МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

"Кефир с вареньем"

11/21/2002 | Star
http://www.geocities.com/stargooner/zam0211.htm

Мой друг купил “говорящий” будильник. Он (будильник) - не Цицерон, конечно. Говорит мало и по делу. Единственная проблема - никак не удается заставить его молчать после двенадцати ночи. До двенадцати он молчит, а после - начинает: “Один час ровно, два часа ровно” и так далее пока не приходит время кукарекать подъем. Мой друг с женой уже немного от него устали и у них начались звуковые галлюцинации. Когда будильник в очередной раз среди ночи сообщает им точное время, мой друг и его жена слышат иногда какие-то совсем нелепые фразы. Вчера в час ночи, жена, вместо “Один час ровно”, услышала “Это - не йогурт, а кефир с вареньем”.

К чему такое бытовое вступление? К тому, что люди слышат (а иногда и видят) в основном лишь то, что сами хотели бы услышать. Соотношение между реальным и ожидаемым - всегда в пользу последнего.

Как в смысле баланса между реальным и ожидаемым в Украине? Ожидания смены власти (о чем говорят результаты мартовских выборов и социологические опросы) настолько сильны, что в разговорах с людьми я иногда просто боюсь упоминать фамилию нынешнего президента - поднимающаяся при этом благородная ярость “вскипает как волна” и может легко перейти в рукоприкладство. А что же реальность? Пока что соотношение действительности и ожидаемого трудно назвать гармоничным. Равновесия, то есть ситуации, когда ожидания равны действительности, еще нет - желания явно перевешивают реальный мир. Качелями это трудно назвать - на протяжении всей новейшей истории Украины так было всегда. Естественно, что от этого растут напряжение и тревога. Чего же ждет наша так называемая “политическая элита”? Когда люди начнут выдавать желаемое за действительное и таким образом вся страна сойдет с ума?

Есть три варианта выхода из нынешнего кризиса. Первый, самый безболезненный и самый идеалистический, - власть поворачивается лицом к людям, извиняется перед ними и начинает исполнять законы и вообще делать то, что до этого только декларировала, то есть приближаться к мировым демократическим стандартам. В это, кстати, можно поверить, особенно если учесть недавние заявления спикера парламента, о том, что, мол, судимости не помешают Януковичу стать премьер-министром, что надо дать ему еще один шанс потрудиться на благо державы.

Второй - более непредсказуемый и немного тревожный - добровольная отставка президента и досрочные выборы. “Осиротевшая” держава, конечно, не захлебнется в собственных слезах от горя, но сможет ли новая власть осуществлять свои полномочия на местах? На последних выборах наши “альтернативные” политики сделали явный упор на парламент, почти проигнорировав выборы в органы местного самоуправления, где остались или даже укрепились их противники. Что будет происходить на местах, если у центральных и местных властей - разные задачи?

Третий путь - явно не конституционный и его необходимо избежать любыми способами. Небольшой исторический пример на тему соотношения между ожиданиями и реальностью. Дело было четыреста лет назад, в России. Смутные, как и сейчас, времена. Бориса Годунова выбирают царем, хотя репутация его была сильно подмочена подозрениями - нет, не одобрением продажи оружия в Ирак, хуже - в заказном убийстве царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного от седьмого брака. Убийством царевича Годунов избавился от единственного соперника на российский престол. Официального подтверждения о причастности Бориса к злодейству, конечно же, не было, ибо в то время он и так был почти что некоронованным царем, но все об этом знали и прямо говорили об этом только в кулуарных разговорах. В начале у Годунова все складывалось неплохо, в царстве - мир, порядок, достаток. Но компроматом на царя в конце концов решил воспользоваться некий галицкий монах Гришка Отрепьев. Аферист был еще тот. Не без способностей, конечно. Гришка поехал в Польское королевство, назвался царевичем Дмитрием и смог даже убедить польского короля в том, что он - потомок Ивана Грозного. Он (Отрепьев) мог бы попросить там политического убежища и спокойно жить на пожалванные ему королем сорок тысяч тогдашних злотых в год. Но не таков был Лжедмитрий. Ему нужно было все Русское царство, ни больше ни меньше. И, созвав добровольцев, пошел это царство завоевывать. Несколькими тысячами волонтеров, почти партизан, тогдашнее российское войско победить было невозможно. Надо было брать умом. И в ход пошли приемы из public relations. Неизвестно, может быть с ним работали какие-нибудь крутые имидж-мейкеры, но начал Лжедмитрий свой поход с PR-кампании - разослал по городам листовки-агитки “К россиянам”, потом издал манифест, в котором призывал “оставить Бориса и служить государю законному” и обещал всем мир, тишину и благоденствие. В то же время, его польские помощники, именем своего короля, объявили, что признали аутентичность Дмитрия, “убежденные доказательствами очевидными” и готовы с ним сражаться за царство. Вот тут-то ожидания народа (его нелюбовь к Борису из-за подозрений в причастности к убийству) и начали реализовываться - города стали сдаваться Лжедмитрию без боя, на его сторону стали переходить воеводы и местные власти. И очень быстро Лжедмитрий дошел до Москвы и стал царем. Вот такая история о действиях с применением PR-технологий, подкрепленных ожиданиями народа.

А вообще, все это, конечно, - не йогурт, а кефир с вареньем.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".