетей и около $15 млрд. - на развитие их в течение последующих десяти лет. Только при условии «сначала консорциум, а деньги - потом». Стоит упомянуть, что Россия куда лучше Украины начала «просчитывать» свои интересы еще до создания консорциума как такового. «Просматривается третий этап реализации проекта - подключение Франции», - подчеркнул М. Касьянов, вернувшись из Франции, где он находился в июле с официальным визитом. По его словам, у Франции большой интерес к этому проекту, поскольку примерно четверть потребляемого в стране газа - российский. И как бы между прочим прозвучала информация о том, что российский премьер обсуждал участие Франции прежде всего в разработке российских газовых месторождений (в частности французско-бельгийская компания «ТотальФинЭль» готова вложить $10 млрд. в разработку российского газового Штокмановского месторождения). Имея в наличии такой козырь, как переговоры с Украиной о создании газотранспортного консорциума, у России появился дополнительный стимул в привлечении инвестиций, в которых нуждается и российская газовая отрасль в том числе. Что же касается инвестиций в отечественную ГТС, то, как отмечают наблюдатели, они на самом деле сравнимы с платой за аренду ГТС на протяжении 7 лет. В связи с чем и возник вопрос о целесообразности создания консорциума на подобных условиях.

Однако в силу ряда факторов в России от описанных вариантов консорциума отказались, сделав уже в августе акцент на управлении и развитии украинской ГТС. И не в последнюю очередь потому, что постановка вопроса об управлении собственностью позволяет управляющей стороне отказаться от вложений в консорциум (или свести их к минимуму). Таким образом, Украина должна признать, что наше государство в лице НАК «Нефтегаз Украины» не справляется с управлением переданной в его распоряжение собственностью - газотранспортной системой. Этот постулат во многом, правда, мифический, постоянно навязывается российской стороной под предлогом «несанкционированного отбора газа» или, проще сказать, его воровства. Либо под предлогом устаревания и неспособности самостоятельно поддерживать украинскую газовую инфраструктуру. Это мягкие формы давления, а были еще и обходные пути транзита газа, и рост тарифов на транзит туркменского и узбекского газа по российской территории. Да мало ли что еще, ведь игра для России в любом случае стоит свеч.

Если России удастся добиться создания консорциума по управлению и развитию украинской ГТС, часть средств, полученная от эксплуатации украинской собственности - ГТС, которая до сих пор оставалась в нашей стране, должна будет передаваться «управляющему». Со стороны России это, конечно же, РАО «Газпром». Напомним, однако, что еще совсем недавно РАО «Газпром» имело достаточно нареканий со стороны российского правительства по поводу неэффективности использования уже имеющегося у «Газпрома» имущества. Подчеркнем также и то, что российская сторона, несмотря на изменение сути консорциума, не отошла от формулировки «паритетных оснований создания консорциума». Иначе говоря, россияне запрашивают непомерно высокую цену за свои услуги по управлению украинской ГТС - 50% дохода. Это означает, что вместо $2,5 млрд. ежегодно Украина будет получать половину - $1,25 млрд. Кроме того, при помощи такого управления Россия может решить еще две весьма важные для нее задачи. Во-первых, погасить украинский долг в форме, удобной для РАО «Газпром». (Напомним, что предыдущие договоренности о выпуске облигаций НАК «Нефтегаз Украины» не устраивают «Газпром» в силу необходимости заплатить в российский бюджет $700 млн.) Во-вторых, высвободить часть газа для поставок на европейский рынок, что более выгодно для РАО «Газпром» из-за разницы в цене. Ведь Украина до сих пор не получала плату за транзит в денежной форме. Россия оплачивала украинские услуги по транзиту в натуральной форме, т. е. поставками газа. Только в прошлом году была достигнута договоренность о том, что 10% платы за транзит будет предоставляться Россией в денежной форме. Цена транзита всегда оговаривалась «в паре» с ценой, по которой газ Украине поставлялся. Если же в результате создания консорциума по управлению и развитию украинской ГТС РАО «Газпром» удастся добиться 50%-ной платы за управление, то с украинского на европейский рынок можно будет дополнительно перенаправить 13-15 млрд. кубометров газа. Таким образом, при помощи создания такого варианта консорциума российские интересы учтены «по полной программе», т. к. Россия получает возможность:

вернуть долг Украины за газ в удобной для РАО «Газпром» форме;
снизить цену транзита по украинской территории;
получить дополнительные 13-15 млрд. кубометров газа для продажи в Европе.

