МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Экс-заложница: Если бы они хотели нас взорвать, то взорвали бы

11/01/2002 | Спостерігач
Экс-заложница: Если бы они хотели нас взорвать, то взорвали бы

Так считает Татьяна Ткачук из Минска, которая находилась среди заложников в захваченном чеченцами здании Театрального центра в российской столице. После возвращения из Москвы бывшая заложница рассказала о том, что она видела и пережила.


Корреспондент.net
01 Ноября 2002, 18:46


Страх за собственную жизнь живет внутри каждого человека, даже в том, кто собрался на тот свет и хочет забрать с собой как можно больше душ. Эта мысль не раз звучала во время моего разговора с Татьяной Ткачук, акушеркой минского областного родильного дома, которая была среди заложников – посетителей мьюзикла "Норд-Ост".

За весь более чем часовой разговор с Татьяной тема страха возникала несколько раз. Татьяна честно призналась, что каждый раз, когда они слышали выстрелы, их всех охватывала чувство страха, которое по своей силе ни с чем нельзя сравнить. Потом оно немного отпускало, и тогда возникали мысли о родственниках, прежде всего о детях. Жить три дня с постоянным ощущением страха было невыносимо.



"Я никогда не думала, что так ужасно, когда стреляют. Там был момент, когда недалеко, но не в зале, что-то взорвалось – и мы все вскочили. И чеченка, которая сидела рядом, сказала: "Видите, как вам страшно. А у нас так каждый день", - рассказала Татьяна


Временами чеченцы стреляли в коридоре, но только, чтобы напугать кого-то, скорее всего тех, кто собирался штурмовать здание, считает Татьяна Ткачук. Но трижды они на самом деле использовали оружие по назначению. В первый раз, когда убили молодую женщину, которая пришла в зал и начала кричать на чеченцев. Татьяна не может сказать, была ли та женщина пьяна, так как не могла с балкона, где они сидели, разобрать разговора.

Через день трагический случай повторился. В зал пришел мужчина, который сказал, что здесь находится его сын. Чеченцы объявили имя сына, но никто не вышел. Этого мужчину тоже убили в коридоре, потому что решили, что он агент ФСБ.

А в последнюю ночь не выдержали нервы у одного заложника – он кинулся через весь зал и чуть не добежал к молодой чеченке с пистолетом. Видимо, хотел завладеть пистолетом. Но подвернул ногу и упал. Потом его тоже расстреляли, а когда ловили дали очередь из автомата в зале и ранили в грудь женщину, а мужчине повредили глаз. Больше никаких проявлений агрессии со стороны чеченцев Татьяна не помнит. Она вообще считает, что некоторые из них, особенно молодые женщины, боялись того, что происходит, не меньше заложников.


"Чеченка, сидевшая рядом, сказала: "Видите, как вам страшно. А у нас так каждый день", - рассказала Татьяна Ткачук

"Я сказала подруге: посмотри ей в глаза. Они же полны страха. Она нас никогда не взорвет....Может быть, это было мое впечатление, но я видела, что она тоже очень боялась. Это было видно даже по тому, как она дотрагивалась до дротиков на бомбе..."

В том, что чеченцы не блефовали, когда угрожали взорвать зал, ее убедила как раз эта молодая шахидка. Она сказала Татьяне: "Вы все неверные, потому должны погибнуть". И все-таки Татьяне хотелось верить не ей, а чеченцу Аслану, главному на их балконе. Он успокаивал женщин, говорил, что они все останутся в живых. "Мы только хотим, чтобы остановили войну в Чечне", – объяснил Аслан и заверил, что ради этого они будут сидеть тут столько, сколько понадобиться, но "заставят Путина закончить войну".

Как – чеченцы не скрывали. Сказали, что через четыре дня после захвата начнут расстреливать заложников. Момента штурма, когда в зал пустили газ и началась стрельба, Татьяна не помнит, потому что в это время они с подругой Ольгой Золиной спали, выпив по несколько таблеток барбитола – снотворного. Она проснулась в госпитале – кто-то хлестал ее по щекам.

Позже она не раз задумывалась, почему чеченки не выполнили свое обещание взорвать театр. Этот вопрос она много раз обсуждала с женщинами в палате. Те говорят, что времени, чтобы соединить провода зарядов, у шахидок было достаточно, но они этого не сделали.

"Хотели бы взорвать, взорвали бы, и мы бы тут уже не сидели. Но не сделали этого. Или приказ не получили, или не выполнили, я не знаю, почему, могу только предполагать, что, возможно, пожалели нас", со ссылкой на белорусскую службу "Радио Свобода" передает "Хартия"97".

Вообще Татьяне жалко не только погибших заложников, но и чеченцев, которые принесли свою жизнь в жертву. Ради чего – об этом она пока не хочет думать. Пока ее главное желание – успокоиться и войти в привычный ритм жизни, где нет страха. Хотя теперь она знает, что такое почти невозможно.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".