НГ - безрезультатні переговори про консорціум
10/08/2002 | cactus
Новое газовое соглашение России и Украины по-прежнему остается сделкой на бумаге
Наталья Меликова, Варвара Агламишьян
Горячо ожидаемое создание российско-украинского газового консорциума все-таки состоялось. 7 октября в Кишиневе премьер-министры России и Украины в присутствии президентов двух стран подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли. Главным был вопрос о том, кому сколько достанется в новой международной компании. Напомним, что Россия настаивала, чтобы доли в уставном капитале консорциума делились пополам. Украина хотела контрольный пакет - 50% плюс одна акция. То есть хотела владеть и трубой, и газом. В результате стороны договорились, что "консорциум создается на паритетных началах".
Соглашение, как и положено дипломатическому акту, остается весьма абстрактным. Наверное, именно поэтому президент Путин весьма осторожно прокомментировал достигнутые договоренности, заявив, что это важный шаг, "но далеко не окончательное решение вопроса".
По сути, соглашение стало рамочным и, как заявил "НГ" один из членов украинской делегации, участвовавший в подготовке документа, оно лишь подставило нормативную базу под те политические декларации, которые звучали и раньше.
Наблюдатели в Киеве считают, что соглашения о создании газотранспортного консорциума выглядят очень странно и противоречиво. Если разногласия между сторонами не урегулированы, зачем стоило спешить с подписанием документа? Если это был политический акт, то у украинских политиков возникают "смутные подозрения", не будет ли использована в пользу России нынешняя неблагоприятная для украинского руководства ситуация. Иначе говоря, украинскую сторону "дожмут" уже после формально-официального подписания документа. Либо уже "дожали", но о деталях капитуляции не сообщают, чтобы не подбрасывать дровишек в украинский внутриполитический костер.
Иностранцы, прежде всего Германия, с пристальным вниманием наблюдают за развитием переговоров между Россией и Украиной. Симптоматично, что представители германской компании Rurhgas наотрез отказались прокомментировать подписание вчерашнего меморандума. С момента обнародования идеи о создании консорциума немцы прилежно упоминались в числе его непременных участников. Теперешнее же молчание представителей немецкого концерна вполне объяснимо. За четыре месяца ситуация с определением условий формирования консорциума фактически не сдвинулась с места. Ответа на "технический" вопрос - каким боком немецкая коммерческая структура примет участие в российско-украинском межгосударственном консорциуме - до сих пор не получено. Пока только известно, что европейские газовые компании могут принять участие в консорциуме только тогда, когда два учредителя "на основании консенсуса" определят условия участия иностранцев. Консенсус, равно как и реальные механизмы договоренностей, еще только предстоит разрабатывать.
На самом деле создание консорциума должно решить только одну проблему - проблему надежной транспортировки российского газа. Россия не может обойтись без Украины, поскольку качает газ через ее территорию, и только поэтому вступает в такие сложные и нудные переговоры. Стоит вспомнить, что пять лет назад так же с помпой ожидалось строительство газопровода через территорию Польши и Белоруссию. Но там возникали свои "географические проблемы" - непредсказуемый Лукашенко и политизированная Польша, недружелюбно настроенная к бывшему "старшему брату". Кроме того, там пришлось бы еще деньги вкладывать в строительство газопровода. На Украине же газопровод уже есть.
Если бы у России были другие варианты транспортировки, то можно было бы просто дать Украине проценты и все решить в рамках бизнес-соглашений. Ведь никому же не приходит в голову на уровне глав государств создавать международный консорциум для транспортировки нефти по нефтепроводу "Дружба" - украинцы понимают, что если бы возникли проблемы с надежностью перекачки или "несанкционированным отбором", то Россия усилила бы морские перевозки, не требующие строительства другой трубы.
