МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Кучма и Путин создали консорциум в обход интересов Украины

10/09/2002 | Спостерігач
Кучма и Путин создали консорциум в обход интересов Украины


Оксана Выговская, Part.org.ua, 9 октября
09.10.2002


Подписанием соглашения о создании газотранспортного украинско-российского консорциума борьба за сохранение Украиной своего геополитического положения не завершилась. Напротив, она только началась.


Подписание соглашения о создании газового консорциума 7 октября прошло по очень интересной схеме: президенты Украины и России задекларировали свою поддержку в создании этого предприятия и поручили главам правительств подписать документ. Премьер-министры, по примеру «свыше», тоже не стали брать лишний грех на душу и перевели стрелки ответственности, подписав только рамочное соглашение, декларирующее намерения, а не само соглашение. Отдуваться за всех пришлось руководителям «Нефтегаза Украины» Бойко и «Газпрома» Миллеру, которые и поставили подписи под этим документом.
Положительным фактором подписания соглашения о создании консорциума есть уже то, что общественность хоть немного узнала об основных положениях его создания и функционирования, что ранее было абсолютно невозможно ввиду полной засекреченности деятельности рабочей группы по его созданию. И вот что стало известно после торжественного создания консорциума: консорциум создается на паритетной основе, на основе украинского законодательства, органы управления консорциумом будут находиться на территории Украины. Остаются открытыми вопросы о формировании уставного фонда (как известно, Украина не хочет вносить в уставной фонд свою газотранспортную систему, а Россия – деньги), и то, будет ли консорциум платить налоги на территории Украины или нет, а также многие другие не менее важные моменты, от решения которых зависит дальнейшая судьба консорциума.
Приведем лишь примеры замечаний, высказанных в ходе подготовки создания консорциума министерствами, анализирующими экономическую целесообразность и юридическое соответствие законодательству Украины создаваемого предприятия. Начнем с Министерства иностранных дел, которое, изучив проект Соглашения между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской Федерации о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере, выслало свои замечания по этому проекту, а пояснительную записку к Соглашению вообще не согласовало, поскольку ее текст не имеет четких непротиворечивых выводов относительно экономической целесообразности заключения Соглашения. Причем эти замечания к Соглашению пошли с грифом «Секретно» через 1-й отдел.
О замечаниях Министерства финансов общественности стало известно благодаря выступлению замгоссекретаря Минфина Сергея Баулина, который сообщил, что создание консорциума принесет бюджету Украины потери в размере 6 миллиардов гривен. Здесь следует уточнить, что до его выступления на документах министерств, анализирующих целесообразность создания такого консорциума, грифа «Секретно» не было, после - этот гриф появился. Но все-таки уточним, по каким именно показателям бюджет Украины понесет потери. Итак, если консорциум не будет зарегистрирован на территории Украины как резидент и платить все полагающиеся налоги, бюджет недополучит те налоги и платежи, которые платит НАК «Нефтегаз Украины», а это в среднем ежегодно порядка 3,5 млрд. грн, в том числе рентная плата за транспортировку газа в размере около 2 млрд. грн. Кстати, в проекте Госбюджета на 2003 год эти поступления уже запланированы в размере 2,2 млрд. грн. Еще одним ударом по бюджету станет тот факт, что ежегодно Россия в счет оплаты Украине транзита своего газа в Европу передает 26 млрд. кубометров газа (такие же объемы предусмотрены и на 2003 год). Часть этого газа реализуется по регулированным ценам населению, бюджетным учреждениям, коммунально-бытовым потребителям по средней цене 156 грн. за тысячу кубометров газа. В случае создания консорциума и приостановки поступлений природного газа за транзит, в соответствии с расчетами Минэкономики, придется перейти на закупку 12,8 млрд. кубометров газа для реализации этой категории потребителей по рыночной цене, а это 355 грн. за кубометр. В связи с этим в бюджете на 2003 год необходимо будет предусмотреть расходов на покрытие разницы в цене на газ для этих потребителей в размере 2,6 млрд. грн. - а, как известно, эти расходы в проекте бюджета не предусмотрены. Вывод Минфина относительно создания консорциума: «Учитывая вышесказанное, до решения вопроса компенсации расходов Государственного бюджета Украины, заключение какого-либо соглашения о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере считаем преждевременным». Как отреагировало руководство страны на это предупреждение, мы увидели 7 октября в Кишиневе.
Министерство юстиции тоже не осталось в стороне от анализа текста проекта соглашения. Основным замечанием Минюста было то, что в Соглашении четко не выписана организационно-правовая форма создаваемого юридического лица, то ли это совместное предприятие, то ли консорциум. Также в Соглашении расходятся сроки его действия, а точнее есть два варианта сроков: «до 01.01.2014» и «на время деятельности Консорциума». Учитывая, что эти периоды могут не совпадать по времени, Минюст предложил согласовать это до подписания документа. Это замечание вроде бы приняли к сведению – заявлено, что консорциум создан на 30 лет.