Но вернемся к интересам Украины, которые при «паритетном» варианте исключают 100%-ное распоряжение прибылью от эксплуатации нашей газотранспортной системы, а также не оставляют возможности участвовать в прибыли от реализации газа, впрочем, как и самостоятельно реализовывать его на европейском (пусть даже и на ближнем европейском) рынке.

Как украинцы и россияне шкуру неубитого медведя делили

Необходимо отметить, что согласно действующему законодательству украинская газотранспортная система является стратегическим объектом и не подлежит приватизации. Именно этот «постулат» и служит на сегодняшний день камнем преткновения при создании консорциума. Ведь и украинский опыт свидетельствует о том, что чужая собственность не стимулирует к эффективному управлению, скорее, наоборот. Более того, как верно отметил народный депутат, член Комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности А. Гудыма, в мире пока не было прецедента по совместному управлению такими крупными объектами. Поэтому украинская сторона в лице правительства уже поставила вопрос о корпоратизации ГТС, что позволит со временем (необходимым для законодательного закрепления Верховной Радой) решить и вопрос о ее приватизации. По сути дела, именно приватизация украинской ГТС и является той целью, которую преследует российская сторона при создании консорциума по управлению и развитию данного объекта. Об этом свидетельствует прежде всего тот факт, что одно из основных условий, выдвигаемых российской стороной при создании консорциума, - предоставление РАО «Газпром» приоритетного права на получение контрольного пакета акций ГТС при ее приватизации.

Однако, если раньше на вопрос о приватизации украинской ГТС в Украине было наложено табу, тщательно скрываемое под давлением России под маской «продажи за долги», «концессии» и теперь вот «консорциума», то постановка вопроса о корпоратизации это табу снимает. Вопрос смещается в плоскость - на каких условиях будет проведена приватизация. Российские условия понятны. РФ вот уже на протяжении 10 лет стремится всеми возможными способами получить в собственность контрольный пакет акций украинской ГТС. Создание газового консорциума по управлению и развитию украинской ГТС также является скрытой формой получения контроля над этим объектом. Приватизация посредством консорциума позволит удешевить для российской стороны покупку контрольного пакета акций украинской ГТС. А что же украинская сторона?

На сегодняшний день сформировалось «два украинских ответа» - это компании, которые до сегодняшнего дня фактически узурпировали право на государственную ГТС и распоряжались всеми формами доходов от транзита и продажи газа в Украине. Таковыми являются прежде всего НАК «Нефтегаз Украины» и различного рода газовые трейдеры. Вопрос создания консорциума существенным образом повлиял на состояние украинского газового рынка в целом. В «Нефтегазе Украины» зашевелились. С 1 июля НАК перешла на реализацию своего газа исключительно по прямым договорам, чтобы исключить трейдеров, чья конкуренция основывалась на реализации схем по уклонению от налогов. Таким образом, НАК «Нефтегаз Украины» намерена пресечь бесконтрольную продажу и перепродажу трейдерами туркменского, российского и даже украинского газа, что существенно пополнит, по мнению инициаторов реформы, украинский бюджет.