Украинское руководство прекрасно понимает российские проблемы и старается сохранить ситуацию безальтернативности транспортировки газа. Для этого и ведутся громкие, но безрезультатные пока разговоры о новом консорциуме.
http://www.ng.ru/cis/2002-10-08/1_truba.html
Наталья Меликова, Варвара Агламишьян
Горячо ожидаемое создание российско-украинского газового консорциума все-таки состоялось. 7 октября в Кишиневе премьер-министры России и Украины в присутствии президентов двух стран подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли. Главным был вопрос о том, кому сколько достанется в новой международной компании. Напомним, что Россия настаивала, чтобы доли в уставном капитале консорциума делились пополам. Украина хотела контрольный пакет - 50% плюс одна акция. То есть хотела владеть и трубой, и газом. В результате стороны договорились, что "консорциум создается на паритетных началах".
Соглашение, как и положено дипломатическому акту, остается весьма абстрактным. Наверное, именно поэтому президент Путин весьма осторожно прокомментировал достигнутые договоренности, заявив, что это важный шаг, "но далеко не окончательное решение вопроса".
По сути, соглашение стало рамочным и, как заявил "НГ" один из членов украинской делегации, участвовавший в подготовке документа, оно лишь подставило нормативную базу под те политические декларации, которые звучали и раньше.
Наблюдатели в Киеве считают, что соглашения о создании газотранспортного консорциума выглядят очень странно и противоречиво. Если разногласия между сторонами не урегулированы, зачем стоило спешить с подписанием документа? Если это был политический акт, то у украинских политиков возникают "смутные подозрения", не будет ли использована в пользу России нынешняя неблагоприятная для украинского руководства ситуация. Иначе говоря, украинскую сторону "дожмут" уже после формально-официального подписания документа. Либо уже "дожали", но о деталях капитуляции не сообщают, чтобы не подбрасывать дровишек в украинский внутриполитический костер.
Иностранцы, прежде всего Германия, с пристальным вниманием наблюдают за развитием переговоров между Россией и Украиной. Симптоматично, что представители германской компании Rurhgas наотрез отказались прокомментировать подписание вчерашнего меморандума. С момента обнародования идеи о создании консорциума немцы прилежно упоминались в числе его непременных участников. Теперешнее же молчание представителей немецкого концерна вполне объяснимо. За четыре месяца ситуация с определением условий формирования консорциума фактически не сдвинулась с места. Ответа на "технический" вопрос - каким боком немецкая коммерческая структура примет участие в российско-украинском межгосударственном консорциуме - до сих пор не получено. Пока только известно, что европейские газовые компании могут принять участие в консорциуме только тогда, когда два учредителя "на основании консенсуса" определят условия участия иностранцев. Консенсус, равно как и реальные механизмы договоренностей, еще только предстоит разрабатывать.
На самом деле создание консорциума должно решить только одну проблему - проблему надежной транспортировки российского газа. Россия не может обойтись без Украины, поскольку качает газ через ее территорию, и только поэтому вступает в такие сложные и нудные переговоры. Стоит вспомнить, что пять лет назад так же с помпой ожидалось строительство газопровода через территорию Польши и Белоруссию. Но там возникали свои "географические проблемы" - непредсказуемый Лукашенко и политизированная Польша, недружелюбно настроенная к бывшему "старшему брату". Кроме того, там пришлось бы еще деньги вкладывать в строительство газопровода. На Украине же газопровод уже есть.
Если бы у России были другие варианты транспортировки, то можно было бы просто дать Украине проценты и все решить в рамках бизнес-соглашений. Ведь никому же не приходит в голову на уровне глав государств создавать международный консорциум для транспортировки нефти по нефтепроводу "Дружба" - украинцы понимают, что если бы возникли проблемы с надежностью перекачки или "несанкционированным отбором", то Россия усилила бы морские перевозки, не требующие строительства другой трубы.
Украинское руководство прекрасно понимает российские проблемы и старается сохранить ситуацию безальтернативности транспортировки газа. Для этого и ведутся громкие, но безрезультатные пока разговоры о новом консорциуме.
http://www.ng.ru/cis/2002-10-08/1_truba.html