К сожалению, замечания Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции мы можем предоставить только в виде самих замечаний, без предлагаемого рабочей группой варианта Соглашения, к которому идут поправки. Итак, Минэкономики настаивает, что в соответствии с совместным заявлением президента Украины, президента России и Федерального канцлера ФРГ стороны договорились о создании консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины. Исходя из этого формулирование статьи 1 должно касаться исключительно вопросов газотранспортной системы. Говоря о статье 2 Минэкономики настаивает, что поскольку одной из целей создания консорциума является привлечение инвестиций в газотранспортную систему Украины, положения этой статьи требуют доработки, поскольку предусматривают внесение взаимных инвестиций в развитие газотранспортных систем государств сторон и противоречат статье 3 Соглашения (обоснования аналогично тому, как и к статье 1). К статье 5 Соглашения следующие замечания: поскольку указанным Соглашением только принимается решение о создании международного консорциума, при этом не определяются такие базовые позиции, как состав участников и взаимоотношения между ними, размер и порядок создания уставного фонда, порядок раздела прибыли и убытков, состав и компетенция органов общества и порядок принятия ими решений, порядок ликвидации и реорганизации общества, считаем, что поручать еще не созданному консорциуму выполнение определенных задач является неправомерным. Учитывая, что Минэкономики поддерживает необходимость предоставления украинской стороне, как собственнику газотранспортной системы, контроля над управленческими органами консорциума, эта позиция должна быть отображена в конкретизированной форме в Учредительных документах. Поэтому Минюст предлагает статью 8 дополнить словами «при этом часть Украины не может быть меньшей, чем 50+1% уставного капитала». К статье 11 замечание - необходимо четко определить, что Консорциум должен быть юридическим лицом Украины. Также Минюст считает, что необходимо дополнить статью 11 положениями относительно порядка решения споров Сторонами, которые возможно возникнут при применении или толковании этого Соглашения.
И вот, несмотря на все недочеты соглашения о создании газотранспортного консорциума, он создан. Причем, создан, как мы уже писали, без участия третьей стороны – Германии, Федеральный Канцлер которой еще летом написал Леониду Кучме письмо, в котором сообщал, что в Германии создана рабочая группа для участия в разработке положений консорциума, а также выражал надежду на то, что это группа примет участие в работе и успешно реализует трехсторонний проект сотрудничества в энергетике. Как нам известно, никто германскую рабочую группу к разработке проекта соглашения не привлекал, и ее интересы не учтены (Германию вообще не включили в число участников консорциума). Зато интересы России соблюдены полностью – президент Путин выразил свое удовлетворение тем, что Украина наконец-то стала сдерживать свои обещания – юридически закреплять достигнутые ранее устные договоренности (пусть даже экономически необоснованные и не выгодные для Украины).
Юридически зарегистрировать консорциум обещают уже через месяц. По словам источника в российском правительстве, к этому моменту должен быть наполнен уставный капитал консорциума в объеме, необходимом для реализации первого этапа соглашения. Этот первый, так называемый прединвестиционный этап продлится до 30 августа 2003 года, и на его реализацию потребуется порядка десятка миллионов долларов. В этот период будет проработана и детализирована концепция проекта, его технико-экономическое обоснование, бизнес-план, определены источники финансирования и направления развития. На этом же этапе будет проведена оценка газотранспортной системы Украины и проработаны все документы, которые позволят проекту действовать, как минимум, 30-50 лет - это все заявления российской стороны. Украинская же сторона (кроме президента, премьер-министра и вице-премьера по ТЭК) считает подписание соглашения о создании консорциума предательством интересов государства. Как заявили на пресс-конференции депутаты блока «Наша Украина» Гудыма и Оробец, Кучма преподнес Путину царский подарок в обмен на политическую поддержку. Причем они уточнили, что сдача геополитического положения Украины - это уже второе предательство главы государства после сдачи Севастополя, так как до сих пор нет ни концепции существования консорциума, ни экономического обоснования его деятельности. Тем более опасен этот шаг тем, что при создании консорциума Кучме удалось избежать необходимости ратификации парламентом создания консорциума. Теперь в рамках соглашения «Нефтегаз Украины» и «Газпром» могут прописывать любые условия функционирования предприятия, причем открытым остается вопрос газового долга «Нефтегаза» «Газпрому», урегулировать погашение которого не удается до сих пор. Говоря о долевом участии сторон в консорциуме, депутаты от «Нашей Украины» сообщили, что действительно утвержден паритет, но при этом если Украина захочет привлекать зарубежных участников в консорциум, то она может сделать это за свой счет. Также депутаты напомнили, что ранее премьер-министр Кинах утверждал, что он сделает все для того, чтобы Украина владела контрольным пакетом акций в консорциуме, иначе национальные интересы окажутся под угрозой. Как он сберег эти интересы, мы видим из заявлений о полном паритете участия в консорциуме.
Но украинские парламентарии не собираются так просто отдать России стратегический для Украины объект. На 12 ноября запланирован отчет Кабмина о газотранспортной системе, в ходе которого планируется рассмотреть вопроса функционирования газотранспортного консорциума в Украине. Надеемся, что депутатам удастся к этому времени ознакомиться с деталями функционирования консорциума и принять адекватные ситуации меры для урегулирования этой непростой ситуации, исходя исключительно из интересов государства Украины.
Говоря о шагах, которые можно предпринять для того, чтобы не допустить сдачи украинской ГТС России, Александр Гудыма отметил, что спасти положение может только отставка действующего Кабинета Министров. Новый Кабмин (если конечно он будет отстаивать интересы государства) может денонсировать подписанное соглашение, после чего можно будет спокойно и взвешенно подойти к созданию именно международного, а не исключительно украинско-российского консорциума по развитию газотранспортной отрасли Украины.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".