Как сообщил председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» Ю. Бойко, либерализация будет осуществляться за счет расширения спектра услуг и условий поставок. Кроме того, компания намерена в будущем создать биржи по реализации газа в Украине. Наведение порядка, или, как называют наблюдатели, монополизация украинского газового рынка «Нефтегазом Украины» и МГК «Итера» позволит НАК, кроме прочего, добиваться пересмотра своих отчислений в бюджет от транзита газа. По словам Ю. Бойко, «из-за больших отчислений в бюджет от транзита газа компания несет до 300 млн. грн. (около $60 млн.) убытков от этого вида деятельности, перекрывая их путем внутренних поставок. Посему средств на обслуживание газопроводов в необходимом объеме нет». Однако НАК вполне могла бы более выгодно эксплуатировать отечественные газопроводы, обходясь своими силами при условии сокращения непосильных налоговых обязательств, которые наполняют до 25% всего украинского бюджета. Иначе говоря, «Нефтегаз Украины» готов изыскать средства на техническое поддержание ГТС в обмен на снижение выплачиваемого им налога на прибыль, получаемую от транзита российского газа, с 2,2 до 1,2 млрд. грн. Следует подчеркнуть, что последнюю инициативу НАК поддерживают многие - начиная с министра ТЭК В. Гайдука и заканчивая непримиримой оппозицией в лице Ю. Тимошенко.

В то же время в Украине появляются принципиально новые компании, которые тоже не прочь поучаствовать в приватизации украинской ГТС, строительстве новых и модернизации старых газопроводов, а также в разведке новых газовых месторождений, в том числе и в России. Среди тех, кто мог бы сказать свое веское слово при решении вопроса о приватизации, - украинско-германско-американский консорциум. В его состав вошли украинская корпорация «Индустриальный союз Донбасса», германская Debis и американская Zeromaz. Не так давно этот консорциум наряду с «Итерой» выиграл тендер на экспорт узбекского газа.

Вопросы приватизации украинской ГТС и создания украинско-российского консорциума приобретают и политический оттенок. Учитывая то, что вопросы приватизации ГТС будут утверждаться в Верховной Раде, можно предположить затягивание данного процесса, впрочем, как и ратификации создания консорциума. Первый заместитель председателя комитета ВР по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности, член фракции «Наша Украина» Н. Мартыненко считает неприемлемым предложение российского ОАО «Газпром» о создании консорциума по управлению украинской газотранспортной системой. Такой же точки зрения придерживаются в СПУ и БЮТ, лидеры которых неоднократно опровергали целесообразность создания этого консорциума.

Следовательно, можно предположить, что даже если Россия захочет поиграть на внутриукраинских противоречиях, обе финансово-промышленные группы, претендующие на участие в консорциуме с украинской стороны, будут едины в одном - не допустить привилегий в приватизации украинской ГТС российской стороне, а также передачи ей контрольного пакета акций ГТС. Учитывая это, Россия попытается заручиться поддержкой со стороны крупного капитала в украинском парламенте, пообещав его представителям «пакет поощрений». Не случайно на последней встрече Кинах-Касьянов в Москве 16 августа вопросы газотранспортного консорциума обсуждались «в пакете» с соглашением о свободной торговле между Украиной и РФ. Таким образом, можно предположить, что Украина на самом деле получит утраченный государством (при условии снижения налогов для НАК «Нефтегаз Украины») $1 млрд., но уже в качестве прибыли, например, металлургических компаний, которые получат доступ на российский рынок в обмен на преференции в приватизации украинской ГТС.

В закрытом режиме

Если внимательно рассмотреть условия, предлагаемые российской стороной, то станет понятно, почему народный депутат Н. Мартыненко считает «странной» позицию украинского правительства, настаивающего на контрольном пакете в консорциуме по управлению и развитию ГТС. «Украина является собственником ГТС и должна сама предлагать условия использования национального достояния - крупнейшего по стоимости украинского предприятия», - заявил Н. Мартыненко.

В то же время условия, на которых настаивает Украина, выглядят весьма блекло. Кроме уже упомянутого заявления А. Кинаха, что правительство в ходе обсуждения условий создания международного консорциума будет настаивать на пакете в размере 50% плюс 1 акция для нашей стороны, украинские условия таковы:

гарантии сохранения объемов транзита газа через украинскую территорию на западные рынки;
гарантии оплаты транзитных услуг в не меньшем объеме, чем существуют сегодня (напомним, что конкретные условия планируется оговаривать ежегодно);
газ, закупаемый Украиной в странах Средней Азии, будет поставляться по максимально короткому пути;
Украина получит возможность продавать туркменский, узбекский и др. газ самостоятельно либо участвовать в продаже российского газа.

И это, к сожалению, все наши условия, которые обсуждаются публично. Недаром ряд партий и политических блоков выступили с требованием провести широкую публичную дискуссию по вопросу создания консорциума.

Главной проблемой Украины, как отмечают многие эксперты, является то, что она неспособна на равных говорить с российской стороной на переговорах о создании консорциума. А также не допускает мысли о возможности совместной работы на третьих рынках, например, в газовой отрасли стран Центральной Европы. Вместе с тем стабилизация украинского транзита, на который в настоящее время приходится, по разным оценкам, от 80 до 90% российского экспорта, важна для РАО «Газпром», может быть, даже больше, чем в прежние годы. Поэтому у Украины остается возможность маневра в игре с Россией при создании газотранспортного консорциума. Необходимо настоять на своих интересах, чтобы не потерять собственную газотранспортную систему - последний оплот экономической и политической независимости от восточного соседа. Иными словами, развитие международного сотрудничества в сфере газового транзита не должно наносить ущерб национальной безопасности страны, а также ее стратегическим планам и бизнес-проектам в области электроэнергетики, угольной и нефтяной промышленности.






Российские условия по участию в международном консорциуме

Если исходить из тех скудных данных, которые приходится по крупицам собирать в различных российских и украинских информационных источниках, о том, каковы уже сформулированные условия украинской и российской сторон, то можно констатировать, что Россия настаивает на:

паритетном характере создания консорциума (50% на 50% в уставном капитале акционерного общества);
том, что консорциум должен обладать исключительным правом на использование действующих транзитных мощностей, включая комплексное сервисное обслуживание (что означает полное использование сети подземных газовых хранилищ, систем связи и пр.);
получении информации по всем вопросам, касающимся развития сотрудничества в газовой сфере (иначе говоря, Украина должна будет отчитываться о всех заключенных ею формах сотрудничества с третьими странами);
уже упомянутом приоритетном праве на получение контрольного пакета акций ГТС в случае ее приватизации;
предоставлении права управлять в течение 50 лет, а далее договор автоматически должен пролонгироваться на следующие 5-летние периоды, если одна из сторон не менее чем за два года не уведомит другую о намерении прекратить сотрудничество;
том, что в уставном фонде консорциума «может быть предусмотрено наличие государственной доли». Иначе говоря, остальные части в уставном фонде будут принадлежать негосударственным компаниям?! По мнению заместителя председателя правления РАО «Газпром» А. Рязанова, необходимо создать «юридическое лицо с вложениями компаний «Нефтегаз Украины» и «Газпром», которое займется подготовкой бизнес-планов».

Российская схема создания консорциума не предполагает участия стран Запада на первом этапе. Интересы Москвы и Киева в новой конструкции должны быть представлены на паритетной основе (50 на 50), а решение об участии в консорциуме иностранных компаний будет приниматься с обоюдного согласия и за счет равного сокращения долей обеих сторон. На долю стран Запада отводится до 32% в уставном капитале, но при этом закладывается любимая в России идеология «старшего и младшего» брата (партнера).

Украина же, с точки зрения России, сможет получить долгосрочное сотрудничество в:

строительстве, реконструкции и эксплуатации газотранспортной системы;
содействии в разработке и освоении газовых месторождений;
разработке совместных проектов по транспортировке газа;
подготовке и применении нормативов, технических документов и пр.





Плата за транзит

Начиная с 1993 года, на поставляемый в Украину российский природный газ была установлена цена $80 за 1 тыс. куб. м. При этом тариф за транзит газа по территории Украины был определен в $1,73 за тысячу «кубов» на 100 километров расстояния. В 1996 г. Украине удалось поднять его до $1,75. В 1998-99 гг. в условиях соблюдения паритетных условий в установлении Россией цены газа, а Украиной - ставки за его транзит по своей территории, цена газа, поступающего в оплату за транзит, была снижена до $50 с одновременным уменьшением ставки транзита до $1,09. В результате Украина должна получить как плату за транзит то же количество природного газа (30 млрд. куб. м), как и в прошлые годы.

Источник: «Российская газета».


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".